Характер и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Характер - одна из главных составляющих индивидуальности. Слово "характер" широко используется как в жизни, так и в литературе. При взаимодействии с другими людьми каждый человек проявляет свой характер и оценивает его у других. Люди с разными характерами по-разному ведут себя в схожих ситуациях, по-разному реагируют и переживают. К примеру, если мы знаем характер другого человека, то можем лучше понять мотивацию его действий, выбрать оптимальный стиль общения с ним, предвидеть его поведение в тех или иных ситуациях.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

   В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка[5]. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

 

    1. Типология характеров

 

   Попытки построения типологии характера неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещё в начале прошлого века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кремчером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шелдон, а затем – Э.Фромм, К.Монгару, А.Е.Личко и ряд других учёных[6].

   Все типологии человеческих характеров исходило из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и страсть типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии  с этой типологией может быть разделена на группы[7].

   Э.Кречмер выделил три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический  и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.

   1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего роста. Астеник - это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и тонкая грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми наполнениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщин этого типа, кроме того, часто и малорослы.

   2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная высокая голова.

   3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела, склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящий между плечами[8].

   Тип строения тела, как было показано ещё Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелируют со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой «карикатуры определённых нормальных типов личности». Тот тип нормальных людей, который по своим психогенетическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал «шизотимным»; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, -«циклотиминами» «Шизотиминами» свойственны также черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлечённым размышлениям и отчуждённость, холодность, эгоистичность и влажность и властность, сухость и отсутствие эмоций. «Циклотимины» описываются им как люди, обладающие весёлостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

   Приведём ещё одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ёе вывел Э.Фромм и обозначил как социальную типологию характеров. Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определённые социальные, национальные и культурные идеи. Обобщив наблюдение за социальным поведением различных людей, автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

 

1.«Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины  своих жизненных успехов и  неудач, а так же причины наблюдаемых  социальных событий не в складывающихся  обстоятельствах, а в людях. Стремясь  устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи.

2. «Разрушитель». Характеризуется  выраженной агрессивностью и  активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего  крушение надежд у данного  человека.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми  социальными и личными жизненными  проблемами, перестаёт «быть самим  собой». Он беспрекословно подчиняется  обстоятельствам, обществу любого  типа, быстро усваивая тот тип  мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации[9].

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности формирования и развития характера
    1. Наследственность и характер

 

   Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойства характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями.

   Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении однояйцевых близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми - люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой - условнорефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.

 

 

 

    1. Закономерности формирования характера

 

   Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают различные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство - все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера. В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах - отношения симпатия, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формирую целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.

   Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь отношениями, которые сложились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в большой степени зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются.

   Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеждениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Поэтому юношеский возраст, когда становление сознательных взглядов убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.

   Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях. Например, добросовестное отношение к труду у одного человека выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой - размеренно, спокойно.

   В каких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные условия и обусловленные ими социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при различном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движениях могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.

 

    1. Характер и темперамент

 

   Среди свойств индивидуума, в зависимости от которых формируются свойства характера, существенную роль играет тип темперамента, имеющий наследственное происхождение.

   Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

- отождествление характера и  темперамента (Э Кречмер, А. Ружицкий);

- противопоставление характера  и темперамента, подчеркивание антагонизма  между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

- признание темперамента элементом  характера, его ядром, неизменной частью (С-Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

- признание темперамента природной  основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев)[10].

   Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

   Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

   У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Информация о работе Характер и его формирование