Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися
Комплекс профориентационных услуг
в виде профдиагностических
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
Анкетирование
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
лектории для родителей.
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
помощь
родителей в организации
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
избрание
родительского комитета школы из
представителей родительских комитетов
классов, наиболее активных родителей
учащихся, готовых в сотрудничестве
с учителями оказывать
создание попечительского
Как оценивать эффективность профориентации школьников
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения
Критерии |
Показатели | |
9 класс |
10-11 классы | |
Когнитивный (К) |
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. | |
2. Владение способами | ||
3. Знание многообразия мира го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. |
3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК). | |
4. Понимание специфики |
4. Знание своих интересов, | |
Мотивационно- ценностный (М-Ц) |
1. Заинтересованность в 2. Положительное отношение к
продолжению обучения в 3. Осознанная мотивация на 4. Осознание необходимости 5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. |
1. Устойчивые познавательные 2. Отношение к избираемой 3. Адекватная самооценка ПВК. |
Деятельностно-практический (Д-П) |
1. Проявление волевых усилий
в достижении поставленных | |
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. |
2. Готовность к 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к |
Приложение 1
Примерные мероприятия, включающиеся в план профориентационной работы школы.
Содержание деятельности |
Ответств. | ||
Организационная работа в школе |
|||
1 |
Оформление кабинета, уголка по профориентации. “Твоя профессиональная карьера” “В мире профессий” “Слагаемые выбора профессии” Оформление стенда (общешк.). “Образовательная карта”. (шк. сеть, направления, учебные заведения) “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”. |
Полосина С.А. | |
2 |
Создание школьного совета по профориентации. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. | |
3 |
Проведение анализа |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. Кл. рук. Выпускных классов | |
4 |
Сопоставление и обсуждение плана профорнентационной работы на новый учебный год. “Организация |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. | |
5 |
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. | |
6 |
Пополнение библиотечного |
Библиотекарь. | |
7 |
Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений. |
Администрация | |
8 |
Организация работы предметных кружков
на базе школьных мастерских, кружков
декоративно-прикладного |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. по ВР Суворова О.С. | |
9 |
Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов. «Мои профессиональные планы", (Приложение 3) |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. | |
10 |
Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть" |
Редколлегия. | |
11 |
Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н., Кл. рук. | |
12 |
Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, МУК, Центром занятости. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. | |
13 |
Оформление и обновление стенда "Профессии, которые нам предлагают". |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. | |
14 |
Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. | |
Работа с педагогическими |
|||
1 |
Разработать рекомендации классным руководителям
по планированию профориентацнонной работы
с учащимися различных |
Зам дир. по ВР Суворова О.С. | |
2 |
Организовать для педагогов и кл. рук.. цикл семинаров по теме “Теория и практика |
Зам. дир. по УВР. Зам дир. по ВР | |
3 |
Предусмотреть в плане работы метод
объединений педагогов “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”. “Система образования в России” “Система профориентащюнной “Методика профориентационной работы по возрастным группам”; “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”; “Методические основы профориентации во внеклассной работе”; “Работа с учащимися по интересам”; “Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”; “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”; “Профориентация в процессе изучения основ наук”. |
Зам дир. по восп. работе Руководитель М.О. Психолог | |
4 |
Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. (Приложение 4) “Исследование готовности “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”, “Изучение склонностей и интересов”, “Изучение профессиональных намерений и планов учащихся” |
5-6кл 7-8кл 9-11кл |
Психолог. |
5 |
Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности уч-ся в педагогическом процессе. |
Психолог. | |
6 |
Организовать помощь в разработке кл. часов. |
Зам дир. по ВР Суворова О.С. | |
Работа с родителями |
|||
1 |
Организовать для родителей лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении". |
Зам дир. по ВР | |
2 |
Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”. |
К л. руков., Психолог. | |
3 |
Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н., Кл. рук. | |
4 |
Привлекать родителей к |
Кл. руковод. | |
5 |
Спланировать проведение родительских собраний (общешко ль пых, классных). “Анализ рынка труда и востребованости профессий в регионе” “Медицинские аспекты при |
Зам дир. по ВР Суворова О.С. Кл. рук. | |
6 |
Привлекать родителей к |
Кл .руковод Учителя-предм. | |
7 |
Подготовка рекомендаций родителям
по возникшим проблемам |
Кл. руковод. Психолог | |
8 |
Привлекать родителей к |
Зам дир. по восп. работе Кл. руковод | |
9 |
Организовать для родителей встречи со специалистами. Круглый стол “ Выбираем
свой путь” для учащихся и
их родителей с участием Круглый стол “ Выбираем
свой путь” для учащихся и
их родителей с участием |
9 кл
11 кл |
Кл. руковод Психолог |
Работа с учащимися |
|||
1 |
Предпрофильная подготовка Курс“Мои профессиональные планы” |
Учнтеля-предм. Кл. руковод. Собакина Л.А. | |
2 |
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города |
6-11 кл.. |
Кл.руковод |
3 |
Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленностн. |
Психолог. кл. руковод. | |
4 |
Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. |
Кл. руковод.. Психолог | |
5 |
Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений. |
К л. руковод. | |
6 |
Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся. |
Психолог. | |
7 |
Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. |
1-4 кл |
Зам дир. по восп. работе Кл. руковод |
8 |
Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии" |
Учитель технологии Полосина С.А. | |
9 |
Организация и проведение с уч-ся выставок “В мире профессий» Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед. |
К.л. руковод., библиотекарь. | |
10 |
Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) |
5-11кл. |
Кл. руковод. |
11 |
Организация и проведение встреч с
представителями |
Кл. руковод. | |
12 |
Организация экскурсий и встреч со специалистами “Центра занятости”. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. | |
13 |
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений |
9-11кл. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. |
14 |
Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками |
1-4 кл 6-11кл. |
Учителя- предметники |
15 |
Организация экскурсий в МУК, помощь
в определении профиля |
7-9кл. |
зам. директора по УВР Бородина Н.Н. |
16 |
Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. |
9-11кл. |
Зам дир по ВР Кл. руковод |
17 |
Создание портфолио учащегося. (Приложение 5) |
Кл. руковод., психолог. | |
18 |
Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся. Участие в конкурсах декоративно- |
Учителя "Технологий", | |
19 |
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования. |
Кл. руковод. | |
20 |
Проведение диагностики по выявлению интересов уч-ся |
Психолог. | |
21 |
Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке: - знакомство с профессиями, связанными с растениводством - знакомство со строительными профессиями - пришкольный лагерь отдыха |
7-8 кл
10 кл |
Зам. днр. по В.Р., кл. руковод. |
22 |
Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил дня выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.). |
Кл. руковод. | |
23 |
Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профорнентационное значение. |
Библиотекарь. |
Приложение 2
Организация предпрофильной подготовки по типам профессий в начальном и среднем звене через систему внеклассных занятий
Человек - Человек |
Человек-Природа |
Человек – Художественный образ |
Спортивно - оздоровительно секции |
Клуб «Патриот» |
Кружок «Юный цветовод» |
Музыкальный кружок |
Регби 2-3 классы |
Кружок «Натуралист» |
Студия «Модный контур» СДК |
Волейбол | |
Кружок «Юный архитектор» ДДТ |
ОФП | ||
ОФП | |||
Туристический кружок «Туризм» |
Приложение 3
Ориентационные курсы по предпрофильной подготовке в 9 классе
Курсы по выбору (68 часов) ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для этого организованы модульные курсы по типу профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Цели курсов:
Выявление интересов и склонностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
Помощь в принятии адекватного выбора дальнейшего направления образования, пути получения образования.
Типы профессий |
|||
Человек- Техника |
Решение задач повышенной сложности | ||
Человек-Человек |
Основы правоведения | ||
Человек-Знаковая система |
Решение нестандартных задач | ||
Человек-Худ образ |
Анализ художественного текста |
Русская словесность | |
Человек-Природа |
Решение расчетных задач по химии |
Приложение 4
Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Сроки реализации |
Этапы |
Взаимодействие | ||
7-8 класс |
9 класс |
10-11 класс |
||
1. Подготовительный этап |
||||
Сентябрь |
Подготовка материалов. Собеседование с классными руководителями. Составление плана работы |
Классный руководитель, Зам. дир. по В.Р. психолог | ||
2. Информационный этап |
||||
Октябрь |
Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения. Информирование о профильных классах данной школы и других школ города. Информирование родителей о возможных вариантах выбора. |
Информирование учеников о
возможных вариантах выбора |
Информирование учеников о возможных
вариантах выбора образовательного
маршрута и профессионального Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий. |
Классный руководитель
Психолог |
3. Диагностический этап |
||||
Ноябрь - Декабрь |
Диагностика интересов, потребностей и склонностей: - карта интересов; - диагностика включенности и
эмоционального благополучия Диагностика возможностей: - анализ результатов - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс- |
Изучение интересов, потребностей и склонностей: - карта интересов; - диагностика свойств личности. Диагностика возможностей: - анализ результатов успеваемости; - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс- |
Изучение интересов, потребностей и склонностей: - карта интересов; - диагностика свойств личности. - анкета “Ориентация” - опросник Дж. Голланда; Диагностика возможностей: - анализ результатов - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс- |
Психолог, учащиеся, родители |
4. Аналитический этап |
||||
Декабрь - Январь |
Анализ результатов Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей. Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций. |
Обработка и анализ результатов диагностики. Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося. Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий. |
Обработка и анализ результатов диагностики. Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося. Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий. |
Психолог
Учащиеся совместно с
|
5. Обобщающий этап |
||||
Февраль – Март |
Индивидуальное Индивидуальное Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом |
Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”. Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения. Индивидуальное |
Проведение серии Работа с учащимися по анализу
основного и запасного Индивидуальное |
Психолог, администрация, классные руководители.
|
6. Заключительный этап |
||||
Апрель - Май |
Работа по схеме “МОГУ + ХОЧУ + НАДО + Варианты выбора” |
Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса. Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио. “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации. |
Составление списков класса с указанием
основного и запасного Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио. “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации. |
Классный руководитель, администрация психолог
|