Ценностно-смысловые составляющие личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Проблема исследования ценностных ориентацией у современных руководителей остается актуальной. Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, что особенно ярко выражено у современных руководителей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных руководителей.

Содержание

Введение
6
1 Теоретико-методологические основы исследования проблем ценностей и ценностных ориентаций
9
1.1 Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций
9
1.2 Ценностные ориентации - как одно из составляющих формирования имиджа первого лица и организации
30
2 Организация и методология исследования
41
2.1 Выборка и методы исследования
41
2.2 Результаты исследований особенностей ценностных ориентаций современных руководителей
52
Заключение
60
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностно-смысловые составляющие личности руководителя.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что «ценность» как категория и междисциплинарное понятие характеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существования. Д.А.Леонтьев различает следующие формы существования ценностей:

1. Общественные идеалы.

2. Предметно воплощенные ценности.

3. Личностные ценности.

В первой своей ипостаси ценности относятся к категории «социальных представлений», являясь неотъемлемой частью объективного уклада общественного бытия конкретного социума и отражая опыт его жизнедеятельности. Здесь, однако, следует различать ценности социума и идеалы, формулируемые в виде «идеологических конструкций». Для социума значимыми могут быть либо общечеловеческие «вечные» ценности (истина, красота, справедливость), либо конкретно-исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), или ценности малых референтных групп (успех, богатство, мастерство, самосовершенствование) и т.д. В.Краус в работе «Нигилизм и идеалы» пишет: «Только "ценность", а именно в значении чего-то, что хотели бы иметь все, делает идею идеалом».

Общественные идеалы или так называемые социальные ценностные представления не могут быть познаны непосредственно. «Более прямым и адекватным выражением ценностных идеалов, - указывает Д.А.Леонтьев, - служат их зафиксированные в культуре предметные воплощения». Воплощением ценностных идеалов может выступать либо сам процесс деятельности, либо ее продукт (деятельность). Совокупностью же таких продуктов и является материальная и духовная куль-тура человечества, реализованная, воплощенная ценность, а не сама ценность, как таковая. Таким образом, предметы материальной и духовной культуры, воплощающие общественные ценностные идеалы, сами по себе ценностью не являются. Их «ценностная предметность» - системное качество, проявляющееся в процессе функционирования предмета в системе общественных отношений.

Личностные ценности представляют собой внутренний мир личности. Формируясь, как и потребности, в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, однако, не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом. Личностные ценности, как и ценности социальные существуют в форме идеалов, т.е. «моделей должного» [20]. А.И.Яценко характеризует идеал как «мысленный образец совершенства», норму, к которой следует стремиться как к конечной цели деятельности. К.Клакхон отмечает, что «ценность является характеристикой не любого желания или предпочитаемого объекта или способа поведения, а такого, который является желательным, то есть желание или предпочтение которого обосновано с точки зрения определенных стандартов или критериев - личных или общественных». При этом критерии желательности желаемого определяются его совместимостью с целями и направленностью развития как личности, так и социальных групп и социокультурных систем. Для К.Клакхона функциональная роль ценностей связана с самим фактом жизни человека в обществе. Необходимость существования ценностей он объясняет следующим образом: «Без них жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей» [21].

Таким образом, известны три формы существования ценностей: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные идеалы. В этот ряд не включают ценностные ориентации сознания, не рассматривая их как форму бытия ценностей, поскольку, если личностная ценность индивида - значимая ценность одной из социальных общностей или групп, с которой он себя отождествляет и ценность, предметно воплощённая в продукте его деятельности связаны между собой необходимо и однозначно, то ценностные ориентации его сознания связаны с ними не необходимыми и неоднозначными отношениями (по Д.А.Леонтьеву).

Объективные основы ценности аргументировано представлены И.С.Нарским в концепции «Диспозиционной структуры личности».

По Нарскому, объектам присущи диспозиции, то есть способность вызывать ощущения в субъектах, а в психике субъектов - диспозиции переживать ощущения в случае наличия этих объектов и опосредованного взаимодействия их с субъектом через посредство других объектов.

Американский социолог Н. Смелзер определяет ценности -как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится - это основные нравственные принципы. Как отличает Смелзер: «у каждой культуры, этноса свои ценности, каждый общественный строй диктует свои ценности. При этом, ценности не нуждаются в обосновании, но сами им служат. Они обосновывают нормы, ожидания, стандарты, реалии в ходе взаимодействия между людьми». Н.Смелзер и К. Уильямс разработали свою систему ценностей современного общества [22]:

1 группа - "личностный успех" - ее составляют люди, ориентированные на достижение богатства.

2 группа - "активность и труд" - ориентирована на рациональное  использование сил, времени, средств.

3 группа - "эффективность и полезность" - данную группу составляют люди, которые анализируют, осуществляют  эмпирический подход к окружающему.

4 группа - "прогресс" - ее составляют  оптимистично настроенные люди.

5 группа - "уважение к науке" - данная группа ориентирована на научные достижения.

6 группа - "конфликтная" - здесь  наблюдается противоречие между  теми, кто придает основное значение  материальным благам и успехам и теми, кто считает данные ценности устаревшими, так как окружающая среда и природные ресурсы не удовлетворяют потребностям общества.

Классификация Смелзера и Уильямса является, как и другие, условной, так как не позволяет дифференцировать ценности четко по указанным категориям [23].

Б.С. Ерасов определяет ценности - как выбор объекта, состояние, имеющее позитивное значение, выходящее за рамки обыденного сходства и различия понятий: ценности, интересы, потребности, ценностные ориентации. Ценности - наиболее общий термин в ряду. Ерасов предлагает свою классификацию ценностей:

1. Витальные ценности (жизнь, физическое  состояние, экология)

2. Социальные (статус, профессия, семья)

3. Политические (патриотизм, свобода  слова, мир)

4. Моральные (доброта, гуманность, любовь, честность, справедливость)

5. Эстетические (красота, гармония, развлечения, творчество) [24].

По Поршневу «Ценность есть предмет потребностей человека, таким предметом выступает вещь или идея, где материальные ценности являются первостепенными».

Механизм действия ценностей - это создания более гибкого уровня регуляции общества, подчинение себе функционирования норм, значений, через которые человек познает окружающий мир.

На более высоком уровне, культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которая позволяет обществу и человеку дифференцировать истину и заблуждение, допустимое и запретное [25].

Система ценностей в широком смысле - это "ось" культуры, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания.

Ценности содержат переход из одной сферы в другую, приковывают общественное мнение к наиболее значимому на данный момент. Они характеризуют данную культуру как результат духовной работы, которая осуществляется всем обществом, ее идеалами.

Система ценностей - действенная сторона общественного сознания, взятая в совокупности его форм. В ней отражается отношение человека к миру, который либо удовлетворяет его, либо "человек своим действием решает изменить его" [26]. Это предположение основано на идеалистической и позитивистской концепции рассмотрения ценности в качестве выработанных общественных норм (Э. Дюркгейм), или в качестве объектов субъективного интереса (Т. Парсонс), которые сами определяют тип социального взаимодействия, являются их детерминантами.

Итак, ценности как идеи апеллируют не к повседневным интересам, а к интересам более высокого порядка: интересам человечества.

В философии существует два подхода к определению приоритета ценностей: идеалистический подход рассматривает идеи, сознание, взгляды людей, то есть духовные сущности как решающие в общественной жизни, а материальная деятельность, производство материальных благ зависит от духовных ценностей и является средством их осуществления; философский материализм придерживается взглядов о том, что на современном этапе материализм распространился не только на понимание взаимосвязи природы и мышления, но и на всю историю человеческого бытия, на все формы общественной деятельности [27]. Материальные ценности определяют общественное сознание и духовные ценности общества.

Анализируя специфику общественной жизни необходимо рассматривать обе стороны категории "ценности" - духовную и материальную - в единстве, во взаимосвязи, не изолируя одну от другой, не противопоставляя их друг другу.

Таким образом, необходимо определить какая из сторон является определяемой, а какая определяющей в категории "ценности".

Рассматривая роль категории "ценности" в общественно-историческом процессе материалистическая философия признает материальные ценности определяющей стороной человеческой деятельности, вместе с тем учитывается, что духовные ценности влияют на выбор материальных ценностей, но данное влияние ограничено материальными условиями жизни людей.

Говоря о соотношении материальных, и духовных ценностей, следует, подчеркнуть, что материальная сфера - объективная реальность, существующая вне деятельности мозга, а духовная сфера и сознание субъективны, они являются продуктом деятельности мозга.

Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие методики, как тест М.Рокича в модификации Д.А. Леонтьева - для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций; тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО); самоактуализированный тест (САТ) Л.Я.Гозмана с соавторами - для изучения степени соответствия ценности испытуемых ценностным ориентациям самоактуализирующейся личности; опросник уровня субъективного контроля (УСК) над разнообразными жизненными ситуациями; опросник самоотношения (ОСО) С.Р.Пантилеева и В.В.Столина - для изучения особенностей самооценки и Я-концепции; тест мотивации достижений Т.А. Махрабяна; опросник потребности в достижениях Ю.М. Орлова - для изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы и мн. др [28].

Оригинальный подход к исследованию ценностных ориентации личности разработала С.С. Бубнова, включающий:

а) концепцию ценностных ориентации как системообразующего фактора личности;

б) методологические принципы исследования (нелинейность, иерархичность и динамичность);

в) методы анализа системы ценностных ориентации;

г) методику ее диагностики.

В результате анализа основных видов ценностей автор выделил три уровня их организации:

1. Наиболее обобщенные, абстрактные  ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности, в свою очередь, дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные - на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д [29].

2. Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности  и проявляющиеся как свойства  личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п.

3. Наиболее характерные способы  поведения личности, выраженные  в реализации и закреплении  ценностей-свойств.

Структура ценностных ориентации личности, как правило, нелинейна, поэтому методы ее исследования должны включать многомерный статистический анализ, в частности, многомерное шкалирование и кластерный анализ.

На выборке различных звеньев руководителей С.С.Бубнова выявила несколько типов личности, различающихся структурой ценностей-идеалов:

-неформальный лидер,

-гуманистический" тип,

-личность с доминированием материальных  ценностей,

-познавательный,

-эстетический,

-личность с неструктурированной  системой ценностных ориентации.

Полученные эмпирические данные, доказывали, что ценности-идеалы связаны с конкретными формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносимо с разными ценностями, а последние - одновременно с несколькими способами поведения [30]. Установлено, что ценности-идеалы могут реализоваться через поведение, обусловленное либо данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем они могут оставаться нереализованными, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности.

Экспериментальное исследование системы идеальных ценностей различных возрастных и профессиональных групп показало, что: в структуру значимых ценностей всех испытуемых входит ценность хорошего здоровья; структура ценностных ориентации изменяется чрезвычайно динамично; структура ценностных ориентации руководителей отражает, в первую очередь психологическую, и только во вторую очередь - профессиональную принадлежность; в число личностно значимых ценностей женщин-руководителей входят любовь, общение, познание и стремление к прекрасному, а в число значимых ценностей высшего руководящего звена и экономистов входит, кроме общечеловеческих ценностей (любовь, общение), ценность высокого материального благосостояния [31].

Было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую:

Информация о работе Ценностно-смысловые составляющие личности руководителя