Ценностные ориентаци подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций подростков 4
1.1 Понятие и виды ценностей и идеалов 4
1.2 Обзор теоретических работ в области ценностных ориентаций 7
1.3 Анализ исследований ценностных ориентаций подростков в постсоветском обществе 10
1.4 Влияние педагогической поддержки на становление ценностных ориентации современного подростка 14
Глава 2Методики исследования ценностных ориентаций 17
2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу 17
2.2 Исследование ценностных ориентаций 20
Выводы 25
Литература 27
Приложение А 30

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностные ориентации подростков.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

    Многие  исследователи придавали большое  значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.

    Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты  созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.

    Наиболее  интересные с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности старший подростковый и переходный к юношескому возрасту. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

    Важнейшими  детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.

    Общение в этот период приобретает ряд  специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.

    Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных  исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

1.3 Анализ исследований  ценностных ориентаций  подростков в постсоветском  обществе

 

    Изучение  динамики жизненных ориентации и  ценностей подростков — благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. В этой области отечественной наукой накоплен богатый опыт проведения эмпирических и теоретических исследований, получены важные научные результаты. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки — завтрашние активные участники всех социальных процессов.

    Современная ситуация в постсоветском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались. Отсутствие идеалов и целей в жизни весьма отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны — для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности.

    Имеет ли современные подростки идеалы и цели в жизни? Так, результаты опросов, проведенных в Социоцентре МГУ по общероссийской выборке и НИЦ при Институте молодежи в 1997 г., показали, что почти каждый третий молодой человек их имеет и стремится к их осуществлению, более трети имеет идеалы и цели, но только как ориентиры в жизни, не прикладывая особых усилий к их осуществлению, каждый десятый респондент идеалов и жизненных целей не имеет, поскольку они еще не сформированы, почти такое же количество опрошенных также не имеют идеалов и целей, но постольку, поскольку они еще не сформировались в обществе и их сегодня не существует.

    Согласно  сделанной выборке, главным для  молодежи, прежде всего, является реализация своих способностей (21,4%), а затем уже стать богатым (16,1%) и жить в свое удовольствие (15,9%). Достаточно равномерные по численности группы тех респондентов, кто стремится стать человеком высокой культуры (14,5%), высококвалифицированным специалистом (14,3%), сделать карьеру, добиться высокого социального статуса в обществе (14,7%), а уйти от «мира» и спасти свою душу хотят только 1,0% из числа опрошенных.

    Распределения в целом по массиву опрошенных показывают достаточно высокую степень ориентации молодежи на получение хорошего образования как на фактор успеха в жизни — 23,7%, хотя, наряду с этим знакомства и связи ценятся несколько выше — 25,7%, а выше всего происходит ориентация на деньги, как на фактор, обеспечивающий успех в жизни — 31,3%.

    В ходе исследования смысложизненных ценностей подростков, проведенного В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз было установлено, что ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе. Для 79% опрошенных эти ценности — основа интеграции. А вот отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни — весьма неоднозначное. 71% респондентов считают, что «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение». Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня не могут ни правда, ни красота.

    В обществе, ставящим своей целью «построение  развитого капитализма», необычайно остра проблема денег, обуславливающая ценностные ориентации подростков. Происходит смещение в системе жизненных ценностей детей, переосмысливается значимость денег в жизни. Проведенное С.Ю. Бурениной исследование показало картину влияния денег на разные стороны жизни подростков, в первую очередь выявило особую роль карманных денег, количество которых в решающей мере зависит, не от возраста подростков, а от уровня доходов семьи, и которые выступают как фактор расслоения подростков на группы более и менее обеспеченных, как средство, активно вторгающееся в их отношения, как условие дестабилизации этих отношений, о чем говорят сами респонденты. Подростки подчеркивают, что деньги являются условием совместного времяпрепровождения и осуществления совместной деятельности, личность сверстника оценивается в ряде случаев с точки зрения наличия или отсутствия у нее денег.

    Полученные исследователем данные позволили ей сделать вывод о том, что деньги и оплачиваемая деятельность, в которую в настоящее время стремятся включиться подростки, выступают как факторы социализации, актуализировавшиеся в условиях нестабильного социума.

    Согласно исследованиям, проведенных в Социоцентре МГУ по общероссийской выборке и НИЦ при Институте молодежи в 1997 г., деньги, как основной фактор успеха в жизни, в соотношении по выделенным возрастным группам молодежи, более всего значимы для старшей возрастной группы (27-29 лет) — 33.8%, менее всего — для 18-20 летних — 12,2% .

    Результаты  исследований смысложизненных ориентаций подростков З.К. Селивановой дают представление  о том, что мир ценностей молодежи чрезвычайно противоречив. Это, в частности, означает, что молодые люди не всегда могут верно, сориентироваться в социальной действительности. По мнению исследователя, «одной из основных причин негативных тенденций в духовной среде подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, телевидение... Подростки принимают за «правду жизни» все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь. Пока взрослые спорили о том, каким должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, неконтролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды воспитания уже дают свои всходы. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа».

1.4 Влияние педагогической  поддержки на становление  ценностных ориентации современного подростка

 

    Личность  современного подростка находится  в ситуации нравственного самоопределения.

    Свой выбор подросток совершает в зависимости от многих факторов, как природных, так и социальных, но решающим является среда, где личность школьника включается в освоение системы ценностей. В этом аспекте особое значение имеет создание воспитательного пространства для подростка, которое выполняет функцию ценностно-ориентационного механизма, тем самым, компенсируя негативные тенденции, которые могут возникнуть с выбором его ценностей на современном этапе.

    Основная  цель ценностного воспитания — это не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у подрастающего поколения способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах.

    Воспитание  во многом зависит от его содержания, оттого, что воспитание предлагает в качестве предметов познания, преобразования, достижения, фундаментом являются базовые компоненты содержания воспитания, которые строиться от запроса подростка (что для него является актуальным) и связаны с его развитием и становлением как личности.

    По  мнению Д.И. Фельдштейна «возможность оценить свои личностные качества, удовлетворить свойственное стремление самосовершенствованию» подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». По мнению ученого этот мир воспринимается им через «посредство взрослых людей, подросток ждет от них понимания, доверия».

    Становление подростка как личности невозможно без поддержки взрослых. Педагоги, родители должны строить свои отношения  из развивающегося чувства взрослости подростка.

    Подросток находится в состоянии поиска: что ранее для подростка имело смысл, в настоящем может отвергаться: духовные, интеллектуальные и физические силы подростка еще не развиты, и он не в состоянии полностью справиться с проблемами самовоспитания и в жизни в целом.

    Д.И. Фельдштейн отмечает, что произошла примитивизация сознания детей, отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности, где за внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей — тревожность, страхи, неуверенность. Подростку нужна педагогическая помощь и поддержка. Формы и методы поддержки многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа подростка и педагога, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса, особенностей среды воспитательного пространства и многих других факторов.

    Эффективность воспитания ценностных ориентации подростка  в школе предполагает такую систему отношений и деятельности, которая будет направлена на поддержку ребенка в усвоении им принятых в обществе ценностей, норм поведения, способов деятельности и может помочь подростку в том, чтобы он хотел «совершенствовать себя». Данная система отношений подросток-взрослый должна быть направлена не только на получение знаний о том, как должен вести себя подросток в обществе, но и уметь применять эти знания, быть компетентным, реально и эффективно использовать знания в решении тех или иных проблем, включать полученные знания в жизненную практику. Без представления об идеале невозможно строить воспитательную работу даже в условиях далеко от идеальных.

    Отношения педагога с подростком должны строиться на основе принципов гуманизма Гуманистический характер воспитания ориентирован на признание человека «наивысшей ценностью жизни»; педагог как носитель культурных ценностей постепенно приобщает подростка к усвоению социально-значимых ценностей в обществе; воспитательный процесс строится с учетом возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей психического развития ребенка. Применение научных знаний в практической деятельности педагога будет способствовать позитивному воздействию и взаимодействию в диалоге «учитель-ученик».

    Практика  показывает, что результатом такого взаимодействия и поддержки ребенка выступают готовность подростка к самоопределению, что в свою очередь влияет на нравственную направленность личности, сформированность базовой культуры, способность проектировать свой жизненный путь.

 

Раздел 2 Методики исследование ценностных ориентаций

 

    Специфическим объектом исследования является старшая  возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой — их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Интерес к данному объекту исследования определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно — в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование ценностных ориентаций молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.

Информация о работе Ценностные ориентаци подростков