Ценностные ориентаци подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций подростков 4
1.1 Понятие и виды ценностей и идеалов 4
1.2 Обзор теоретических работ в области ценностных ориентаций 7
1.3 Анализ исследований ценностных ориентаций подростков в постсоветском обществе 10
1.4 Влияние педагогической поддержки на становление ценностных ориентации современного подростка 14
Глава 2Методики исследования ценностных ориентаций 17
2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу 17
2.2 Исследование ценностных ориентаций 20
Выводы 25
Литература 27
Приложение А 30

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностные ориентации подростков.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

2.1 Исследование ценностных  ориентаций по  М. Рокичу

 

Исследование  проводится на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича. Методику не рекомендуется применять для отбора и экспертизы. Возможно применение методики в клинической практике и для профориентации. Лучшие результаты дает применение методики индивидуально, но возможно ее применение и в группе. Компьютерного варианта нет. Пользователь – психолог)

      Респондентам предлагается ранжировать (пронумеровать) 18 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся предлагается выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.

    Исследование  проводится анонимно с использованием бланков (см. Приложение А)

      При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), используется количественный анализ, в котором учитываются две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).

    Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых  ценностей-целей при подсчетах  в классе приравнивается к 100 процентам, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле:

Цi (%) = (Ri / 3n) * 100 %,

где Цi (%) — процентное содержание выборов i-той ценности;

  Ri — суммарное количество выборов i-той ценности;

  n — объем выборки (количество  учащихся),

  3 — коэффициент, связанный с  тремя позитивными выборами одним учащимся.

    Таким же образом определяется процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваиваются 17-е и 18-е места.

    Результаты опросов, проведенных в Социоцентре МГУ по общероссийской выборке и НИЦ при Институте молодежи в 1997 г., показали, что при рассматривании принятых ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26 % места и также не попадает в отвергаемые.

    Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей  не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всем выборкам. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках — 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 22 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) — 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.

    К числу не принимаемых, но и не особы  отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).

    В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности. Принимаемой ценностью у старшеклассников является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.

    Наиболее  отвергаемой ценностью выступает  равенство, что связано с осознанием своей неповторимости и уникальности.

2.2 Исследование ценностных  ориентаций

 

    Школьникам предлагается опросник, состоявший из 20 вопросов. Испытуемым предлагается выбрать один (или при необходимости два-три, но не больше) варианта ответа, который они считают наиболее приемлемым для себя. В случае, если испытуемый не находит в списке того ответа, который считает правильным, он может написать свой собственный вариант ответа (для этого в каждом вопросе предусмотрен пункт «другое»).

    Исследование  проводится анонимно с использованием бланков (см. Приложение Б).

    При обработке полученных данных используется количественный анализ, в котором учитывается частота выбора подростками тех или иных вариантов ответа.

    Данные  бланков отдельной выборки (класса) сводятся и таблицу: 

Вопрос Частота выбора варианта ответа
а б в г д е ж з и к л м
1. Что  Вам больше всего нравится делать в свободное время?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Какие  фильмы Вы предпочитаете смотреть?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Какие  телепередачи Вас больше всего  интересуют?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Какая  музыка Вам больше всего нравится?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. Что  Вы обычно читаете в свободное время (помимо школьной програм-мы)?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. Что  такое, на Ваш взгляд, «здоровый  образ жизни»?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7. Считаете  ли Вы для себя необходимым  придерживаться принципов здорового образа жизни?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8. Если  бы Вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики, Вы бы:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9. Считаете  ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10. С  какого возраста, как Вы считаете, можно начинать половую жизнь?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11. Как  Вы относитесь к проблеме ранней беременности?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12. Если  бы Вы узнали, что Ваша подруга собирается сделать аборт, Вы бы:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
13. Насколько  Вы осведомлены о средствах и способах безопасного секса?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
14. Чего  Вы боитесь больше всего в  этой жизни?  
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15. Насколько  безопасно Вы себя чувствуете?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
16. Хотели бы Вы иметь какое-нибудь оружие? Какое?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
17. Какая  профессия (род занятий) представляется Вам наиболее престижной и достойной?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
18. Если  бы у Вас была возможность выбора, в каком учебном заведении Вы предпочли бы учиться сейчас?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19. Как  Вы считаете, достаточно ли школа  готовит Вас к будущей самостоятельной жизни?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
20. Что  или кто является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам «справляться с жизнью», с возникающими трудностями и проблемами?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

      Согласно  исследованиям, проведенных в Социоцентре  МГУ по общероссийской выборке и НИЦ при Институте молодежи в 1997 г., ценностные ориентации подростков более-менее лежат в плоскости общих ценностных ориентаций в разрезе современного общества. Это, возможно, объясняется достаточно прочной связью между современными поколениями «отцов» и «детей» — недаром же первое место в вопросе о том, кого испытуемые считают наилучшей поддержкой, заняли родители. Низкие (или вообще нулевые) показатели для «природы», «религии», «искусства», «хобби» могут свидетельствовать о том, что подростки не считают опорой в своей жизни свой внутренний духовный потенциал, ориентируясь на общество («родители» и «друзья»).

    О достаточно сильном желании быть «такими, как все» свидетельствует и их выбор престижных профессий — бизнесмен и юрист, в котором они просто пошли вслед за нынешними предпочтениями общества.

    Такие же выводы можно сделать и из положительного ответа (причем. практически «хором») на вопрос о необходимости вести здоровый образ жизни. Несмотря на то, что практически все испытуемые назвали это обязательным в своей жизни, реальной основы под эти утверждением немного: об этом можно судить по выбору условий оного здорового образа жизни: немного «не пить», немного «правильно питаться», чуть-чуть «заниматься спортом» — и очень редко совмещать эти способы. Следовательно, мы будем недалеки от истины, если сделаем вывод о высокой голословности декларируемого желания здорового образа жизни: делать что-то конкретное в этом направлении мало кто реально пока собирается.

    В вопросах, касающихся секса, подростки  проявили относительно традиционные взгляды. Так, большинство из них считает, что секс должен появляться в жизни не ранее 17 лет; они декларируют осуждение проституции и необходимость бороться с ней, одновременно проявляя свое непонимание сути этого явления (об этом свидетельствует довольно значительное согласие — 5 из 16, т.е. практически треть — с утверждением, что «проституция — это способ получить за собственное удовольствие большие деньги»).

    Почти половина подростков заявила о том, что они знают все о способах безопасного секса. Думается, в этой позиции больше желаемого, чем действительного. О некоторой их самонадеянности можно судить из того, что они мало задумываются о некоторых последствиях сексуальной жизни: практически дружное «проблема ранней беременности меня не волнует» и такие же совпадение ответов о решении подруги сделать аборт как о «ее личном деле». Все это может свидетельствовать также и об элементарной неготовности принимать ответственность за последствия своих решений и поступков.

    Вместе  с тем подростки демонстрируют  относительное отсутствие страхов  перед окружающей жизнью. Большинство опасаются реальных (и, увы, достаточно распространенных) бед — «сесть на иглу», заразиться СПИДом. (Диссонансом выступают 4 ответа о боязни сойти с ума. Это может свидетельствовать о вероятном развитии невроза.) Одновременно большое число респондентов ответили о полном отсутствии страха перед жизнью или о том, что им еще не приходилось сталкиваться с по-настоящему страшными вещами. Однако многие высказали желание иметь при себе оружие — видимо, не для защиты от вероятной опасности, а для чувства большей уверенности в себе.

Выводы

 

    Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы.

    Развитие  личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания. При этом далеко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе ее социализации (воспитания в широком смысле этого слова), становятся ценностями для нее. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «духовного вызревания» личности, то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей.

    Основы  формирования и развития базовой  структуры личностных ценностей  закладываются в подростковом и раннем юношеском возрасте, приходящемся на VI—XI классы общеобразовательной школы. Именно в этот период школа и родители должны переносить приоритетное внимание с учебной деятельности, понимаемой как расширение области знаний, на воспитание как целенаправленное развитие личности, ее духовной и социальной сферы.

    В результате проведенных экспериментов  по выявлению ценностных ориентаций подростков мы можем сделать вывод, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи, в ее смысложизненных ценностях пока еще не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.

    Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценностей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и действительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и деятельности, социального поведения молодежи и ее социальных ожиданий. Молодой человек, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на саморазвитие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.

    Изменение социально статуса во многом определяется ориентацией на достижение ценностей, обеспечивающих, по мнению молодежи, успех в жизни. Если успех в жизни связывается с такими базовыми жизненными ценностями, как получение образования, развитие своих способностей, то можно ожидать ориентации молодых людей на получение высокой квалификации и, связанный с этим, рост социального статуса. В том случае, когда происходит ориентация на деньги, знакомства, связи и другие внешние факторы, то вряд ли следует ожидать положительной мотивации на освоение высокой квалификации как основы повышения своего социального статуса.

    В итоге можно сказать о том, что система ценностных ориентаций современной российской молодежи находится в процессе преобразования, происходящее под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации. Однако значительная часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции.

Литература

 
  1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М., Знание, 1978.
  2. Баимбетов А.А., Квбакояин Г.А., Насибуллин Р.Т.. Хайруллин Ф.Г. Молодежь в кризисном социуме / Под ред. Р.Т. Насибуллнна. — М., 1998.
  3. Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ) // Эл. публикация http://www.psychology.ru/lomonosov/ tesises/ek.htm
  4. Буренина С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — СПб, 2000. // Эл. публикация http://selfmoney.narod.ru/buren.htm
  5. Введение в психологию./ Под ред. Петровского А. В. — М., 1995 г.
  6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.-- М., 1979.
  7. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации // Социс, 2002, № 1, С. 96—105.
  8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., Логос, 2003.
  10. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социол. исслед., 1998, № 12.
  11. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Кн. для уч-ся ст. классов. — М., 1989.
  12. Кон И.С. В поисках себя: личность и се самосознание. — М., 1984.
  13. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
  14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.
  15. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. пособие. — М., Просвещение, 1985.
  16. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., Медицина, 1979.
  17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Академия наук СССР. Институт психологии. — М., Наука, 1984.
  18. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования, 1998. №8. С. 31.
  19. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. — М., Изд –во АПН РСФСР, 1959.
  20. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1996.
  21. Методологические проблемы социальной психологии. — М., Наука, 1975.
  22. Немов Р.С. Общие основы психологии. — М., 1995.
  23. Немов Р.С. Психология образования. — М., 1955.
  24. Общая психология (курс лекций) / Сост. Рогов Е.И. — М., 1995.
  25. Орлов С.В. Молодежь и ее ценностные ориентации // Современная молодежная политика (Правовые аспекты реализации). Сборник научных статей. — М., Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 1999. С. 54—58.
  26. Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М.И. Борищевского. — К., Вища школа, 1980.
  27. Психологический словарь. — М.: Педагогика, 1983.
  28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1996.
  29. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социс, 2001, № 2, С. 87—92.
  30. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. — М., Республика, 1994.
  31. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т.3. / сост. О.С.Богданова. — М., Педагогика, 1981.
  32. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентации учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников, 2001, № 8. С. 10—13.
  33. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., Владос, 1999.
  34. Яновская М. Эмоциональное обогащение процесса воспитания // Воспитания школьников, 1991, №3, С. 21.
  35. Кон Н.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Семенюк Л.М. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., Институт практической психологии, 1996.

Информация о работе Ценностные ориентаци подростков