Человек и его потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 05:58, реферат

Краткое описание

Толчком к поиску смысла жизни является мысль о смерти. Хочется найти смысл жизни, выходящий за рамки собственного существования, приспособиться к нему и, тем самым, как сказал Джакомо Казанова “схватиться за вечность”.
Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………………...3
1. Потребность в смысле жизни………………………………………………………..4

2. Потребность в самоактуализации…………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………….......15

Список литературы……………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 42.77 Кб (Скачать файл)

К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Часто у них появляется иррациональная агрессия по отношению к другим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал решение о самоубийстве: "Надоело уже - утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся…"». Никакого смысла, кроме регулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования - причина многих человеческих трагедий и самоубийств.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. «Даже если все названные потребности удовлетворены, - пишет он о первых четырех, - часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты - сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек не должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Этот термин относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально.

Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей в безопасности, любви и уважении. Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности.

К таким чертам он отнес:

  • адекватное восприятие реальности;
  • принятие мира таким, каков он есть;
  • спонтанность и естественность поведения;
  • центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;
  • склонность к уединению;
  • автономию, т.е. относительную независимость от физического и социального окружения;
  • свежесть восприятия обыденных явлений действительности;
  • особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);
  • чувство единства и родства всех людей;
  • скромность и уважение к окружающим;
  • избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;
  • строгое следование избранным для себя моральным стандартам;
  • превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;
  • чувство юмора;
  • креативность, т.е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;
  • сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;
  • наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;
  • формирование собственной самостоятельной системы ценностей;
  • целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

 

Сам термин "самоактуализация" впервые использовал К.Гольдштейн. Маслоу рассматривал самоактуализацию не только как конечное состояние, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей.

Он считал, что "человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть". Маслоу ориентирует самоактуализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Дело в том, что он проводил биографические исследования пожилых людей с высокими успехами в избранной ими области - Эйнштейна, Торо, Джефферсона, Линкольна, Рузвельта, У. Джеймса, Уитмена и др. Изучал особенности личности "прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей". Это люди с высоким уровнем самоактуализации. Им присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других.

 

2.2. Самоактуализация и образ жизни

Данное открытие означает, что для многих людей единственным определением жизни, наполненной смыслом, которое они могут себе представить, является следующее: «не иметь чего-то важного и стремиться обрести это». Но мы знаем, что самоактуализирующиеся люди, даже если уже удовлетворены все их базовые потребности, находят жизнь наполненной даже более глубоким смыслом, поскольку они могут жить, так сказать, в царстве Бытия.

Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели.

Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации.

Самоактуализация - это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей.

 

Как и А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Ассаджиоли и др. считали самореализацию, самоактуализацию своего жизненного предназначения центральным аспектом развития личности.

Однако если Маслоу ориентирует в своей концепции самоактуализацию в первую очередь на максимальные достижения, то они считали такую ориентацию потенциально дисгармонизирующей личность и делали упор на достижении гармоничной жизни человека, его развития. Гонка за большими достижениями достаточно часто делает процесс самоактуализации односторонним, обедняет образ жизни, может приводить к хроническим стрессам, нервным срывам, инфарктам.

 

2.3. Взаимосвязь социального поведения и смысла жизни. Теория М. Вебера.

Смысл жизни и самоактуализация - не всегда одно и то же. Сам А. Маслоу считал, что самоактуализаторов сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех остальных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классификацию основных подходов к определению смысла жизни?

Одна из возможных классификаций таких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864 - 1920).

 

По мнению Вебера, все действия людей можно оценить с точки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

 

  • Традиционный тип социального действия

Традиционное действие наиболее широко распространено в племенах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, правил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Люди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения.

Этнографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специальной повязкой (открытыми остаются только глаза). У других народов такого поведения требуют, как известно, только от женщин. Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто повязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рациональные объяснения, человеку с такими мировоззрением еще не понятен. Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать».

Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся традицией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет. Отношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предсказуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответствующее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядочивая поведение людей в древних обществах. Однако в эпоху становления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с таким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозможных идеологических манипуляций, зомбирования и т.п.

 

  • Аффективный тип социального действия

В условиях преобладания аффективного типа действия человек принимает решения на основе своих желаний, настроений и капризов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои личные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартами. Это похоже на эпикурейский стиль поведения. Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения насущных потребностей).

 Подростки, формирующиеся  как самостоятельная личность, обычно  тяготеют именно к такому пониманию  смысла жизни и к соответствующему  стилю поведения.

 

  • Ценностно-ориентационный тип социального действия

При ценностно-рациональном типе социального действия человек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже бомльшую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни отдельной личности понимается как необходимость служения этой идее, воплощения ее в жизнь. Такой стиль поведения и соответствующее ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по содержанию мировоззрением - религиозных фанатиков, революционеров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл своего существования в бескорыстном служении науке или искусству.

 Офицер может служить  своему народу, мать - своим детям, инженер - воплощению в жизнь своих  технических идей и изобретений. Человек с таким пониманием  смысла жизни будет оценивать  свои и чужие потребности, а  также услуги, предлагаемые сервисными  организациями, с точки зрения  их соответствия его идее или  цели. Хорошо и ценно то, что  соответствует ей, плохо - то, что  мешает ее реализации. Если попытаться  со стороны оценить эффективность  и разумность такого поведения, потребуется, прежде всего проанализировать ту идею или принцип, на которых базируется данное понимание смысла жизни. Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию - от возвышенных и гуманистических до человеконенавистнических (расистских, фашистских т.п.).

 

  • Целерациональный тип социального действия

При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жизненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраивать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их достижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкретной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни - этот смысл всегда можно переформулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий. Примерно такого понимания смысла своего существования придерживаются и те люди, которых А. Маслоу называет самоакуализаторами.

Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают сложной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявляют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в данной конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Самоактуализация - это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, а не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, - каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста.

 

Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла, или его потеря равносильно гибели.

 

Человек, который углубляет и конкретизирует смысл своего существования на каждом новом этапе жизни, обладает гармоничной, постоянно развивающейся системой потребностей. Его спрос на услуги соответствует реальным нуждам и в то же время индивидуализирован в соответствии с особенностями его неповторимой личности и того этапа развития, который эта личность в настоящий момент переживает.

Я думаю мне удалось раскрыть и доказать, что данная тема является действительно актуальной!

Изучив этот материал мне будет очень интересно наблюдать за людьми, теперь их поведение будет восприниматься мною, иначе…… Я считаю, что этот материал сыграет не малую роль в моей жизни, а в будущем при воспитании детей….  

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1 Обуховский К. Галактика потребностей. Указ. Изд. С.255-256.

 
2 Обуховский К. Галактика потребностей. Указ. Изд. С.258-259.

 
3 См. тема «Человек в первобытном  обществе» - гл.2, §1.

 
4 См.: Маслоу А. мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. С.24

 
5 Камю А. Миф о Сизифе. Эссе  об абсурде // Камю А. Творчество  и свобода. Сборник. М.: Радуга,1990. С. 31

 
6 Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003. 

 
7 Маслоу А. Мотивация и личность. Указ. изд. С.68.

 
8 Маслоу А. Мотивация и личность. Указ. изд. С.189-212.

Информация о работе Человек и его потребности