Что такое социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 23:45, реферат

Краткое описание

Что же такое социальная психология?
- это область психологии, изучает механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях;
- это область психологии, призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом;
- это научное исследование поведения человека под влиянием, присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошедшем, настоящем и будущем.

Вложенные файлы: 1 файл

аа.docx

— 31.28 Кб (Скачать файл)

4) своеобразие взаимосвязи  членов группы (чаще всего здесь  идет речь о последствиях кооперативной  и конкурентной стратегий поведения  членов группы);

5) удовлетворенность групповой  деятельностью (как часть общей  удовлетворенности трудом);

6) характер руководства  и принятия решений (имеются в  виду стили руководства и действительное  участие индивидов в выработке  групповых решений);

7) структурные свойства  группы (главным образом модели  коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);

8) групповая атмосфера (ее  аналогом, как правило, являются, особенности  межличностных отношений, складывающихся - между членами группы)

Уровни групповой структуры

Существует несколько измерений (или уровней) групповой структуры

1. Формально-статусное измерение. Оно дает представление о соподчиненности  позиций индивидов в системе  официальных отношений малой  группы и фактически полностью  зафиксировано в штатном расписании  организации. Например, студент —> преподаватель —> декан —> ректор.

2. Социометрическое измерение  характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтении и представляется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. Например, учащийся, которого большинство группы предпочитают в общении, имеет статус эмоционального лидера в социометрическом измерении внутригрупповой активности, а учащийся, с которым никто не общается – статус неизбираемого.

Внимание ряда исследователей привлекло соотношение между величиной статуса индивида и степенью соответствия его поведения нормам группы, т. е. конформностью. В настоящее время можно говорить лишь о многозначной трактовке данного соотношения, проявляющегося в том, что:

а) высокостатусный участник группы более конформен, чем низкостатусный;

б) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами:

в) в отдельных ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует субъект, занимающий вторую по степени престижности позицию в группе;

г) высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм в попытке способствовать достижению групповой цели.

3. Коммуникативное измерение  реализуется в коммуникативных  сетях, фиксирующих соподчиненность  позиций индивидов в зависимости  от расположения последних в  системах информационных потоков  и концентрации у них той  или иной информации, касающейся  группы. Известно, что обладание  информацией положительно связано  с величиной официального статуса  индивида в группе; высокостатусным членам группы адресуют больше сообщений и эти сообщения носят более дружеский характер, чем те, которые посылаются низкостатусным субъектам.

4. Важным измерением групповой  динамики является отношение  власти. Позиции социальной власти  отражают, субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от способности оказывать влияние в группе.

Согласно материалам эмпирических исследований, наиболее влиятельный по тому или иному параметру социальной власти субъект часто воспринимается другими участниками группы в качестве своеобразного центра ее коммуникации.

Лидерство является еще одним из выделенных выше измерений структуры малой группы. Оно определяется иерархией позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы. Наиболее рельефно это измерение групповой структуры проявляется в инструментальном и эмоциональном лидерстве.

Межличностные отношения в групповом процессе, влияние темперамента участников общения на его характер

В межличностных отношениях применительно к групповому процессу можно выделить три основных аспекта:

- межличностное восприятие,

- совместимость,

- конфликтность.

Межличностное восприятие затрагивает такую область социально-перцептивной проблематики, как феномен каузальной атрибуции (приписывание причин поведения). На это восприятие оказывает влияние фактор межгруппового взаимодействия (имеется в виду социальный план жизнедеятельности группы).

Межличностная совместимость - аспект анализа отношений, складывающихся между членами группы, главным образом в "пространстве" парного взаимодействия.

На характер общения в группе оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В концептуальном плане центральной составляющей социальной психологии является ее понятийный аппарат (система основных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психологические состояния массовых явлений.

Социальная психология тесно связана с другими отраслями психологии, такими, как: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология и т. п.

Социальная психология стала независимой отраслью психологической науки отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые узкопрофилированные психологические проблемы.

Являясь пограничной между общей психологией и социологией, социальная психология изучает такие психологические образования как: социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально-психологический климат, общественное мнение, умонастроения; такие групповые феномены как идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т.д.

Основными разделами социальной психологии являются:

1) психология совместной  деятельности и общения;

2) социальная психология  личности;

3) психология межличностных  отношений;

4) психология социальных  групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 440 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996, 435 с.

Фролов С. С. Основы социологии, Юристъ, М. – 1997 г., 423 с.

Р.С. Немов, Психология. Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. Учебник. М., 1998 г., 356 с.

 


Информация о работе Что такое социальная психология