Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 23:45, реферат
Что же такое социальная психология?
- это область психологии, изучает механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях;
- это область психологии, призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом;
- это научное исследование поведения человека под влиянием, присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошедшем, настоящем и будущем.
4) своеобразие взаимосвязи
членов группы (чаще всего здесь
идет речь о последствиях
5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);
6) характер руководства
и принятия решений (имеются в
виду стили руководства и
7) структурные свойства
группы (главным образом модели
коммуникативных сетей и
8) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются, особенности межличностных отношений, складывающихся - между членами группы)
Уровни групповой структуры
Существует несколько измерений (или уровней) групповой структуры
1. Формально-статусное измерение.
Оно дает представление о
2. Социометрическое измерение
характеризует
Внимание ряда исследователей привлекло соотношение между величиной статуса индивида и степенью соответствия его поведения нормам группы, т. е. конформностью. В настоящее время можно говорить лишь о многозначной трактовке данного соотношения, проявляющегося в том, что:
а) высокостатусный участник группы более конформен, чем низкостатусный;
б) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами:
в) в отдельных ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует субъект, занимающий вторую по степени престижности позицию в группе;
г) высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм в попытке способствовать достижению групповой цели.
3. Коммуникативное измерение
реализуется в коммуникативных
сетях, фиксирующих соподчиненность
позиций индивидов в
4. Важным измерением групповой динамики является отношение власти. Позиции социальной власти отражают, субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от способности оказывать влияние в группе.
Согласно материалам эмпирических исследований, наиболее влиятельный по тому или иному параметру социальной власти субъект часто воспринимается другими участниками группы в качестве своеобразного центра ее коммуникации.
Лидерство является еще одним из выделенных выше измерений структуры малой группы. Оно определяется иерархией позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы. Наиболее рельефно это измерение групповой структуры проявляется в инструментальном и эмоциональном лидерстве.
Межличностные отношения в групповом процессе, влияние темперамента участников общения на его характер
В межличностных отношениях применительно к групповому процессу можно выделить три основных аспекта:
- межличностное восприятие,
- совместимость,
- конфликтность.
Межличностное восприятие затрагивает такую область социально-перцептивной проблематики, как феномен каузальной атрибуции (приписывание причин поведения). На это восприятие оказывает влияние фактор межгруппового взаимодействия (имеется в виду социальный план жизнедеятельности группы).
Межличностная совместимость - аспект анализа отношений, складывающихся между членами группы, главным образом в "пространстве" парного взаимодействия.
На характер общения в группе оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.
Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.
Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.
Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок.
Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.
Заключение
В концептуальном плане центральной составляющей социальной психологии является ее понятийный аппарат (система основных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психологические состояния массовых явлений.
Социальная психология тесно связана с другими отраслями психологии, такими, как: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология и т. п.
Социальная психология стала независимой отраслью психологической науки отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые узкопрофилированные психологические проблемы.
Являясь пограничной между общей психологией и социологией, социальная психология изучает такие психологические образования как: социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально-психологический климат, общественное мнение, умонастроения; такие групповые феномены как идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т.д.
Основными разделами социальной психологии являются:
1) психология совместной деятельности и общения;
2) социальная психология личности;
3) психология межличностных отношений;
4) психология социальных групп.
Список использованных источников:
Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 440 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996, 435 с.
Фролов С. С. Основы социологии, Юристъ, М. – 1997 г., 423 с.
Р.С. Немов, Психология. Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. Учебник. М., 1998 г., 356 с.