Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:51, реферат
Целью нашего реферата является рассмотрение определения понятия школьной дезадаптации (ШД), выявление причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблем профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС.
Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения
Введение
Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.
К причинам школьной дезадаптации можно отнести:
- характерное для современной России социальное расслоение (часто внутри одного класса дети из столь различных семей с трудом находят общий язык, плохо понимают друг друга и не умеют общаться);
- увеличение количества
детей с задержкой
- увеличение количества
детей, имеющих невротические
и серьезные соматические
Психологи отмечают, что
трудности общения с
Но, какие же факторы приводят к дезадаптации? В группе учащихся младших классов психологами были выявлены некоторые предпосылки школьной дезадаптации:
- низкий социальный статус
ребенка; проблемы
- низкая готовность прийти на помощь другу;
- плохие отношения со сверстниками;
- низкие познавательные способности;
- неадекватная самооценка.
Целью нашего реферата является рассмотрение определения понятия школьной дезадаптации (ШД), выявление причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблем профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС.
1. Определение понятия школьной дезадаптации (ШД).
Для большей части детей
начало обучения в школе во многих
отношениях представляет собой стрессовую
ситуацию, так как ведет к кардинальным
изменениям в жизни ребенка. Школа
предъявляет новый, усложненный
круг требований к психической деятельности:
необходимость длительно
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.
В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы.
Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.
Очень сложно разделить генетические
и социальные факторы риска, но изначально
в основе возникновения дезадаптации
в любых ее проявлениях лежит
биологическая
Поэтому медики, физиологи и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей ухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу).
2. Причины и
проявления школьной
Наиболее распространенной причиной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием.
При этом необходимо иметь
в виду то, что высшие психические
функции, как сложные системы, не
могут быть локализованы в узких
зонах мозговой коры или в изолированных
клеточных группах, а должны охватывать
сложные системы совместно
При ММД наблюдается задержка
в темпах развития тех или иных
функциональных систем мозга, обеспечивающих
такие сложные интегративные
функции, как поведение, речь, внимание,
память, восприятие и другие виды высшей
психической деятельности. По общему
интеллектуальному развитию дети с
ММД находятся на уровне нормы
или в отдельных случаях
Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.
Среди детей с ММД выделяются
учащиеся с синдромом дефицита внимания
и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром
характеризуется
Второй по распространенности
причиной школьной дезадаптации являются
неврозы и невротические
Важным предрасполагающим
фактором к формированию неврозов и
невротических реакций могут
служить личностные особенности
детей, в частности тревожно-
1.Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.
2.Фиксируется недостаточный
уровень социальной и
3.Наблюдается
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации (ШД):
1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);
2) постоянные нарушения
эмоционально-личностного
3) систематически повторяющиеся
нарушения поведения в
У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть прослежены все 3 приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования ШД.
3. Проблема профилактики
и коррекции школьной
Школьная дезадаптация это
некоторая совокупность признаков,
свидетельствующих о
К числу первичных, внешних
признаков школьной дезадаптации относят
затруднения в учебе и
Актуальность изучения особенностей школьной адаптации учащихся с ПШОП и ММД определяется возрастающим количеством таких детей. По ряду исследований оно составляет до 70- среди учащихся. По данным исследований, проведенных в московских общеобразовательных школах, среди учащихся со школьной дезадаптацией ММД были выявлены более чем у половины учащихся (52,2%). При этом частота ММД среди мальчиков оказалась в 2,3 раза выше, а синдром двигательной гиперактивности в 4,5 раза выше, чем у девочек.
К особенностям детей с
такими патологиями относятся быстрая
утомляемость, сложности в формировании
произвольного внимания (неустойчивость,
отвлекаемость, трудности концентрации,
замедленная скорость переключения
внимания), двигательная гиперактивность,
сниженные возможности
Школа, с ежедневной, интенсивной
интеллектуальной нагрузкой, требует
от ребенка реализации всех тех функций,
которые у него нарушены. Первой
большой проблемой для ребенка
с ПШОП, ММД является продолжительность
урока. Максимальная продолжительность
работоспособности у такого ребенка
- 1 5 минут. Затем ребенок не в состоянии
контролировать свою умственную активность.
Мозг ребенка нуждается в отдыхе,
поэтому ребенок непроизвольно
отключается от интеллектуальной деятельности.
Пропуски учебной информации, суммируясь
за все периоды во время урока,
приводят к тому, что ребенок усваивает
материал не полностью или со значительными
искажениями, иногда вовсе теряет суть,
а в отдельных случаях
В дальнейшем ребенок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребенка образуются существенные пробелы в знаниях. Поскольку внимание детей с ПШОП, ММД крайне неустойчиво, а отвлекаемость высока, работа в классе, где находятся еще 20, а то и 30 детей уже сама по себе представляет для ребенка большую сложность. Их отвлекают любые движения, звуки.
Такие дети выполняют проверочные или контрольные работы лучше, если учитель проводит их один на один с ребенком. Родители отмечают, что дома ребенок справляется с такими заданиями, которые не смог выполнить в классе. Объясняется это тем, что дома ребенку создают более комфортные условия: тишина, не ограничено время на выполнение заданий, в привычной обстановке ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее. Родители оказывают ребенку помощь, направляют работу ребенка.
Успешность учебной
Поскольку учебная мотивация
у детей с ПШОП, ММД слабо
выражена, они чаще всего подстраиваются
под тех детей, которые настроены
на игру. Дети с ПШОП, ММД охотно включаются
в игры, которые могут предложить
им соседи по парте на уроке. Кроме
того сложности в самоуправлении
часто проявляются в
Свойственная, многим детям с ПШОП, ММД двигательная гиперактивность является серьезной помехой в учебе только для самого ребенка, но и для других детей и приводит к отказу от совместной работы с таким ребенком. Повышенная эмоциональная возбудимость, двигательная гиперактивность, свойственные многим из детей данной группы делают непригодными привычные способы организации внеклассных мероприятий. Особенно насущным становится поиск новых методов организации внеурочной деятельности детей в тех классах, где количество учащихся с ПШОП, ММД составляет более 40%.
Следует отметить, что, несмотря на то, что перечисленные выше проблемы ребенка в значительной степени затрудняют его познавательную деятельность, далеко не всегда психологи и педагоги понимают взаимосвязь между состоянием здоровья ребенка и его проблемами в учебной деятельности.
Анкетирование, проведенное
среди психологов образовательных
учреждений, показало, что большинство
из них не имеет четких представлений
о сути таких нарушений, как ПШОП
и ММД. Чаще всего, осведомленность
психологов и педагогов проявляется
в информированности о
Информация о работе Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения