Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:46, шпаргалка
История психологии: ее предмет и задачи.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры.
Переживание угрозы и процесс защиты
Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, что переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию.
Предположим, родители убедили молодого человека в том, что вступать в половые отношения до брака — грех. Однако посещая колледж, он обнаружил установки и ценности, которые одобряют интимные отношения, особенно если между людьми существует настоящая любовь. Он остается верным привитым ему ценностям, но почти готов жениться на женщине, для которой интимность не является нравственной дилеммой при условии, что она и молодой человек чувствуют глубокую привязанность друг к другу. Он уступает, но на эмоциональном уровне эти переживания для него весьма мучительны. По Роджерсу, этот опыт является прямым насилием над образом его «Я» — он считает, что подобное поведение для него безнравственно и совершенно не согласуется с тем, какой он есть в действительности. Следовательно, половые отношения при таких обстоятельствах представляют для него угрозу. Они просто не вписываются в его Я-концепцию.
В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом актуального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угрожающие; они не допускаются к осознанию, поскольку в противном случае личность индивида не будет единым целым. Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. В предыдущем примере молодой человек, считающий, что не следует вступать в интимные отношения до брака, но все же сделавший это, также находится в состоянии угрозы. Реакцией человека на состояние несоответствия Я-концепции обычно бывает напряжение, замешательство и чувство вины.
Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Роджерс постулирует, что весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. Когда существует несоответствие между Я-концепцией и переживанием, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога, таким образом, является эмоциональной реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что организованная Я-структура испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Тревожный человек — это человек, который смутно сознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальному изменению его теперешнего образа «Я». Таким образом, осознание глубокого чувства агрессии и враждебности потребует значительной реорганизации Я-концепции человека, который считает себя любящим и мягким. Этот человек будет испытывать тревогу всякий раз, когда почувствует и осознает свои гнев и враждебность.
По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний и ему не нужно защищаться. Однако, когда он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой, в свою очередь, следует защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры: «Эта цель достигается осознанным искажением переживания в сознании, чтобы уменьшить несоответствие между переживанием и структурой „Я“, или отрицанием любого переживания, и, таким образом, любой угрозы „Я“» (Rogers, 1959, p. 204-205). Иначе говоря, защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности угрожающих переживаний.
Механизмы защиты. Роджерс предложил только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри «Я» или между «Я» и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека. Предположим, студент колледжа считает себя способным человеком, но вдруг получает, совершенно заслуженно, двойку на экзамене. Он может сохранить свою Я-концепцию, исказив символизированную концептуализацию этой неудачи объяснением: «Профессор несправедливо ставит оценки» или «Мне не повезло». Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие, или искажение, как рационализацию. В этом примере переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым. В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраняет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Примером, знакомым многим по курсовым экзаменам, является студент, который неоднократно «заваливал» промежуточные экзамены, но появляется утром перед заключительным экзаменом и просит, чтобы ему зачли курс.
Психические расстройства и психопатология
Когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта.
По Роджерсу, если между «Я» и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита «Я» может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют «психотиками». Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным». Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его Я-образа, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.
Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени.
Полноценно функционирующий человек
Как и большинство персонологов, ориентированных на терапию, Роджерс (Rogers, 1980) высказывал определенные идеи о конкретных личностных характеристиках, которые определяют «хорошую жизнь». Роджерс начинает рассматривать хорошую жизнь с оценки того, чем она не является. А именно, хорошая жизнь — это не фиксированное состояние бытия (то есть не состояние добродетели, удовлетворенности, счастья) и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным или актуализированным. . Хорошая жизнь — это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе. «Полноценно функционирующий» — это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей
Применение: терапия, центрированная на человеке
Роджерс отвечает, что все эффективные формы психотерапии имеют один общий элемент — взаимоотношения между людьми. Конкретно, он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактором, ответственным за успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт—клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение. Этот основанный Роджерсом и широко распространенный в настоящее время подход к психотерапии известен как терапия, центрированная на человеке.
Первоначально подход Роджерса был назван недирективной терапией (некоторые до сих пор называют его так). Этот термин отражал интерес, испытываемый Роджерсом в то время к методам, с помощью которых можно было изменить поведение. Предположив, что клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс первым применил методики, которые позволили психотерапевту быть гораздо менее директивным во взаимоотношениях с пациентом, чем это принято в других формах терапии. Например, недирективные психотерапевты никогда не давали советов, не отвечали на вопросы, не пробовали задавать вопросы. Вместо этого они пытались отразить то, что сказал клиент, и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения. В недирективной терапии основная задача, которую ставит перед собой психотерапевт, — отразить клиенту более точно то, что он в действительности говорит и чувствует. Позже он переименовал свой подход в «клиент-центрированный», подчеркнув тем самым, что задача психотерапевта — понять самовосприятие клиента.
Роджерс (Rogers, 1959) предположил, что для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.
Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальным действующим фактором изменения своей личности.
Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей
гуманистической психологии, рассматриваемой
им как альтернатива механицизму поведенческого
подхода и биологическому, инстинктивному
психоаналитическому подходу. Олпорт
возражал и против переноса симптомов,
наблюдаемых у больных людей, невротиков,
на психику здорового человека. Хотя он
и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт,
но очень быстро отошел от врачебной практики,
сосредоточившись на экспериментальных
исследованиях здоровых людей. Олпорт
также считал необходимым не просто собирать
и описывать наблюдаемые факты, как это
практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать
и объяснять их. «Собирание "голых фактов"
делает психологию всадником без головы»,
- писал он, поэтому свою задачу он видел
не только в разработке способов исследования
личности человека, но и в создании новых
объяснительных принципов, концепции
личностного развития.
Одним из главных постулатов теории Олпорта,
изложенных им в книге «Личность: психологическая
интерпретация» (1937), было положение о
том, что личность является открытой и
саморазвивающейся системой. Он исходил
из того, что человек прежде всего социальное,
а не биологическое существо и потому
не может развиваться без контактов с
окружающими людьми, с обществом. Отсюда
его резкое неприятие положения психоанализа
об антагонистических, враждебных отношениях
между личностью и обществом. Утверждая,
что «личность - это открытая система»,
он подчеркивал значение окружающего
для ее развития, открытость человека
для контактов и влияния внешнего мира.
При этом Олпорт считал, что общение личности
с обществом является не стремлением к
уравновешиванию со средой, а взаимообщением,
взаимодействием. Таким образом, он резко
возражал и против общепринятого в то
время постулата, что развитие - это адаптация,
приспособление человека к окружающему
миру. Он доказывал, что в основе развития
человеческой личности лежит как раз потребность
взорвать равновесие, достичь новых вершин,
т.е. потребность в постоянном развитии
и совершенствовании.
К важнейшим заслугам Олпорта относится
и то, что он одним из первых заговорил
об уникальности каждого человека. Он
утверждал, что каждый человек неповторим
и индивидуален, так как является носителем
своеобразного сочетания качеств, потребностей,
которые Олпорт называл trite - черта. Эти
потребности, или черты
личности, он разделял на основные и инструментальные.
Основные черты стимулируют поведение
и представляют собой врожденные, генотипические,
а инструментальные - оформляют поведение
и формируются в процессе жизни человека,
т. е. являются фенотипическими образованиями.
Набор этих черт и составляет ядро
личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Хотя основные черты врожденные, они могут
видоизменяться, развиваться в течение
жизни, в процессе общения человека с другими
людьми. Общество стимулирует развитие
одних черт личности и тормозит развитие
других. Так постепенно формируется тот
уникальный набор черт, который лежит
в основе «Я» человека. Важным для Олпорта
является и положение об автономности
черт. У ребенка еще нет этой автономности,
его черты неустойчивы и не полностью
сформированы. Только у взрослого человека,
осознающего себя, свои качества и свою
индивидуальность, черты становятся по-настоящему
автономными и не зависят ни от биологических
потребностей, ни от давления общества.
Эта автономность потребностей человека,
являясь важнейшей характеристикой сформированности
его личности, позволяет ему, оставаясь
открытым для общества, сохранять свою
индивидуальность. Так Олпорт решает проблему
индентификации-отчуждения - одну из важнейших
для гуманистической психологии.
Олпорт разработал не только свою теоретическую
концепцию личности, но и свои методы системного
исследования психики человека. Он исходил
из того, что определенные черты существуют
в личности каждого человека, разница
только в уровне их развития, степени автономности
и месте в структуре. Ориентируясь на это
положение, он разработал свои многофакторные
опросники, при помощи которых исследуются
особенности развития черт личности конкретного
человека. Наибольшую известность приобрел
опросник Миннесотского университета
(MMPI), который используется в настоящее
время (с рядом модификаций) не только
для исследования структуры личности,
но и для анализа совместимости, профессиональной
пригодности и т. д. Сам Олпорт постоянно
дорабатывал свои анкеты, создавал новые,
считая, что данные анкеты должны дополняться
результатами наблюдения, чаще всего совместного.
Так, в его лаборатории практиковались
совместные наблюдения за человеком, а
затем обмен мнениями и составление карты
черт наблюдаемого клиента. Он также пришел
к выводу, что интервью дает больше информации
и является более надежным методом, чем
анкета, именно потому, что позволяет в
ходе исследования менять вопросы, наблюдать
за состоянием и реакцией испытуемого.
Достаточная четкость критериев, наличие
объективных ключей для расшифровки, системность
выгодно отличают все разработанные Олпортом
методы исследования личности от субъективных
проективных методик психоаналитической
школы.
Таким образом, Олпорт сформулировал основные
положения нового направления - гуманистической
школы психологии личности, которая представляет собой в настоящее
время одну из наиболее значительных психологических
школ.