Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_PO_PSIKhOLOGII_redaktsia.docx

— 92.77 Кб (Скачать файл)

ОТВЕТЫ  ПО ПСИХОЛОГИИ

  1. Предмет и задачи истории психологии.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Самые первые упоминания о  психологической науке появились  более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась  отдельной наукой, она была лишь разделом философии.

В XVII в выделилась новая ветвь психологического изучения – сознание человека. Особое значение получил метод интериоризации: человек сам наблюдал за своим поведением и пытался описывать наиболее значимые моменты.

В начале XX в. появилась бихевиористская психология Дж. Уотсона, посредством которой рассматривалось поведение человека, его реакции на различные внешние стимулы.

Из этого можно сделать  вывод, что предмет психологии менялся  на каждом этапе ее изучения. По мере становления психологии как отдельной  науки можно увидеть, что от изначального предмета «душа» исследователи пришли к предмету «психика». Все это  происходило на фоне появления и  развития различных психологических  направлений, таких как: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, аналитическая  психология и т. д.

       Предмет ее познания — психика человека. Формально психология сформировалась в 1879 году. 

Задачи психологии:

  • исследование законов психики и ее деятельности;
  • изучение развития психики на разных этапах жизни человека (психические процессы и состояния, различные по сложности);
  • раскрытие свойств человека с позиции социального и биологического.

 

  1. Донаучный этап развития психологии.

Донаучный этап истории психологии развития связывают с тем, что  психологические знания существовали в недрах педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных  целях, медицины и философии, пытающейся заложить минимальное обоснование, объяснение развития.

Особенностями психического состояния детей интересовались многие ученые еще в античный период. Среди философов были материалисты (Демокрит, Гераклит), считавшие, что развитие психики связано с соединением естественных начал (воды, огня, земли и воздуха), и идеалисты (Сократ, Платон), выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души).

Аристотель исходил из того, что люди по природе своей  различны, соответственно и воспитание должно быть дифференцированным. Он настаивал  на том, чтобы в воспитании учитывались  межполовые различия. Требуя воспитывать детей как деятельных членов общества, он одновременно подчеркивал необходимость защиты их внутренней сферы и индивидуальности.

Превращению психологии развития в науку способствовали труды  Тэгенса. Его книга «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии» содержит идеи, далеко опережающие свое время. Прежде всего, он обратился к поиску общих закономерностей развития, предложил использовать метод наблюдения, обратил внимание на протекание развития, предложил наряду с организмом рассматривать как важнейшие факторы развития воспитание, упражнение и образцы поведения.

Гегель разработал систему  категорий, из анализа взаимодействия которых можно было бы выводить законы развития бытия. Процесс становления  истинного знания оказывается у  Гегеля результатом исторического  развития противоречия между знанием и предметом, субъектом и объектом

В 1882 г. появилась книга  физиолога Прейера «Душа ребенка», всколыхнувшая мощную волну интереса к развитию ребенка. Поэтому с этой книгой часто связывают становление детской психологии как самостоятельной научной отрасли.

Ассимилировав достижения в  психологии, биологии и педагогике, психология в конце 19 в. стала оформляться  как самостоятельная научная  дисциплина. Объективные условия  становления психологии развития, которые  сложились к концу 19 в., связаны  также с интенсивным развитием  промышленности, с новым уровнем  общественной жизни, что подготовило  необходимость современной школы. Именно на этом этапе и встала задача понимания ребенка, понимания проблем  детской души.  

 

  1. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.

Бихевиори́зм— направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании.), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

 

Важнейшими  категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое  воздействие на организм со стороны  среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная  или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при  этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

 

Гешта̀льтпсихоло́гия — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году в Германии. Ее представители считали, что предметом психологии является исследование содержания психики, познавательных процессов, структуры и динамики развития личности. Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Принципы  гештальта: близость, схожесть, целостность, замкнутость, смежность

Психические гештальты подобны физическим и психофизическим. Субъект может осознавать свои переживания, процесс решения задачи, но ему необходимо забыть и отказаться от прошлого опыта, чтобы очистить свое сознание от всех культурных наслоений. (Подход заимствован у Эдмунда Гуссерля, его концепции были очень распространены у гештальтпсихологов.).

  1. Психоанализ и неофрейдизм.

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.

На опыте лечения и  диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических  процессов, перенеся их на социальные явления.

По Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу  сфер - сознательного и бессознательного, разделенных особой психической  инстанцией - предсознательным.

Душевные процессы человека бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, присущая человеку, существует наряду с сознанием  и в значительной степени контролирует его.

Модели личности, соотносящиеся  с соответствующими системами психики, - топографическая и Структурная:

Топографическая модель психического аппарата

  • Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антагонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу[прояснить].
  • Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Структурная модель психики

  • Эго («Я»)
  • Суперэго («Сверх-Я»)
  • Ид («Оно»)

Главные факторы, руководящие  психикой человека, - удовольствия и  вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного.

В 1920 г. - 1-я психоаналитическая система: в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - либидо.

После критики - 2-я психологическая  схема: энергией бессознательного управляют  Эрос - инстинкт жизни, и Танатос - инстинкт смерти.

Поведение человека объясняется  инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления следствия  неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области (сублимация).

Одна из проблем психоанализа - «Эдипов комплекс», бессознательное  влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.

По Фрейду, человек стремится  к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет  их, что вызывает враждебное отношение  человека к культуре общества.

Фрейд использует для анализа  религии и религиозности иллюзорность защиты человека от проявлений природы  и несправедливостей культуры. Предложил  переход от религиозной веры к  атеизму.

 

На основе учения Фрейда возникло философское течение Неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение на социальных понятиях: совокупность основных потребностей человека - схожих с животными. В существовании человека имеются основные противоречия - патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие.

Цель - помочь человеку решить эти проблемы; главный способ - культивирование  всеобщей любви.

Смысл жизни состоит в  активном проявлении личности во всех сферах.

Основной мотив поведения  – страсти.

 

  1. Жан Пиаже и его роль в психологии.

Швейцарский психолог, чьим главным вкладом в психологию было убеждение, что интеллект является продуктом естественной и неизбежной последовательности этапов человеческого  развития. Пиаже не считал интеллект  врожденным качеством; по его мнению, интеллект развивается в результате постоянно меняющегося взаимодействия между ребенком и окружающей средой. Согласно теории Пиаже, ребенок проходит через отдельные этапы развития, каждый из которых характеризуется  качественно иным способом мышления. В процессе развития ребенок вырабатывает умственные структуры, называемые схемами, которые позволяют ему решать текущие проблемы. Адаптация происходит через ассимиляцию (решение новых  проблем через использование  существующих схем) и аккомодацию (изменение  существующих схем для решения новых  проблем). Важность этой точки зрения заключается в том, что в ребенке  видят активного участника процесса собственного развития, а не пассивного реципиента биологических воздействий (созревание) или стимулов окружающей среды. Идеи Пиаже в течение долгого  времени оказывали огромное влияние  на психологию и во многом способствовали развитию образовательных теорий второй половины XX века. Критики утверждали, что Пиаже недооценивал способности  маленьких детей. Теорию Пиаже часто  называли «антиобразовательной», в  том смысле, что она описывает  жесткую последовательность событий, с трудом изменяемую через обучение и тренировку.

 

  1. Американская гуманистическая психология.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

В 1963 г. первый президент  Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"