Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Все основные свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной наследственной основе (генотипе), которая определяет основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
Социальная наследственность - освоение опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Существуют два подхода к анализу личности.
Антропологический- движущей силой развития являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности рассматривается как постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Второй : человек утверждает свою человеческую личность через деятельность. Развитие ее мотивов и средств изменяет его потребности и порождает новые потребности, меняя их иерархию.
Структура личности состоит из следующих подсистем:
Факторы, которые оказывают влияние на формирование личности:
1) биологическая
2) физическое окружение.
В одинаковых физических и
географических условиях
3) культура. Определенный
культурный опыт является
4) групповой опыт. Каждое
общество развивает один или
несколько базисных личностных
типов, которые соответствуют
культуре этого общества. Такие
личностные образцы
5) уникальный индивидуальный
опыт. Психический механизм
Мотива́ция — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив — это материальный
или идеальный предмет, достижение
которого выступает смыслом
Виды мотивов в психологии:
1. Мотив самоутверждения.
Данный мотив тесно
2. Мотив идентификации.
Данный мотив основывается на
желании быть похожим на
3. Мотив власти основывается
на стремлении субъекта
4. Процессуально-содержательные
мотивы представляют собой
5. Мотив саморазвития
– это один из главных мотивов,
6. Мотив достижения –
стремление к достижению
7. Просоциальные мотивы – это мотивы, связанные с собственным осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед обществом. Когда действуют такие мотивы, происходит идентификация группы с индивидом.
8. Мотив аффилиации представляет собой стремление к поддерживанию взаимоотношений с другими людьми, к общению и контакту с ними. Смысл аффилиации заключается в самоценности общения.
Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 .Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность – процесс направленный на достижение мотива. Мотив – объект удовлетворения потребности, отраженный в форме чувствительности. Потребность – это объективная нужда организма в чем-либо, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
Действие - основная единица деятельности; процесс направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т е того результат который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.
Характеризуя понятие действия можно выделить 4 момента:
Операция – способ выполнения
действий. Цель данная в определенных
условиях в теории деятельности называется
задачей. Описывая процесс решения
задачи, необходимо указывать и действия
и операции реализующие их. О действии
без операции возможно говорить только
на этапе планирования. Под психофизиологическими
функциями понимаются физиологические
обеспечения психических
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.
В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 – в «дочки-матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Труд – процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.
В отличие от игры учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией: 1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) основным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.
Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.
Общение – специфическая
форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества;
в общении реализуются
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.