Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:17, реферат
Проблема изучения развития внимания и мелкой моторики в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….8
1.1. Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………...19
1.3 Изучение развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………...23
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте…………………………………………………32
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……………...32
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста……………………………….42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
В психотехнике принята следующая система качественной оценки концентрации внимания (К) в зависимости от величины этого коэффициента:
очень высокий - 81-100%;
высокий - 61-80%;
средний - 41-60%;
низкий - 21-40%;
очень низкий - 0-20%.
Из полученных результатов указанных в таблицах 2.1 и 2.2 можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе очень высокий уровень концентрации внимания 8% испытуемых, высокий уровень – 32%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 16%, очень низкий уровень – 8% испытуемых. В контрольной группе испытуемые показали практически аналогичный результат: очень высокий уровень у 8% испытуемых, высокий у 32% испытуемых, средний уровень показали 48% испытуемых, и 8% показали низкий уровень концентрации внимания.
Рис. 2.1 Сравнительные результаты концентрации внимания у испытуемых экспериментальной и контрольной групп
Определение устойчивости внимания.
Таблица 2.3. Значения коэффициента точности внимания у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Испытуемый |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
1. |
Ира К. |
1 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
1 |
2. |
Диана М. |
0,2 |
0,2 |
0,9 |
0,5 |
0,9 |
3. |
Вова И. |
1 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
4. |
Игорь П. |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
1 |
5. |
Святослав К. |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
6. |
Ангелина Н. |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
1 |
7. |
Арина З. |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
8. |
Люда Д. |
0 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
1 |
9. |
Кристина К. |
0,8 |
0,6 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
10. |
Сережа К. |
0,9 |
0,8 |
1 |
1 |
0,9 |
11. |
Денис С. |
1 |
1 |
0,9 |
0,8 |
1 |
12. |
Данил Т. |
0,9 |
1 |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
Таблица 2.4. Значения коэффициента точности внимания у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Испытуемый |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
1. |
Антон Ж. |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
2. |
Влад П. |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
3. |
Никита Г. |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
0,9 |
4. |
Настя П. |
0,9 |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
5. |
Гриша Г. |
0,5 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
0,6 |
6. |
Андрей Р. |
1 |
0,9 |
1 |
1 |
1 |
7. |
Эльмира О. |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
8. |
Вероника С. |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
9. |
Лена Г. |
0,9 |
0,9 |
1 |
0,9 |
0,9 |
10. |
Коля Я. |
1 |
0,8 |
0,8 |
1 |
0,8 |
11. |
Ира Н. |
0,8 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
12. |
Данил Д. |
1 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
Таблица 2.5. Значения коэффициента продуктивности внимания у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Е1 |
Е2 |
Е3 |
Е4 |
Е5 |
1. |
Ира К. |
128 |
67 |
63 |
63 |
200 |
2. |
Диана М. |
25 |
15 |
67 |
55 |
77 |
3. |
Вова И. |
103 |
71 |
91 |
85 |
84 |
4. |
Игорь П. |
96 |
79 |
77 |
81 |
78 |
5. |
Святослав К. |
122 |
68 |
91 |
89 |
99 |
6. |
Ангелина Н. |
63 |
66 |
61 |
72 |
66 |
7. |
Арина З. |
83 |
83 |
85 |
72 |
67 |
8. |
Люда Д. |
0 |
41 |
29 |
26 |
80 |
9. |
Кристина К. |
58 |
37 |
51 |
63 |
53 |
10. |
Сережа К. |
91 |
66 |
94 |
79 |
109 |
11. |
Денис С. |
44 |
36 |
44 |
46 |
46 |
12. |
Данил Т. |
55 |
18 |
32 |
25 |
47 |
Таблица 2.6. Значения коэффициента продуктивности внимания у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Е1 |
Е2 |
Е3 |
Е4 |
Е5 |
1. |
Антон Ж. |
108 |
50 |
60 |
46 |
52 |
2. |
Влад П. |
73 |
49 |
44 |
71 |
58 |
3. |
Никита Г. |
134 |
66 |
59 |
41 |
72 |
4. |
Настя П. |
83 |
68 |
73 |
70 |
64 |
5. |
Гриша Г. |
93 |
94 |
94 |
105 |
106 |
6. |
Андрей Р. |
122 |
67 |
99 |
116 |
131 |
7. |
Эльмира О. |
80 |
37 |
51 |
55 |
40 |
8. |
Вероника С. |
66 |
50 |
72 |
49 |
56 |
9. |
Лена Г. |
45 |
72 |
70 |
75 |
68 |
10. |
Коля Я. |
44 |
67 |
62 |
80 |
84 |
11. |
Ира Н. |
105 |
71 |
44 |
67 |
61 |
12. |
Данил Д. |
108 |
73 |
72 |
101 |
62 |
В ходе выполнения определения продуктивности внимания нами было выявлено, что у 40% учеников наивысший коэффициент продуктивности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы, как и коэффициент точности внимания.
По динамике продуктивности работы (Е) во времени определяется устойчивость внимания. Исходя из представленных графиков можно сделать следующие выводы:
23 % испытуемых экспериментальной группы и 18% испытуемых контрольной группы показали быструю включаемость в работу. У 25% испытуемых экспериментальной группы и у 42% испытуемых контрольной группы устойчивое внимание; у 33% испытуемых экспериментальной группы и у 42% испытуемых контрольной группы колеблющееся внимание; у 42% испытуемых экспериментальной группы и у 16% испытуемых контрольной группы неустойчивое внимание.
Обработка и анализ результатов по методике Пьерона - Рузера.
Данные, полученные по данной методике, представлены в таблице 2.7 и 2.8.
Таблица 2.7. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Время |
Количество ошибок |
Качество, % |
Уровень |
1. |
Ира К. |
1, 56 |
4 |
20 |
очень низкий |
2. |
Диана М. |
2, 15 |
6 |
20 |
очень низкий |
3. |
Вова И. |
1, 43 |
2 |
50 |
низкий |
4. |
Игорь П. |
1, 08 |
0 |
100 |
высокий |
5. |
Святослав К. |
1, 49 |
3 |
50 |
низкий |
6. |
Ангелина Н. |
1, 15 |
0 |
100 |
высокий |
7. |
Арина З. |
1, 35 |
2 |
60 |
средний |
8. |
Люда Д. |
2, 06 |
5 |
20 |
очень низкий |
9. |
Кристина К. |
1, 49 |
4 |
50 |
низкий |
10. |
Сережа К. |
1, 50 |
5 |
50 |
низкий |
11. |
Денис С. |
1, 13 |
0 |
100 |
высокий |
12. |
Данил Т. |
2, 11 |
6 |
20 |
очень низкий |
Таблица 2.8. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Время |
Количество ошибок |
Качество, % |
Уровень |
1. |
Антон Ж. |
2, 15 |
4 |
20 |
очень низкий |
2. |
Влад П. |
1, 50 |
2 |
50 |
низкий |
3. |
Никита Г. |
1, 59 |
6 |
20 |
очень низкий |
4. |
Настя П. |
1, 28 |
1 |
60 |
средний |
5. |
Гриша Г. |
1, 10 |
0 |
100 |
высокий |
6. |
Андрей Р. |
2, 11 |
1 |
20 |
очень низкий |
7. |
Эльмира О. |
2, 15 |
2 |
20 |
очень низкий |
8. |
Вероника С. |
1, 53 |
3 |
50 |
низкий |
9. |
Лена Г. |
1, 14 |
3 |
60 |
средний |
10. |
Коля Я. |
1, 36 |
2 |
60 |
средний |
11. |
Ира Н. |
2, 04 |
4 |
20 |
очень низкий |
12. |
Данил Д. |
1, 43 |
3 |
50 |
низкий |
В ходе проведенного анализа по результатам оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера нами было выявлено, что у детей экспериментальной группы 24% показали высокий уровень, 8% - средний, 32% -низкий уровень, 32% - очень низкий уровень. Среди испытуемых контрольной группы высокий уровень у 8% испытуемых, средний уровень – 24%, низкий уровень – 24%, очень низкий уровень у 40% испытуемых.