Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:17, реферат

Краткое описание

Проблема изучения развития внимания и мелкой моторики в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….8
1.1. Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………...19
1.3 Изучение развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………...23
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте…………………………………………………32
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……………...32
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста……………………………….42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР (1).doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

В психотехнике принята следующая система качественной оценки концентрации внимания (К) в зависимости от величины этого коэффициента:

очень высокий - 81-100%;

высокий - 61-80%;

средний - 41-60%;

низкий - 21-40%;

очень низкий - 0-20%.

Из полученных результатов указанных в таблицах 2.1 и 2.2 можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе очень высокий уровень концентрации внимания 8% испытуемых, высокий уровень – 32%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 16%, очень низкий уровень – 8% испытуемых. В контрольной группе испытуемые показали практически аналогичный результат: очень высокий уровень у 8% испытуемых, высокий у 32% испытуемых, средний уровень показали 48% испытуемых, и 8% показали низкий уровень концентрации внимания.

Рис. 2.1 Сравнительные результаты концентрации внимания у испытуемых экспериментальной и контрольной групп

Определение устойчивости внимания.

Таблица 2.3. Значения коэффициента точности внимания у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

А1

А2

А3

А4

А5

1.

Ира К.

1

0,9

0,9

0,9

1

2.

Диана М.

0,2

0,2

0,9

0,5

0,9

3.

Вова И.

1

0,9

0,9

0,9

0,9

4.

Игорь П.

1

1

0,9

1

1

5.

Святослав К.

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

6.

Ангелина Н.

1

1

0,9

1

1

7.

Арина З.

0,5

0,6

0,5

0,7

0,8

8.

Люда Д.

0

0,8

0,9

0,9

1

9.

Кристина К.

0,8

0,6

0,9

0,9

0,9

10.

Сережа К.

0,9

0,8

1

1

0,9

11.

Денис С.

1

1

0,9

0,8

1

12.

Данил Т.

0,9

1

0,7

0,9

0,9


Таблица 2.4. Значения коэффициента точности внимания у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

А1

А2

А3

А4

А5

1.

Антон Ж.

0,9

0,9

0,8

0,9

0,9

2.

Влад П.

0,5

0,6

0,8

0,9

0,8

3.

Никита Г.

0,9

0,8

0,6

0,6

0,9

4.

Настя П.

0,9

1

1

0,9

1

5.

Гриша Г.

0,5

0,9

0,8

0,9

0,6

6.

Андрей Р.

1

0,9

1

1

1

7.

Эльмира О.

1

1

1

0,9

1

8.

Вероника С.

0,8

0,9

0,9

0,8

0,9

9.

Лена Г.

0,9

0,9

1

0,9

0,9

10.

Коля Я.

1

0,8

0,8

1

0,8

11.

Ира Н.

0,8

1

1

0,9

0,9

12.

Данил Д.

1

0,7

0,8

0,9

0,7


 

Таблица 2.5. Значения коэффициента продуктивности внимания у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

Е1

Е2

Е3

Е4

Е5

1.

Ира К.

128

67

63

63

200

2.

Диана М.

25

15

67

55

77

3.

Вова И.

103

71

91

85

84

4.

Игорь П.

96

79

77

81

78

5.

Святослав К.

122

68

91

89

99

6.

Ангелина Н.

63

66

61

72

66

7.

Арина З.

83

83

85

72

67

8.

Люда Д.

0

41

29

26

80

9.

Кристина К.

58

37

51

63

53

10.

Сережа К.

91

66

94

79

109

11.

Денис С.

44

36

44

46

46

12.

Данил Т.

55

18

32

25

47


Таблица 2.6. Значения коэффициента продуктивности внимания у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

Е1

Е2

Е3

Е4

Е5

1.

Антон Ж.

108

50

60

46

52

2.

Влад П.

73

49

44

71

58

3.

Никита Г.

134

66

59

41

72

4.

Настя П.

83

68

73

70

64

5.

Гриша Г.

93

94

94

105

106

6.

Андрей Р.

122

67

99

116

131

7.

Эльмира О.

80

37

51

55

40

8.

Вероника С.

66

50

72

49

56

9.

Лена Г.

45

72

70

75

68

10.

Коля Я.

44

67

62

80

84

11.

Ира Н.

105

71

44

67

61

12.

Данил Д.

108

73

72

101

62


В ходе выполнения определения продуктивности внимания нами было выявлено, что у 40% учеников наивысший коэффициент продуктивности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы, как и коэффициент точности внимания.

По динамике продуктивности работы (Е) во времени определяется устойчивость внимания. Исходя из представленных графиков можно сделать следующие выводы:

23 % испытуемых экспериментальной  группы и 18% испытуемых контрольной группы показали быструю включаемость в работу. У 25% испытуемых экспериментальной группы и у 42% испытуемых контрольной группы устойчивое внимание; у 33% испытуемых экспериментальной группы и у 42% испытуемых контрольной группы колеблющееся внимание; у 42% испытуемых экспериментальной группы и у 16% испытуемых контрольной группы неустойчивое внимание.

Обработка и анализ результатов по методике Пьерона - Рузера.

Данные, полученные по данной методике, представлены в таблице 2.7 и 2.8.

Таблица 2.7. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

Время

Количество

ошибок

Качество, %

Уровень

1.

Ира К.

1, 56

4

20

очень низкий

2.

Диана М.

2, 15

6

20

очень низкий

3.

Вова И.

1, 43

2

50

низкий

4.

Игорь П.

1, 08

0

100

высокий

5.

Святослав К.

1, 49

3

50

низкий

6.

Ангелина Н.

1, 15

0

100

высокий

7.

Арина З.

1, 35

2

60

средний

8.

Люда Д.

2, 06

5

20

очень низкий

9.

Кристина К.

1, 49

4

50

низкий

10.

Сережа К.

1, 50

5

50

низкий

11.

Денис С.

1, 13

0

100

высокий

12.

Данил Т.

2, 11

6

20

очень низкий


Таблица 2.8. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

Время

Количество

ошибок

Качество, %

Уровень

1.

Антон Ж.

2, 15

4

20

очень низкий

2.

Влад П.

1, 50

2

50

низкий

3.

Никита Г.

1, 59

6

20

очень низкий

4.

Настя П.

1, 28

1

60

средний

5.

Гриша Г.

1, 10

0

100

высокий

6.

Андрей Р.

2, 11

1

20

очень низкий

7.

Эльмира О.

2, 15

2

20

очень низкий

8.

Вероника С.

1, 53

3

50

низкий

9.

Лена Г.

1, 14

3

60

средний

10.

Коля Я.

1, 36

2

60

средний

11.

Ира Н.

2, 04

4

20

очень низкий

12.

Данил Д.

1, 43

3

50

низкий


В ходе проведенного анализа по результатам оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера нами было выявлено, что у детей экспериментальной группы 24% показали высокий уровень, 8% - средний, 32% -низкий уровень, 32% - очень низкий уровень. Среди испытуемых контрольной группы высокий уровень у 8% испытуемых, средний уровень – 24%, низкий уровень – 24%, очень низкий уровень у 40% испытуемых.

Информация о работе Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте