Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:17, реферат
Проблема изучения развития внимания и мелкой моторики в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….8
1.1. Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………...19
1.3 Изучение развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………...23
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте…………………………………………………32
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……………...32
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста……………………………….42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Рис. 2.2 Сравнительные результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых экспериментальной и контрольной групп
Для обследования развития мелкой и общей двигательной моторики испытуемых мы проверили кинетического праксис, диагностика тактильных ощущений детей, обследования щепоти руки ребенка. Полученные результаты представим в таблице 2.9 и 2.10
Таблица 2.9. Результаты обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Кинетический праксис |
Тактильные ощущения |
Щепоть руки |
Уровень |
1. |
Ира К. |
4 |
2 |
2 |
низкий |
2. |
Диана М. |
2 |
4 |
2 |
низкий |
3. |
Вова И. |
6 |
2 |
4 |
средний |
4. |
Игорь П. |
2 |
4 |
2 |
низкий |
5. |
Святослав К. |
4 |
2 |
4 |
средний |
6. |
Ангелина Н. |
2 |
4 |
2 |
низкий |
7. |
Арина З. |
4 |
6 |
4 |
средний |
8. |
Люда Д. |
2 |
2 |
4 |
низкий |
9. |
Кристина К. |
2 |
4 |
2 |
низкий |
10. |
Сережа К. |
4 |
2 |
2 |
низкий |
11. |
Денис С. |
2 |
2 |
6 |
средний |
12. |
Данил Т. |
6 |
4 |
2 |
средний |
Таблица 2.10. Результаты обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Кинетический праксис |
Тактильные ощущения |
Щепоть руки |
Уровень |
1. |
Антон Ж. |
4 |
6 |
2 |
средний |
2. |
Влад П. |
2 |
2 |
2 |
низкий |
3. |
Никита Г. |
2 |
4 |
4 |
средний |
4. |
Настя П. |
4 |
4 |
4 |
средний |
5. |
Гриша Г. |
2 |
4 |
2 |
низкий |
6. |
Андрей Р. |
4 |
2 |
6 |
средний |
7. |
Эльмира О. |
4 |
2 |
2 |
низкий |
8. |
Вероника С. |
4 |
2 |
2 |
низкий |
9. |
Лена Г. |
2 |
4 |
2 |
низкий |
10. |
Коля Я. |
6 |
2 |
2 |
средний |
11. |
Ира Н. |
2 |
2 |
4 |
низкий |
12. |
Данил Д. |
2 |
6 |
4 |
средний |
В ходе обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у 58% испытуемых экспериментальной группы был выявлен низкий уровень, у 42% испытуемых средний уровень. Среди участников контрольной группы низкий и средний уровень показали по 50% испытуемых.
В целом же, уровень внимания как в экспериментальной так и в контрольной группах преимущественно ниже нормы. Данные результаты обусловлены особенностями младшего школьного возраста, ведь ученики 4-го класса продолжают развивать концентрацию, объем и другие характеристики внимания, закрепляя результаты, полученные в 1-м и 2-м и 3-м классах.
Полученные опытным путем данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие внимания в процессе учебной деятельности.
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста
Цель формирующего этапа исследования: проведение коррекционной работы направленной на развитие внимания и мелкой моторики у учащихся 4 класса.
Формирующий этап исследования нами был проведен только среди испытуемых экспериментальной группы.
Задачи формирующего этапа исследования:
Сроки проведения формирующего этапа исследования: с 15 сентября 2013 года по 30 января 2014 года.
Упражнения для развития внимания:
Корректурная проба
Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте. Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)
" Найди ошибки".
Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:
"На Крайнем Юге нашей страны
не росли овощи, а теперь растут.
В огороде выросло много
«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).
Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.
При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.
После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.
Не исправлено 1 – 2 ошибки высший уровень внимания;
3 – 4 ошибки средний;
не увидено 5 и более ошибок низкий.
Тест Мюнстенберга
Варианты:
- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИР
-среди букв
найти лишнее слово
- отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8
Показываю ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25".
Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.
Задания на распределение внимания
4. Методика Кольца Ландольта
В этой игре дети должны находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе – по горизонтали". Работать надо как можно быстрее.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту я произношу слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин я произношу слово "стоп" и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.
При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут работы. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.
Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S — показатель распределения внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
По полю, расчерченному на клеточки ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я диктую детям ходы, они передвигают по полю жука в нужном направлении. Делают это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:
б) Упражнение “Ладонь – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.
в) Перед вами 2 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4. На выполнение задания дается 10 сек.
42 15 45 24 78 36 54 73 32 18
40 65 32 16 52 28 21 24 12 14
Задания на концентрацию внимания
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: