Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:17, реферат
Проблема изучения развития внимания и мелкой моторики в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….8
1.1. Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………...19
1.3 Изучение развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………...23
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте…………………………………………………32
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……………...32
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста……………………………….42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 0
23458 , 4854
-прочитать полученные числа ;
- заменить их суммой разрядных слагаемых ;
- назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;
- Задания на переключение внимания
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
2.Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.
Объем внимания
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Даю установку:
вам нужно просмотреть ряды
букв и вычеркнуть
Какие цифры вы запомнили?
Назови соседей .
Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?
Какие две первые?
Три последние?
Для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и переключения внимания необходимо проведение физкультминуток. В упражнения для физкультминуток включаю задания на внимание.
Эти физминутки основываются полностью на фантазии и творчестве учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, птиц, движения зайчиков, кузнечиков, пчел, обезьянок. Эти физминутки позволяют детям переключиться и поднять настроение.
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Пример упражнений:
1. Игра на внимание «Запрещенное движение» (5 мин)
Правила игры
Я показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением.
Для развития мелкой моторики детей, нами был составлен план кружковой работы по изобразительной деятельности.
Педагогические условия его проведения предусматривают для учеников широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а для педагогов - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определенную методическую последовательность с учетом знаний, умений и навыков учеников.
Содержание программы нацелено на развитие мелкой моторики. Также оно расширяет представление учеников о видах, жанрах изобразительного искусства, стили, знакомит с техниками оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувства гармонии и эстетического вкуса. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с разными материалами, в том числе и из естественными, а также на расширенное знакомство с разными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к творческой деятельности лежат два главных вида деятельности учеников: это творческая практика и изучения теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка оказывает содействие развитию мелкой моторики ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способности каждого ребенка по его выбору.
Необходимое педагогическое условие – диалогические отношения, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.
Реализация возможностей развития мелкой моторики учеников младшего школьного возраста в кружке становится возможной, на наш взгляд, при определенных педагогических условиях. Среди них, прежде всего, следует выделить те, которые обеспечивают социальные параметры функционирования и развития ценностей.
Цель контрольного этапа исследования: проведение повторной диагностики развития внимания и мелкой моторики с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования, с целью проверки эффективности проведенного формирующего этапа исследования.
Контрольный этап исследования нами был проведен среди испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
Задачи контрольного этапа исследования:
Сроки проведения контрольного этапа исследования: февраль 2014 года.
Обработка и анализ результатов по методике «Корректурная проба» (тест Бурдона).
Таблица 2.11. Значения коэффициента концентрации внимания у испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ |
Испытуемый |
К среднее,% |
К1,% |
К2,% |
К3,% |
К4, |
К5,% |
1. |
Ира К. |
86 |
85 |
73 |
98 |
87 |
91 |
2. |
Диана М. |
61 |
55 |
64 |
81 |
45 |
63 |
3. |
Вова И. |
63 |
62 |
76 |
56 |
78 |
42 |
4. |
Игорь П. |
30 |
62 |
42 |
53 |
92 |
52 |
5. |
Святослав К. |
86 |
85 |
92 |
78 |
95 |
84 |
6. |
Ангелина Н. |
91 |
100 |
100 |
98 |
78 |
83 |
7. |
Арина З. |
51 |
52 |
44 |
36 |
54 |
73 |
8. |
Люда Д. |
60 |
45 |
63 |
69 |
71 |
81 |
9. |
Кристина К. |
68 |
64 |
36 |
75 |
83 |
88 |
10. |
Сережа К. |
50 |
54 |
43 |
55 |
53 |
46 |
11. |
Денис С. |
97 |
100 |
100 |
86 |
98 |
100 |
12. |
Данил Т. |
80 |
71 |
100 |
75 |
81 |
73 |
Таблица 2.12. Значения коэффициента концентрации внимания у испытуемых контрольной группы на контрольном этапе исследования
№ |
Испытуемый |
К среднее,% |
К1,% |
К2,% |
К3,% |
К4, |
К5,% |
1. |
Антон Ж. |
81 |
85 |
76 |
60 |
87 |
88 |
2. |
Влад П. |
46 |
0 |
32 |
53 |
80 |
63 |
3. |
Никита Г. |
56 |
85 |
64 |
17 |
33 |
80 |
4. |
Настя П. |
60 |
73 |
51 |
60 |
73 |
45 |
5. |
Гриша Г. |
49 |
9 |
79 |
50 |
78 |
29 |
6. |
Андрей Р. |
64 |
62 |
57 |
43 |
74 |
88 |
7. |
Эльмира О. |
36 |
20 |
20 |
42 |
53 |
47 |
8. |
Вероника С. |
70 |
54 |
89 |
74 |
56 |
76 |
9. |
Лена Г. |
52 |
52 |
63 |
45 |
58 |
43 |
10. |
Коля Я. |
73 |
100 |
52 |
57 |
89 |
66 |
11. |
Ира Н. |
52 |
51 |
48 |
55 |
61 |
45 |
12. |
Данил Д. |
65 |
100 |
42 |
67 |
79 |
38 |
Из полученных результатов указанных в таблицах 2.11 и 2.12 можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе очень высокий уровень концентрации внимания у 33% испытуемых, высокий уровень – 33%, средний уровень – 25%, низкий уровень – 9%, очень низкий уровень не показал никто. В контрольной группе результаты исследования не изменились: очень высокий уровень у 8% испытуемых, высокий у 32% испытуемых, средний уровень показали 48% испытуемых, и 8% показали низкий уровень концентрации внимания.
По динамике продуктивности работы (Е) во времени определяется устойчивость внимания. У 58 % испытуемых экспериментальной группы устойчивое внимание, у 33 % достаточно устойчивое внимание; у 9% колеблющееся внимание. Среди испытуемых контрольной группы результаты исследования не изменились.
Обработка и анализ результатов по методике Пьерона - Рузера.
Таблица 2.17. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Время |
Количество ошибок |
Качество, % |
Уровень |
1. |
Ира К. |
1, 08 |
0 |
100 |
высокий |
2. |
Диана М. |
1,05 |
0 |
100 |
высокий |
3. |
Вова И. |
1, 43 |
2 |
50 |
низкий |
4. |
Игорь П. |
1, 08 |
0 |
100 |
высокий |
5. |
Святослав К. |
1, 14 |
3 |
60 |
средний |
6. |
Ангелина Н. |
1, 15 |
0 |
100 |
высокий |
7. |
Арина З. |
1, 35 |
2 |
60 |
средний |
8. |
1, 14 |
1,00 |
0 |
100 |
высокий |
9. |
Кристина К. |
1, 01 |
0 |
100 |
высокий |
10. |
Сережа К. |
1, 50 |
5 |
50 |
средний |
11. |
Денис С. |
1, 13 |
0 |
100 |
высокий |
12. |
Данил Т. |
1, 10 |
0 |
100 |
высокий |