Экспериментальные исследования эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:49, реферат

Краткое описание

Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения, в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.
Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: усиление газообмена, обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.
Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела. Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления.

Содержание

Выражение эмоций у человека и животных.
Физиологические показатели эмоций.
Основные направления экспериментального изучения эмоций.
Тревожность: аспекты её изучения.
Фрустрация: характеристика состояния.
Некоторые аспекты учения о стрессе.
Эмоции как свойства личности. Представление об эмпатии.

Вложенные файлы: 1 файл

Экспериментальные исследования эмоций.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

С. Розенцвейг выделил три типа таких ситуаций:

1. Лишения,  т.е. отсутствие необходимых средств  для достижения цели или удовлетворения  потребности.

2.  Потери, например: смерть близкого человека; сгорел дом, в котором долго  жили 

3. Конфликт.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности  воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется  быстрым переходом от состояния  спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используется самовнушение и самоубеждение.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в деорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями. 

6. Некоторые аспекты  учения о стрессе.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает перегрузку.

Проблема  стресса, по существу, очень стара, однако научное осознание ее произошло  лишь в последние десятилетия, что  находит свое отражение как в  развитии современной науки о  человеке, так и в стремлении к  удовлетворению актуальных потребностей общества.

Стресс, по выражению Ю.Г. Чиркова, противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений, мерок. Сила его - в широте охвата жизненных проявлений, слабость - в неопределенности, расплывчатости его границ. Разработка проблемы стресса - эмоционального, психического, спортивного, производственного, космического, военного и др. - с позиций современной науки нашла свое отражение в работах, посвященных биохимическим, физиологическим, клиническим, психофизиологическим и психологическим аспектам его проявлений.

Основоположником  учения о стрессе является канадский  ученый Ганс Селье.. Его сообщение "Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами", в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов, положило начало учению о стрессе, хотя в отдельных, более ранних, научных трудах упоминание о проблеме стресса, с психологической точки зрения, есть в работах В. Вундта, У. Джемса.

    Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном , а затем и Г. Селье. Кеннон предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции - нейроэндокринный процесс.

    Основное  внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные и хорошо известные стадии:

  • реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается, а затем включаются защитные механизмы;
  • стадия сопротивления, когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;
  • стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

Продолжая дальнейшие исследования биохимических и физиологических аспектов проблемы стресса, Г. Селье постепенно подошел к изучению еще одной стороны стресса - психологической. Наряду с термином "стресс", в руководствах, монографиях и статьях все чаще стали применяться такие понятия, как психологический или эмоциональный стресс. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Г. Селье считает, что стрессовая активация  может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное "качество жизни" - эустресс, и ослабляющей - чрезмерный стресс - дистрессом. Вместе с тем надо учитывать, что положительные или обычные стимулы, ведущие к эустрессу, встречаются гораздо реже отрицательных и практически их значение в плане клинических и тем более патологических состояний сведено почти к минимуму.

В целом, систематизируя различные виды стресса, можно выделить два основных его  вида:

  • физический стресс;
  • психологический стресс.

Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное давление повышается, частота и глубина нашего дыхания возрастают. Мы чувствуем себя возбужденными. Мы замечаем, как напрягаются мышцы туловища, как мы плотно стискиваем зубы, как сжимаются пальцы в кулаки, как усиливается чувство внутреннего беспокойства, тревоги. Эти реакции помогают нам распознать и адаптироваться к физическим стрессам. Однако много современных стрессов являются скорее психологическими, чем физическими. Несогласие с коллегой по работе, неудовлетворительное исполнение работы, неприятный разговор с близким человеком вызывают такую же физическую реакцию, какую вызывает конфронтация с врагом или попытка влезть в маршрутное такси в часы пик. Стресс меняет биохимию человека и может нарушить работу всех органов и тканей. Длительное воздействие его может увеличить уровень холестерина в крови, снизить защитную реакцию организма, увеличить риск развития онкологических заболеваний, гипертонической и язвенной болезни, ишемической болезни сердца, а также простудных и вирусных заболеваний, мигрени, болей в пояснице. Первыми и достаточно частыми проявлениями стресса являются раздражительность усталость, утомляемость, общая слабость.       

  1. Эмоции  как свойства личности. Представление об эмпатии.

Индивидуальные  различия между людьми особенно ярко обнаруживаются в эмоциональной  сфере. Основные различия в эмоциональной  сфере личности связаны с различиями в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты  они направлены и какое отношение человека они выражают.

По С.Л.Рубинштейну, типичные различия в эмоциональных  особенностях личности проявляются:

1) в  сильной или слабой эмоциональной  возбудимости;

2) в  большей или меньшей эмоциональной  устойчивости.

Эти различия характеризуют темперамент человека. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут, как и люди, у которых чувство возникает не сразу, но, воспламенившись, они не скоро охладеют. Хорошо известны эмоциональные различия людей в восприятии окружающего мира, в его оценке, в отношении к происходящим и ожидаемым событиям и т.д. Еще А.Ф.Лазурский писал, что если хорошее или дурное настроение становится господствующим, постоянным, то возникает тип оптимиста или пессимиста, который на весь мир смотрит сквозь розовые или темные очки. Как психологическая эмоциональная характеристика человека – это его общий тон и настрой на восприятие и оценку действительности. У оптимиста – это светлый, радостный тон восприятия жизни и будущего, у пессимиста – это настроение подавленности и безысходности.

3) силу  или интенсивность чувства;

4) глубину  чувства. 

Чувство, сильное в смысле интенсивности  или стремительности, с которой  оно захватывает человека, может  быть неглубоким. Этим увлечение отличается от любви. Любовь отлична от увлечения, в первую очередь, не интенсивностью чувства, а его глубиной, т.е. не тем, как стремительно она прорывается в действие, а тем, как глубоко она проникает в личность. Глубина проникновения чувства определяется тем, насколько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. При этом существенную роль играет широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сфере личности, с которыми данное чувство сплелось. Именно от этого в значительной мере зависит прочность чувства.

Характерологически очень существенными и глубокими являются различия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами. Эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь им, погружаясь в них. Они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны.

Сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, «любуясь их переливами». Они созерцательны и чувствительны, но пассивны.

Натуры  страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. Страстные действенны. Их не удовлетворяет ни непосредственное переживание своего чувства, ни его созерцание. Для них чувство – это страстное стремление.

Е.П.Ильин, описывая эмоциональные типы личности, наряду с оптимистами-пессимистами и сентиментальными, выделяет и рассматривает  застенчивых, обидчивых и мстительных, эмпатийных, тревожных, совестливых и любознательных.

Характеристики  эмоционального реагирования, постоянно  и ярко проявляющиеся у человека, являются его эмоциональными свойствами и определяют его эмоциональность. В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях. Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного. Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.

На вопрос о том, является ли эмоциональность  врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И.П.Павлов считал, что различия в эмоциональности  животных или людей зависят от типа нервной системы и влияний, испытывавшихся с момента рождения.

Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует  рассматривать в качестве одной  из центральных составляющих темперамента, и таким образом подтверждают мысль о том, что эмоциональность  в некоторой степени определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.

Эмоциональность имеет сложную структуру. К ее основным компонентам относятся:

  • эмоциональная возбудимость;
  • сила эмоций;
  • эмоциональная устойчивость;
  • эмоциональная лабильность;
  • тревожность.

Общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность  отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).

 Психолог  Карл Роджерс определяет эмпатию  следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Эмпатия связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе  не эмоциональные. При этом, развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия дает больше поводов для чувств и эмоций - отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания "эмоциональный", хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный. 
 
 
 
 
 
 

             

Информация о работе Экспериментальные исследования эмоций