Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:49, реферат
Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения, в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.
Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: усиление газообмена, обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.
Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела. Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления.
Выражение эмоций у человека и животных.
Физиологические показатели эмоций.
Основные направления экспериментального изучения эмоций.
Тревожность: аспекты её изучения.
Фрустрация: характеристика состояния.
Некоторые аспекты учения о стрессе.
Эмоции как свойства личности. Представление об эмпатии.
С. Розенцвейг выделил три типа таких ситуаций:
1. Лишения,
т.е. отсутствие необходимых
2. Потери, например: смерть близкого человека; сгорел дом, в котором долго жили
3. Конфликт.
Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от состояния спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используется самовнушение и самоубеждение.
Применительно
к человеку фрустрацию в самом общем
виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное
состояние, выражающееся в деорганизации
сознания, деятельности и общения и возникающее
в результате продолжительного блокирования
целенаправленного поведения объективно
непреодолимыми или субъективно так представляемыми
трудностями.
6. Некоторые аспекты учения о стрессе.
Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает перегрузку.
Проблема стресса, по существу, очень стара, однако научное осознание ее произошло лишь в последние десятилетия, что находит свое отражение как в развитии современной науки о человеке, так и в стремлении к удовлетворению актуальных потребностей общества.
Стресс, по выражению Ю.Г. Чиркова, противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений, мерок. Сила его - в широте охвата жизненных проявлений, слабость - в неопределенности, расплывчатости его границ. Разработка проблемы стресса - эмоционального, психического, спортивного, производственного, космического, военного и др. - с позиций современной науки нашла свое отражение в работах, посвященных биохимическим, физиологическим, клиническим, психофизиологическим и психологическим аспектам его проявлений.
Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Ганс Селье.. Его сообщение "Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами", в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов, положило начало учению о стрессе, хотя в отдельных, более ранних, научных трудах упоминание о проблеме стресса, с психологической точки зрения, есть в работах В. Вундта, У. Джемса.
Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном , а затем и Г. Селье. Кеннон предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции - нейроэндокринный процесс.
Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные и хорошо известные стадии:
Продолжая дальнейшие исследования биохимических и физиологических аспектов проблемы стресса, Г. Селье постепенно подошел к изучению еще одной стороны стресса - психологической. Наряду с термином "стресс", в руководствах, монографиях и статьях все чаще стали применяться такие понятия, как психологический или эмоциональный стресс. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе.
Г. Селье считает, что стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное "качество жизни" - эустресс, и ослабляющей - чрезмерный стресс - дистрессом. Вместе с тем надо учитывать, что положительные или обычные стимулы, ведущие к эустрессу, встречаются гораздо реже отрицательных и практически их значение в плане клинических и тем более патологических состояний сведено почти к минимуму.
В целом, систематизируя различные виды стресса, можно выделить два основных его вида:
Сталкиваясь
со стрессовой ситуацией, наш организм
подготавливает нас для двух важных
механизмов выживания: борьбы и агрессии.
Наше сердце бьется быстрее, кровяное
давление повышается, частота и глубина
нашего дыхания возрастают. Мы чувствуем
себя возбужденными. Мы замечаем, как напрягаются
мышцы туловища, как мы плотно стискиваем
зубы, как сжимаются пальцы в кулаки, как
усиливается чувство внутреннего беспокойства,
тревоги. Эти реакции помогают нам распознать
и адаптироваться к физическим стрессам.
Однако много современных стрессов являются
скорее психологическими, чем физическими.
Несогласие с коллегой по работе, неудовлетворительное
исполнение работы, неприятный разговор
с близким человеком вызывают такую же
физическую реакцию, какую вызывает конфронтация
с врагом или попытка влезть в маршрутное
такси в часы пик. Стресс меняет биохимию
человека и может нарушить работу всех
органов и тканей. Длительное воздействие
его может увеличить уровень холестерина
в крови, снизить защитную реакцию организма,
увеличить риск развития онкологических
заболеваний, гипертонической и язвенной
болезни, ишемической болезни сердца,
а также простудных и вирусных заболеваний,
мигрени, болей в пояснице. Первыми и достаточно
частыми проявлениями стресса являются
раздражительность усталость, утомляемость,
общая слабость.
Индивидуальные различия между людьми особенно ярко обнаруживаются в эмоциональной сфере. Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различиями в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены и какое отношение человека они выражают.
По С.Л.Рубинштейну, типичные различия в эмоциональных особенностях личности проявляются:
1) в
сильной или слабой
2) в
большей или меньшей
Эти различия
характеризуют темперамент
3) силу или интенсивность чувства;
4) глубину чувства.
Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с которой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Этим увлечение отличается от любви. Любовь отлична от увлечения, в первую очередь, не интенсивностью чувства, а его глубиной, т.е. не тем, как стремительно она прорывается в действие, а тем, как глубоко она проникает в личность. Глубина проникновения чувства определяется тем, насколько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. При этом существенную роль играет широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сфере личности, с которыми данное чувство сплелось. Именно от этого в значительной мере зависит прочность чувства.
Характерологически очень существенными и глубокими являются различия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами. Эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь им, погружаясь в них. Они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны.
Сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, «любуясь их переливами». Они созерцательны и чувствительны, но пассивны.
Натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. Страстные действенны. Их не удовлетворяет ни непосредственное переживание своего чувства, ни его созерцание. Для них чувство – это страстное стремление.
Е.П.Ильин, описывая эмоциональные типы личности, наряду с оптимистами-пессимистами и сентиментальными, выделяет и рассматривает застенчивых, обидчивых и мстительных, эмпатийных, тревожных, совестливых и любознательных.
Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у человека, являются его эмоциональными свойствами и определяют его эмоциональность. В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях. Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного. Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.
На вопрос о том, является ли эмоциональность врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И.П.Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от типа нервной системы и влияний, испытывавшихся с момента рождения.
Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента, и таким образом подтверждают мысль о том, что эмоциональность в некоторой степени определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.
Эмоциональность имеет сложную структуру. К ее основным компонентам относятся:
Общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).
Психолог
Карл Роджерс определяет
Эмпатия
связана с эмоциональностью не напрямую:
есть люди с развитой эмпатией, но вовсе
не эмоциональные. При этом, развитие
эмпатии имеет обычным следствием развитие
и эмоциональности. Эмпатия дает больше
поводов для чувств и эмоций - отсюда и
большая эмоциональность. К тому же, тонко
чувствующий, эмпатичный человек чаще
удостаивается звания "эмоциональный",
хотя на самом деле он просто тонко чувствующий
и отзывчивый, а не эмоциональный.