Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 19:00, реферат
Краткое описание
Известен как автор современной нозологической концепции в психиатрии и классификации психических заболеваний. Первым создал концепцию «dementia praecox» — прообраза шизофрении; близкую к современной концепцию маниакально-депрессивного психоза и паранойи; внёс огромный вклад в понимание врождённого слабоумия и истерии. Предложил учение о регистрах. Был пионером культурной психиатрии и психофармакологии. Крепелин также известен своей широкой педагогической деятельностью и гражданской позицией профилактики алкоголизма. Описал и исследовал множество психиатрических понятий: парафрения, шизофрения, олигофрения, кверулянтский бред, ониомания, болезнь Альцгеймера и другие. Среди трудов по патопсихологии известен метод «счёт по Крепелину».
Содержание
1. Введение 2. Биография 2.1. Семья. Ранние годы 2.2. Студенческие годы и начало научной деятельности 2.3. Личная жизнь 2.4. Работа Э. Крепелина как приват-доцента и профессора 2.5. Увлечения и последние годы жизни 3. Главные профессиональные достижения 3.1. Концепция маниакально-депрессивного психоза и паранойи 3.2. Об эпилепсии и умственной отсталости 3.3. Классификация психических заболеваний 3.4. Концепция «dementia praecox» 3.5. Учение о регистрах 3.6. Психофармакологические исследования 3.7. Методика «Счет по Крепелину» 4. Заключение 5. Литература 6. Приложения
Наблюдения
Эмиля Крепелина в психофармакологии,
были опубликованны в сочинении 1892 «О
влиянии некоторых лекарств на ординарные
психические процессы». Эта монография
подытоживает психофармакологические
исследования Э. Крепелина в Лейпциге
и Хайдельберге. В ней исследовалось влияние
на человека алкоголя, брома, морфия, паральдегида
и хлоралгидрата. Это первая монография
о психофармакологии человека в мировой
литературе.
Методика «Счет
по Крепелину»
В 1895 году Э. Крепелин предложил
методику, представляющую собой таблицу,
на которой длинными рядами напечатаны
пары цифр, подлежащие сложению (приложение
6). Первоначально методика предназначалась
для исследования волевых усилий, упражняемости
и утомляемости. В настоящее время она
приобрела более широкое применение.
Заключение
Крепелин обладал всеми свойствами,
которые требовались для преодоления
той гигантской работы, которая требовалась
временем и предметом. Необычайная энергия
и работоспособность, правильное чутье
к существенному, острая критика и непогрешимая
честность к самому себе, непобедимый
научный оптимизм и связанная с ним изумительная
способность завлекать других исследователей
в круг своих мыслей и исканий, умение
организовать работу — все эти черты его
личности соединились со строгим биологическим
образованием и непоколебимым уважением
к фактам. Он часто отрекался от своих
прежних воззрений, если они не подтверждались
наблюдением, и постоянно вносил исправления
в свою собственную систему, как только
новые клинические данные делали это необходимым.
Таким образом школа Крепелина являла
собой образцовый пример чисто реальной,
лишенной какой бы то ни было спекуляции,
работы, и творец ее несомненно решительно
отверг бы всякий элемент художественного
содержания в своих произведениях и признание
в нем самом художника. И все же, как и всякий
настоящий пионер-исследователь, он несомненно
и был таковым: художником не только в
смысле образцовой формы изложения психологических
и психиатрических явлений, но и художником
благодаря той интуиции, которая позволяла
ему не только обозревать общие связи,
но зачастую и предугадывать их.
Таким образом создалась крепелиновская
система душевных болезней, которая, вскоре
после того как она была осмеяна и не признана,
прошла триумфальным шествием через весь
мир. Мы не в состоянии были бы без Крепелина
заниматься конституциональной патологией
и в психиатрии; мы не пришли бы к тому,
чтобы найти связь между некоторыми психопатическими
расстройствами и определенными душевными
особенностями здоровых, или же к признанию
смешанных психозов (скрещивание маниакально-депрессивных
и шизофренических форм); невозможно было
бы врожденные свойства характера здоровых
и некоторых больных поставить в связь
с некоторым определенным строением тела,
дли думать даже о причинной связи между
расстройством обмена и той или другой
душевной болезнью, не будь проделана
кропотливая работа клинической школы
Крепелина, наметившая и изучавшая определенные
связи явлений. Несмотря на всю сложность
этой работы, которую Крепелин начал еще
со студенческих времен, ум его попутно
плодотворно работал и в других областях.
Ему принадлежит мысль о том, что определенные
душевные особенности у слабоумных и психопатов,
а также многие переходящие проявления
душевных расстройств следует рассматривать
как возврат к более ранним ступеням развития
в смысле Дарвина. Ему мы обязаны также
началом сравнительной психиатрии, которую
он в своих путешествиях в Яву, Индию, Северную
Америку и Мексику непрерывно пытался
практически развивать и для изучения
которой он проектировал в предстоящую
зиму новую поездку в Индию.
Приводя итоги исследований
и многогранной деятельности
Э. Крепелина, следует выделить его основные
творческие достижения:
В 1883
году вышло в свет «Руководство по психиатрии»;
В 1898
году – впервые ученый изложил классификацию
психических заболеваний, как основы ныне
существующей;
Внес
большой вклад в учение об эпилепсии и умственной отсталости;
Автор
современной нозологической концепции;
Первым
создал близкую к совершенной концепцию маниакально – депрессивного психоза и паранойи.
Современная психиатрия, которая
неудержимо стремится вперед
благодаря успехам биологического
изучения психозов, продолжает использовать
клинический опыт Э. Крепелина, его клинические
данные, которые не потеряли своего значения,
потому что были представлены добросовестным,
требовательным к себе Мастером, знающим
свое дело и беззаветно преданным ему.
Литература
Шойфет М.С. «100
великих врачей». — Москва:
Вече, 2008.
Ж.
Гаррабе «История шизофрении» / СПб., 2000.
К 150-летию
Эмиля Крепелина и Зигмунда Фрейда. Великий психиатр. Карл Ясперс об Эмиле Крепелине // Независимый Психиатрический Журнал. — 2006.
А. А. Кирпиченко Шизофрения
// Психиатрия. — Минск: Вышэйшая школа, 1984.
Морозов
Г. В., Шумский Н. Г. СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ
БОЛЕЗНЕЙ // Введение в клиническую психиатрию
(пропедевтика в психиатрии). — Нижний
Новгород: Изд-во НГМА, 1998.
Т.
Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов,
В. Я. Семке, А. С. Тиганов. Психиатрия: национальное
руководство. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Наследие
Крепелина и Фрейда в современной психиатрии:
приобретения и издержки // Независимый
Психиатрический Журнал. — 2006.
Возражения
на концепцию деменции прекокс 1899 года и В.П. Сербский. // История шизофрении /СПб., 2000.
Методику можно использовать для изучения
устойчивости внимания, переключаемости
внимания (с видоизменением инструкции),
умственной работоспособности и психического
темпа.
Диапазон применения методики
Методика применяется для изучения внимания
взрослых испытуемых и детей, начиная
с младшего подросткового возраста. Используется
в клинической, школьной и профессиональной
психодиагностике.
Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина
со следующей инструкцией: «На бланке
напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать
пары цифр, напечатанных одна под другой.
Результат сложения записывайте под ними.
Старайтесь работать быстро и не допускать
ошибок. Когда я скажу: «Черта!» - поставьте
вертикальную черту после той пары цифр,
которую вы в тот момент складывали и продолжайте
работать. Когда дойдете до конца первого
ряда, сразу переходите ко второму и т.д.
Понятно?» Необходимо ответить на все
вопросы испытуемого до начала эксперимента.
Время проведения эксперимента может
колебаться от 3 до 10 минут (в зависимости
от возраста и целей исследования). Через
каждые 30 секунд экспериментатор дает
команду: «Черта!» Допускаются индивидуальная
и групповая формы обследования.
Обработка результатов
1. Проверить правильность выполнения
сложения.
2. Подсчитать количество правильных
сложений и количество ошибок
за каждые 30 секунд работы и
в течение всего эксперимента
в целом.
3. На основании полученных данных
строится график устойчивости
внимания. Иначе его можно назвать
графиком работоспособности. На
оси абсцисс отмечается порядковый
номер временного интервала (продолжительность
каждого интервала в 30 секунд), на
оси ординат отмечается количество
выполненных сложений. Ошибки отмечаются
на графике в виде заштрихованных
столбиков.
Анализ результатов
Анализ результатов может проводиться
в двух направлениях: а) проводится количественное
сопоставление результатов отдельного
испытуемого со среднегрупповыми результатами;
б) проводится качественный анализ индивидуальных
результатов испытуемого.
1. При количественном анализе
мы принимаем во внимание два
показателя – скорость и точность работы.
Показателем скорости может служить, например,
количество сложений, выполненных испытуемым
в течение всего эксперимента. Таким образом,
необходимо сравнить индивидуальные показатели
скорости и точности работы со среднегрупповыми.
Скорость работы в большей степени связана
с темпом умственной деятельности испытуемого.
Если скорость работы испытуемого примерно
равна среднегрупповой, то темп его умственной
деятельности (или работоспособность)
можно считать средним. Аналогично делается
вывод о высоком и низком темпах деятельности.
Точность работы в большей степени связана
с устойчивостью внимания. Если число
ошибок испытуемого среднее или ниже среднего
по группе, это свидетельствует об устойчивом
внимании. Большое число допущенных ошибок
связано с неустойчивым вниманием.
2. Проводится качественный анализ
формы графика устойчивости внимания.
Выделяются следующие типы графиков.
1-й ТИП. Характеризуется незначительными колебаниями
в скорости и точности внимания на протяжении
всех этапов эксперимента. В рамках этого
типа можно выделить четыре подтипа.
1а – показатели скорости и точности работы
высокие или средние. Это так называемый
«нормальный тип» графика, который свидетельствует
о хорошей устойчивости внимания испытуемого.
Все нижеописываемые подтипы и типы графиков
характеризуются той или иной степенью
неблагополучия. При их анализе следует
иметь в виду, что причины разных видов
нарушений могут быть одинаковыми. К таким
«универсальным» причинам, которые могут
проявиться в любом типе «неблагополучного»
графика, можно отнести следующие: а) слабая
заинтересованность испытуемого в результатах
эксперимента; б) состояние усталости;
в) слабая сформированность счетных операций.
Наряду с общими причинами, каждый отдельный
тип графика может быть связан с более
частными, индивидуальными особенностями
испытуемого.
Продолжаем характеристику подтипов.
1б – при стабильно высокой скорости выполнения
задания испытуемый на протяжении всего
эксперимента допускает много ошибок.
Возможные причины: а) испытуемый понимает
важность, значимость испытания, боится
неуспеха (личная тревожность), вследствие
этого избыточно ориентирован на скорость
в ущерб точности; б) слабость самоконтроля,
самоорганизации, т.е. слабая сформированность
произвольного внимания.
1в – испытуемый выполняет задание с высокой
точностью, но с очень низкой скоростью.
Возможные причины: а) испытуемый излишне
ориентирован на точность выполнения
в ущерб скорости (также может быть связан
с высокой ситуативной или личностной
тревожностью); б) общая замедленность
темпа деятельности, связанная с типом
темперамента.
1г – показатели скорости и точности работы
стабильно низкие. Самый неблагоприятный
из всех типов. Требует дополнительного
обследования с помощью других методик.
2-й ТИП. Характеризуется либо постепенным увеличением
числа ошибок, либо постепенным снижением
продуктивности, либо двумя тенденциями
одновременно. Это «истощающийся тип»
внимания. Такой результат испытуемого
может иметь разные причины: а) слабая
сформированность произвольного внимания,
неумение в течение длительного времени
выполнять неинтересную деятельность;
б) высокая астеничность испытуемого;
в) органические заболевания головного
мозга, например, травмы, сосудистые заболевания,
воспалительные процессы (если тенденция
к истощению выражена ярко уже на начальных
этапах эксперимента).
3-й ТИП. График имеет зигзагообразный характер.
Продуктивность резко колеблется, неравномерна
на разных этапах эксперимента. Это может
быть связано с эмоциональной неуравновешенностью
испытуемого, с невротическим состоянием
(если неравномерность выполнения сочетается
с тенденцией к истощению).
4-й ТИП. Характеризуется постепенным повышением
продуктивности, снижением числа ошибок
на протяжении эксперимента. Это «заторможенный
тип» внимания. Свидетельствует о медленной
врабатываемости испытуемого, трудностях
на начальной стадии организации произвольного
внимания. Может быть связан с типом темперамента.
Вывод
Необходимо охарактеризовать степень
устойчивости внимания и темп умственной
деятельности испытуемого, по возможности
сформулировать причины обнаруженных
индивидуальных особенностей внимания.