Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:56, лекция
Эмоция – отношение человека к чему либо, т.е. в широком смысле слова, это есть то как мы относимся к чему или кому-либо. В узком смысле слова, мы должны добавить к определению такие слова как субъективное переживание и объективные свойства если точнее то, Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Под настроением понимают эмоциональный процесс, выражающий отношение человека к его жизненной ситуации в целом. Обычно настроение отличается устойчивостью и продолжительностью во времени, а также невысокой интенсивностью. В противном случае это может быть симптомом расстройства настроения. Специалисты проводят различие между понятием «настроение» и понятиями «чувство», «аффект», «эмоция» и «переживание»:
Настроение определяет общий тонус жизни человека. Оно зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Затягивающееся плохое настроение может привести к депрессии. Наличие в настроении (как и в любой эмоции) физиологического компонента делает его подверженным влиянию чисто физиологических процессов в организме. Одним из наиболее известных примеров такого влияния является предменструальный синдром. Настроение оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риски чаще, чем в «хорошем».
Виды высших чувств.
Высшие чувства
возникают на базе удовлетворения или
неудовлетворения духовных потребностей.
Высшие чувства носят ярко выраженный
общественный характер и свидетельствуют
об отношении человека к различным сторонам
и явлениям общественной жизни: моральным,
интеллектуальным и эстетическим.
Содержание высших чувств, их направленность
определяются мировоззрением человека,
правилами нравственного поведения и
эстетическими оценками.
Моральные чувства — это чувства советского патриотизма, дружбы народов, интернациональной солидарности, чувство долга, чувство коллективизма и т. п.
К числу высших
человеческих чувств относятся также
интеллектуальные чувства. Интеллектуальные
чувства возникают в процессе нашей познавательной
деятельности, постоянно сопровождают
ее и окрашивают в определенный эмоциональный
тон.
Чувство удовлетворения или неудовлетворения
возникает у человека и от собственной
интеллектуальной деятельности.
П. М. Якобсон предлагает как особые, высшие чувства выделить практические чувства. Предметом таких чувств является сама деятельность человека. Это деятельность в процессе физического труда, в науке, искусстве, деятельность человека как воспитателя, деятельность в процессе игры, учения и т. д.
Источником эстетических чувств являются произведения искусства: музыка, живопись, ваяние, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и замечательные достижения в области технических сооружений.
Совесть как одно из высших эмоционально-моральных личностных качеств человека.
Любовь как эмоциональное чувство.
Сама система и
динамика типичных эмоций характеризует
человека как личность. Особое значение
для такой характеристики имеет описание
чувств, типичных для человека. Чувства
одновременно содержат в себе и выражают
отношение и побуждение человека, причем
то и другое в глубоком человеческом чувстве
обычно слито. Высшие чувства, кроме того,
несут в себе нравственное начало.
Психологические теории эмоций.
Эволюционная
теория Ч.Дарвина. В 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал
книгу «Выражение эмоций у человека и
животных», которая явилась поворотным
пунктом в понимании связи биологических
и психологических явлений, в частности,
организма и эмоций. Дарвин показал, что
во внешнем выражении разных эмоциональных
состояний, в экспрессивно-телесных движениях
много общего у антропоидов и слепорожденных
детей. Эти наблюдения легли в основу теории
эмоций, которая получила название эволюционной.
Эмоции согласно этой теории появились
в процессе эволюции живых существ как
жизненно важные приспособительные механизмы,
способствующие адаптации организма к
условиям и ситуациям его жизни. Телесные
изменения, сопровождающие различные
эмоциональные состояния, в частности,
связанные с соответствующими эмоциями
движения, по Дарвину, есть не что иное,
как рудименты реальных приспособительных
реакций организма.
Когнитивные
теории эмоций. Объяснение
эмоций в русле
теории когнитивного
диссонанса Л.Фестингера.
У человека в динамике эмоциональных процессов
и состояний не меньшую роль, чем органические
и физические воздействия, играют когнитивно-психологические
факторы. В связи с этим были предложены
новые концепции, объясняющие эмоции у
человека динамическими особенностями
когнитивных процессов. Одной из первых
подобных теорий явилась теория когнитивного
диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей
положительное эмоциональное переживание
возникает у человека тогда, когда его
ожидания подтверждаются, а когнитивные
представления воплощаются в жизнь, т.е.
когда реальные результаты деятельности
соответствуют намеченным, согласуются
с ними, или находятся в консонансе. Отрицательные
эмоции возникают и усиливаются в тех
случаях, когда между ожидаемыми и действительными
результатами деятельности имеется расхождение,
несоответствие или диссонанс. Субъективно
состояние когнитивного диссонанса обычно
переживается человеком как дискомфорт,
и он стремится как можно скорее от него
избавиться. Выход из состояния когнитивного
диссонанса может быть двояким: или изменить
когнитивные ожидания и планы таким образом,
чтобы они соответствовали реально полученному
результату, или попытаться получить новый
результат, который бы согласовывался
с прежними ожиданиями.
Психические состояния.
Определение
состояния. Роль и место
состояний среди других
психических явлений.
Психическое состояние - это целостная
характеристика психической деятельности
за определённый период времени, показывающая
своеобразие протекания психических процессов
в зависимости от отражаемых предметов
и явлений действительности, предшествующего
состояния и психических свойств личности.
Психические состояния детерминированы
внешними воздействиями.
Психическое состояние —
один из возможных режимов жизнедеятельности
человека, на физиологическом уровне отличающийся
определёнными энергетическими характеристиками,
а на психологическом уровне — системой психологических
фильтров, обеспечивающих специфическое
восприятие окружающего мира.
Психические состояния влияют на протекание
психических процессов, а, повторяясь
часто, приобретя устойчивость, могут
включиться в структуру личности в качестве
её специфического свойства. В каждом психическом состоянии присутствуют
психологические, физиологические и поведенческие компоненты.
По своему динамическому
характеру ПС занимает промежуточное
положение между процессами и свойствами.
Между процессами и состояниями, с одной
стороны, и между состояниями и свойствами
личности, с другой, существуют сложные
диалектические взаимосвязи. Известно,
что психические процессы (например, внимание,
эмоции и др.) в определенных условиях
могут рассматриваться как состояния,
а часто повторяющиеся состояния способствуют
развитию соответствующих свойств личности.