Функции
и классификация
состояний.
Функции
состояний.
Психические состояния
выступают и как система организации
психических процессов, и как
субъективное отношение к отражаемому
явлению, и как механизм оценки отражаемой
действительности. Изменение психического
состояния непосредственно в процессе
деятельности проявляется в виде смены
субъективного отношения к отражаемой
ситуации или смены мотивов по отношению
к решаемой задаче.
Важнейшая функция
регулирования. Состояние рассматривается
как регулятивная функция адаптации к
окружающей ситуации и среде.
Также важной функцией состояний является
интеграция отдельных психических состояний
и образование функциональных единиц
(процесс – состояние – свойство), состоящих
из иерархически организованных в единую
целостную совокупность психических процессов
и психологических свойств. Благодаря
этому обеспечиваются отдельные акты
психической активности в текущем времени,
организация «психологического строя»
личности.
Таким образом,
состояние выступает как форма саморегуляции
психики и как один из важнейших механизмов
интеграции человека как целостности
— как единства его духовной, психической
и телесной организации.
Адаптивная функция состояния заключается
в установлении соответствия между актуализированными
потребностями индивида и его возможностями
и ресурсами с учетом конкретных условий
существования, особенностей деятельности
и поведения. Эта функция позволяет сохранить
на максимально возможном уровне здоровье,
способность к адекватному поведению
и успешной деятельности, возможность
полноценного личностного развития.
Психическое состояние
одновременно является формой интеграции
и текущих изменений организма, и динамики
психических процессов, и актуальных особенностей
как отдельных сфер личности, так и личности
в целом (ее развития).
Виды психических
состояний выделяют в зависимости
от таких параметров:
1. влияния на
личность (положительные и отрицательные,
стенические и астенические);
- преобладающих
форм психики (эмоциональный, волевые,
интеллектуальные);
- глубины (глубокие,
поверхностные);
4. - времени протекания
(кратковременные, длительные и
пр.); В зависимости от продолжительности
выделяют три группы психических состояний:
1) продолжительные состояния, длящиеся
годы или периоды года; 2) сравнительно
малопродолжительные, длящиеся месяц,
неделю, дни; 3) кратковременные – часы,
минуты, секунды.
5. пространственная
характеристика. Можно говорить об «общих»,
генерализованных, проявившихся в активности
большинства или в активности всех психических
компонентов, и «локальных», частичных,
имеющих максимально ограниченное количество
доминирующих компонентов психических
состояниях. Например, состояние гнева,
аффекта может быть отнесено к общим, генерализованным
психическим состояниям, т. к. оно захватывает
все явления психики. Состояние острой
зависти или злобы представляется как
более локализованное, связанное с возбужденностью
определенных эмоций и чувств.
6. напряженность.
Структуру психического состояния характеризует
его общая напряженность, общий функциональный
уровень, общий тонус, соотношение и взаимодействие
доминирующих и заторможенных психических
компонентов или их систем, определенная
их организация в данной структуре. По
принципу напряженности следует выделить
группы состояний с высокой, низкой и обычной
для индивида или дли состояний данного
вида деятельности напряженностью.
Существует также
другая классификация
Ганзена
1. Эмоциональные
состояния - реакция на меру удовлетворения
потребностей организма в жизненных ресурсах.
Включают в себя:
- Любопытство
- скуку (состояние, вызываемое привлекательностью
ресурсов);
- готовность
- растерянность (состояние, вызываемое
ощущением меры собственных сил и средств,
необходимых для получения ресурсов);
- дружелюбие
- враждебность (состояние, вызываемое
формой своего включения в распределение
ресурсов);
- сытость -
голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворения
ресурсами).
2.
Праксические - как реакция на объем
расходования рабочей силы для достижения
своих целей (возникающие в процессе трудовой
деятельности - утомление, напряжение,
монотония, тревожность,).
- энергичность
- утомленность
- расслабленность
- напряженность
- спокойствие
- тревожность
- хладнокровие
- стресс
3.
Мотивационные - как реакция на
характер межличностных отношений
в обществе между участниками
политического процесса. Появляются в
процессе межличностного взаимодействия:
- симпатия
- антипатия
- синтонии
- асинтонии (состояние, вызываемое восприятием
гармоничности партнера);
- восхищения
и возмущения;
- любовь и
ненависть
4.
Гуманитарные, как реакция на
качества политической информации,
сопровождающие процесс познания
политической картины мира:
- терпимость
- принципиальность
- расположенность
- критичность
- общительность
- замкнутость
- комформность
– фанатичность.
Диагностика
и управление состояниями.
Выделяют следующие
приемы управления эмоциональными состояниями
и выхода из стресса:
- понижение
субъективной значимости события, переоценка
значимости ситуации;
- разрядка
эмоциональной напряженности в движении,
в физической нагрузке;
- переключение
внимания, концентрирование его не на
значимости результата, а на анализе причин,;
- предварительная
разработка запасных стратегий, путей
отступления
- по возможности,
активизация чувства юмора;
- овладение
приемами аутогенной тренировки, основанной
на нервно-мышечной релаксации и самовнушении;
- использование
систем специальной тренировки, в которой
сами факторы неожиданности и внезапности
становятся предметом обучения, например
в компьютерных играх.
В регуляции
психических состояний целесообразно
различать три основных уровня: организмический,
индивидный и личностный.
Диагностика психических состояний
проводится на двух уровнях: психофизиологическом
и собственно психологическом. Психофизиологические
исследования выявляют структуру, схему
протекания, интенсивность состояний
и некоторые другие факторы, позволяющие
раскрыть их природу. Исследование динамики
содержания психических состояний, т. е.
то, что дает впоследствии возможность
управлять состояниями и корректировать
их, осуществляется психологическими
методами. Одним из наиболее распространенных
психодиагностических методов являются
опрос-ники. Среди наиболее популярных,
например, опросник САН. Часто используется
также методика, разработанная Ч. Д. Спилбергером
и адаптированная Ю. Л. Ханиным. С ее помощью
проводят диагностику тревожности личностной
и тревожности реактивной. Последняя выступает
в качестве психического состояния. Можно
указать также «Опросник нервно-психического
напряжения» Т. А. Немчина.
Из проективных методик для диагностики
психических состояний часто используют
цветовой тест Люшера. Среди других методов
диагностики психических состояний можно
выделить методику экспертного визуального
определения эмоционального состояния
по мимике лица, автоматизированную диагностику
эмоциональной реактивности на основании
предпочтения цвета или формы в структуре
психического образа, диагностику эмоциональной
напряженности по особенностям речи и
др.
Развитие
эмоционально-личностной
сферы человека.
Уже у новорожденного появляется эмоциональная
реакция, называемая комплексом оживления
– улыбка на появление матери. В 3-4 месяца
у ребенка проявляются разнообразные
эмоциональные состояния: удивление, тревожность,
расслабление, страх расставания. Для
раннего возраста характерны яркие эмоциональные
реакции, связанные с непосредственными
желаниями, вероятны эмоциональные вспышки.
Для дошкольного возраста характерна
в целом спокойная эмоциональность, отсутствие
сильных аффективных вспышек. Это новый
относительно стабильный фон. Эмоциональные
процессы становятся более уравновешенными,
однако интенсивность эмоциональной жизни
совсем не снижается.
Поступление в школу изменяет эмоциональную
сферу ребенка в связи с расширением содержания
деятельности и увеличением количества
эмоциогенных объектов. Те раздражители,
которые вызывали эмоциональные реакции
у дошкольников, у школьников младших
классов уже не действуют. Хотя младший
школьник бурно реагирует на задевающие
его события, у него появляется способность
подавлять волевым усилием нежелательные
эмоциональные реакции. Эмоциональная
сфера младших школьников характеризуется
легкой отзывчивостью на происходящие
события; откровенностью выражения своих
переживаний; большой эмоциональной неустойчивостью,
частой сменой настроений (на общем фоне
жизнерадостности, бодрости, веселости,
беззаботности), склонностью к кратковременным
и бурным аффектам; свои и чужие эмоции
и чувства слабо осознаются и понимаются;
мимика других воспринимается часто неверно.
В подростковом возрасте в эмоциональной
сфере также происходит ломка привычных
старых стереотипов и подросток начинает
осознавать свою угловатость, стесняется,
пытается как то сгладить свою нескладность,
что вызывает эмоциональные переживания,
неудовольство собой, неуверенность. Иногда
происходит акцентирование на определенных
частях тела, лица. Ему не нравится что-то
в своей внешности и ему не переносима
сама мысль о том, что он может быть смешон
в глазах других, что также может вызвать
эмоциональные срывы, не адекватное поведение.
В связи с этим у подростков возникают
головные боли, головокружение, раздражительность,
нервность, эмоциональные срывы, быстрая
утомляемость. Под влиянием сильных впечатлений,
нервных встрясок, неожиданной радости
или огорчения одни подростки становятся
вялыми, безучастными, рассеянными, а другие
становятся раздражительными, нервозными,
нарушают дисциплину. В связи с половым
созреванием в эмоциональной сфере подростка
естественно появляются неожиданныедля
них ранние переживания, т.е. влечение
к другому полу, возникновение специфического
интереса, чувство влюбленности. В подростковом
возрасте очень ярко проявляется эмоциональное
стремление к общению с товарищами на
почве общих интересов, увлечений,
совместной деятельности. Дружеские отношения
более устойчивы, носят эмоционально
напряженный характер. Один из самых важных
моментов в развитии подростка является
формирование у него в эмоциональной сфере
самоосознания, потребности осознать
себя как личность.
Основной содержательной характеристикой
эмоций и чувств в юношеском возрасте
является будущее. Доминируют эмоции,
связанные с ожиданием будущего, «которое
должно принести счастье». Эмоциональная
сфера старшеклассников характеризуется
многообразием переживаемых чувств, особенно
нравственных и общественно-политических;
устойчивостью; способностью к сопереживанию;
развитием эстетических чувств; появлением
чувства любви.
Молодость – расцвет отношений дружбы
и любви, развитие эмоциональной сферы
происходит вокруг этих чувств.
Главные проблемы, требующие своего разрешения
в период ранней взрослости, – это достижение
идентичности (в противоположность смешению
ролей) и близости (в противоположность
изоляции). Близость требует установления
приносящих взаимное удовлетворение тесных
отношений с другим человеком и представляет
собой единение двух идентичностей, но
без утраты каждым индивидуумом своих
неповторимых особенностей. Изоляция
же наступает в результате невозможности
или неспособности достичь взаимности,
иногда вследствие того, что идентичность
индивидуума настолько слаба, что возникает
риск потерять себя при единении с другим.
В зрелом возрасте люди часто испытывают
чувство одиночества. Дети подрастают
и уходят или собираются уйти из родительского
дома, и начинающие стареть супруги вновь
сталкиваются с необходимостью играть
лишь роли мужа и жены. Эмоции играют немаловажную
роль и в профессиональной деятельности.
Различные направления общественно-трудовой
деятельности человека порождают или
развивают всевозможные направления и
стороны его эмоциональности.
Специфика эмоциональной сферы пожилого
человека во многом зависит от успешности
прохождения возрастного кризиса, степени
решенности возрастных задач, бессознательно
принимаемой стратегии старения. В старости
преобладает пониженный фон настроения,
так как замедляется аффективная живость.
Из-за снижения силы и подвижности нервных
процессов понижается интенсивность эмоций.
Как правило, заостряется тот фон настроения,
который преобладал у человека в молодые
годы. Наблюдается зависимость эмоционального
состояния от типа соматического заболевания.
К старости, как правило, человек становится
эмоционально более ранимым, требует
более чуткого внимательного отношения,
особенно со стороны близких, родственников,
работников медицинских и социальных
учреждений.