Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:29, реферат
Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением .Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.
Введение
1.Эмоции.
1.1 Составляющие эмоции.
1.2 Функции эмоций.
1.3 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций.
1.4 Виды эмоциональных состояний.
1.5 Характеристики эмоционального реагирования.
1.6 Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну.
1.7 Компоненты эмоциональных явлений.
2. Художественное творчество.
2.1 Роль эмоций в творчестве.
2.2 Роль художественного творчества и воображения.
2.3 Способности и степени их развития в художественном творчестве.
2.4 Особенности творческого мышления и художественного творчества.
Заключение
Список литературы
2.3 Способности
и степени их
развития в художественном
творчестве.
Способности - индивидуально-психологические
особенности человека, проявляющиеся
в деятельности и являющиеся условием
успешности ее выполнения. От способностей
зависит скорость, глубина, легкость и
прочность процесса овладения знаниями,
умениями и навыками, но сами они к ним
не сводятся.
Способности - понятие динамическое, их
формирование определенным образом происходит
в процессе организованной деятельности.
Характерным для задатков является то,
что они сами по себе еще ни на что не направлены.
Задатки влияют, но не решающим образом
на процесс формирования и развития способностей,
которые формируются прижизненно в процессе
деятельности и воспитания.
Задатки многозначны, они обуславливают:
разные пути формирования способностей,
влияют на уровень достижения, быстроту
развития.
На формирование способностей влияет
ряд условий. Это - теоретический и практический
опыт, знания; физическая и умственная
активность, связанная с выполнением конкретных
целей и приобщением к различным видам
игры, учения, труда; наблюдательность,
хорошая память, яркость воображения.
Способности, находятся в постоянном развитии.
Способности, которые не развиваются на
практике, со временем гаснут. Только постоянно
совершенствуясь в музыке, рисовании,
техническом творчестве, математике, можно
поддерживать и развивать способности
в соответствующей деятельности.
Для способностей характерны заменяемость,
большие компенсаторные возможности.
В этом плане обычно различают:
общие способности (такие индивидуальные
свойства личности, которые обеспечивают
относительную легкость и продуктивность
в овладении знаниями и осуществлении
различных видов деятельности);
специальные способности (система свойств
личности, которые помогают достигнуть
высоких результатов в какой-либо области
деятельности). Специальные способности
органически связаны с общими.
Каждая способность имеет свою структуру,
в ней различают ведущие и вспомогательные
свойства. Так, например, ведущими свойствами
в литературных, математических, педагогических
и художественных способностях являются:
В литературных: особенности творческого
воображения и мышления; яркие и наглядные
образы памяти; развитие эстетических
чувств; чувство языка.
В математических: умение обобщать; гибкость
мыслительных процессов; легкий переход
от прямого к обратному ходу мыслей.
В педагогических: педагогический такт;
наблюдательность; любовь к детям; потребность
в передаче знаний.
В художественных: особенности творческого
воображения и мышления; свойства зрительной
памяти, способствующие созданию и сохранению
ярких образов; развитие эстетических
чувств, проявляющихся в эмоциональном
отношении к воспринимаемому; волевые
качества личности, обеспечивающие претворение
замысла в действительность.
Выделяют следующие уровни способностей:
репродуктивный (обеспечивает высокое
умение усваивать знания, овладевать деятельностью):
творческий (обеспечивает создание нового,
оригинального).
Следует, однако, иметь в виду, что всякая
репродуктивная деятельность включает
элементы творчества, а творческая деятельность
включает и репродуктивную, без которой
она невозможна.
Различают также теоретические и практические
способности. Они различаются тем, что
первые предполагают склонность человека
к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые к конкретным, практическим действиям.
Часто они не сочетаются друг с другом.
Одна и та же способность может быть разной
по степени развития.
Талант - высокий уровень развития способности,
обеспечивающий выдающихся успехов в
том или ином виде деятельности.
Гениальность - высший уровень развития
способностей, делающий его выдающейся
личностью в соответствующей сфере деятельности.
Принадлежность личности к одному из трех
человеческих типов: «художественному»,
«мыслительному» и «промежуточному» -
определяет в значительной мере особенности
их способностей.
Относительное преобладание первой сигнальной
системы в психической деятельности человека
характеризует художественный тип, относительное
преобладание второй сигнальной системы
- мыслительный тип, примерно равное их
представительство - средний тип людей.
Эти различия в современной науке связывают
с функциями левого (словесно-логического)
и правого (образного) полушарий головного
мозга.
Для художественного типа свойственна
яркость образов, для мыслительного типа
- преобладание абстракций, логических
построений.
У одного и того же человека могут быть
разные способности, но одна из них может
быть более значительной, чем другие. С
другой стороны, у различных людей наблюдаются
одни и те же способности, но различающиеся
между собой по уровню развития.
С.Л. Рубинштейн под одаренностью видит
совокупность способностей вместе с совокупностью
свойств личности. Интересная грань проблемы
одаренности - вопрос о гиперспособностях.
Этим термином обозначаются высокие и,
главное, необычные способности. Так, абсолютный
музыкальный слух не считается гиперспособностью.
Напротив, особо острое обоняние специалистов-дегустаторов
запахов можно назвать гиперспособностью.
Особо высокий уровень одаренности принято
называть также такими терминами, как
талант и гений. В ряду понятий «одаренность»
(способности) - «талант» - «гений» постепенно
нарастает значение социального фактора.
Обладатель феноменальной непосредственной
памяти на основе эйдетизма остается специфически
одаренным человеком, но это не значит,
что он станет талантливым математиком
или художником. Талантливыми признаются
люди, демонстрирующие такие способности,
которые делают их признанными мастерами
в искусстве, науке, производстве и других
сферах человеческой деятельности. Еще
более велика роль социальной оценки и
социально-психологических факторов в
их достижениях, когда человек признается
гением.
2.4 Особенности
творческого мышления
и художественного
творчества.
Творческое мышление, во-первых, пластично.
Творческие люди предлагают множество
решений в тех случаях, когда обычный человек
может найти лишь одно или два. Творческое
мышление подвижно: для него не составляет
труда перейти от одного аспекта проблемы
к другому, не ограничиваясь одной единственной
точкой зрения. И наконец, главное-это
то, что творческое мышление оригинально.
Оно порождает неожиданные, небанальные
и непривычные решения.
Творцом, так же как и интеллектуалом,
не рождаются. Все зависит от того, какие
возможности предоставит окружение для
реализации того потенциала, который в
различной степени и в той или иной форме
присущ каждому из нас.
Свой специфический характер имеет и художественное
творчество - работа писателя, поэта, художника,
музыканта. Несмотря на все представления
о вдохновении, внезапном наитии и т.д.,
особенно распространенные именно по
отношению к художественному творчеству,
можно сказать, что и художественное творчество,
прежде всего большой, напряженный, сосредоточенный
и часто кропотливый труд.
Реализация замысла художника предполагает
обычно более или менее длительное собирание
и впитывание или вбирание в себя многообразных
впечатлений. Иногда этот материал собирается
«впрок», иногда это специальная работа
по собиранию материалов для осуществления
определенного замысла.
Для того чтобы
подчинить образ замыслу, идее и
композиции художественного произведения,
необходимо преобразовать те впечатления,
которые доставляет художнику внимательное
наблюдение. Здесь вступает в свои
права творческое воображение художника
с многообразными, в процессе творчества
вырабатывающимися приемами и способами
преобразования. Это включение воображения
на одном из этапов художественного
творчества означает лишь, что на этом
этапе обычно его роль выступает
особенно отчетливо в относительной
самостоятельности. Но, конечно, уже
в восприятии художника действительность
выступает преображенной. И только
потому, что художник преображенной ее
воспринимает, открывая в ней новые, не
банальные и вместе с тем существенные
черты, которые не схватывает привыкший
к обыденному повседневному и часто случайному
взор художественно невосприимчивого
наблюдателя, он и в состоянии такой ее
изобразить.
Если речь идет о музыкальном творчестве,
то деятельность воображения предполагает,
с одной стороны, наличие достаточно ярких,
богатых, тонко нюансированных ощущений
и представлений, с другой - эта деятельность
требует для своего осуществления специальной
техники, которая формируется и развивается
на основе исторического развития музыки.
Развитие творческого воображения музыканта
как конкретной способности может оказаться
скованным недостаточной или неадекватной
ему техникой, и лишь овладение художником
новыми техническими средствами создает
возможность дальнейшего развития творческих
музыкальных способностей. Таким образом,
никак не совпадая, конечно, со способностями,
умения, техника данной деятельности,
навыки, знания, с ней связанные, являются,
однако, существенным условием развития
соответствующих способностей, так же
как наличие соответствующих способностей
является условием для овладения этими
умениями и прочее. Способности формируются
по мере того, как человек, осваивая их,
овладевает необходимыми для деятельности
умениями.
Заключение.
Рассмотрение
различных эмоциональных
Эмоция является следующим эмоциональным
явлением, занимающим в эволюционном развитии
эмоциональной сферы значительное более
высокое и важное место. Как и эмоциональный
тон, эмоции характеризуются интенсивностью,
длительностью, инертностью. И эмоциональный
тон, и эмоция обладают целым набором свойств:
универсальностью, динамичностью, доминантностью,
адаптацией, пристрастностью, пластичностью,
удержанием в памяти, иррадиацией, переносом,
амбивалентностью, переключаемостью.
В то же время у эмоций есть свойство, которым
эмоциональный тон не наделен - это заразительность.
В зависимости от выраженности и доминирования
эмоции и чувства той или иной модальности
можно выделять эмоциональные типы: оптимистов
и пессимистов, тревожных, застенчивых,
обидчивых, мстительных (злобных), сентиментальных,
совестливых, любознательных.
Что касается роли эмоций в управлении
поведением и деятельностью человека,
то она весьма многообразна. Это и сигнализация
о возникшей потребности и испытываемых
ощущениях от внешних раздражителей, и
сигнализация об имеющейся в момент принятия
решения ситуации, и реакция на прогноз
удовлетворения потребности и на само
это удовлетворение, способствующая угашению
имевшейся потребности. Эмоциональное
реагирование также способствует регуляции
энергетического потока, подпитывая им
мотивационный процесс и способствуя
подготовке организма к действию в той
или иной значимой ситуации. Важны переживания
эмоций и для художника в процессе изобразительного
акта.
Художественное творчество- работа
писателя, поэта, художника, музыканта.
Несмотря на все представления о вдохновении
, особенно распространенные именно по
отношению к художественному творчеству,
можно сказать, что и художественное творчество,
прежде всего большой, напряженный, сосредоточенный
и часто кропотливый труд. Реализация
замысла художника предполагает обычно
более или менее длительное собирание
и впитывание или вбирание в себя многообразных
впечатлений. Для того чтобы подчинить
образ замыслу, идее и композиции художественного
произведения, необходимо преобразовать
те впечатления, которые доставляет художнику
внимательное наблюдение. Здесь вступает
в свои права творческое воображение художника
с многообразными, в процессе творчества
вырабатывающимися приемами и способами
преобразования. Это включение воображения
на одном из этапов художественного творчества
означает лишь, что на этом этапе обычно
его роль выступает особенно отчетливо
в относительной самостоятельности.
Литература:
1.Галин А.Л. Личность
и творчество. М.,1989.
2.Гаранян Н.Г. Соотношение
положительных и отрицательных эмоций
у людей: Автореф. дисс. ...канд. наук.
М., 1988.
3.Загоровский
П.Л. Развитие эмоций. 2006. № 3. С. 90-101.
4.Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания
и действия: Автореф. дисс. канд.наук.
М., 2004.
5.Колымба И.Г., Тостов А.Ш. К проблеме предметности
эмоций . М., 2006
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛОГИЯ» НА ТЕМУ:
«Эмоции
и художественное
творчество. »
Информация о работе Эмоции и их характеристики в художественном творчестве