Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:33, курс лекций
Особую роль в развитии дошкольника играют эмоции и чувства. Чувства – это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям. Чувства проявляются в разнообразных эмоциях – кратковременных и ситуативных переживаниях человека.
Уже в первые три года жизни происходит не только накопление опыта ребенка в его действиях с предметами, общении со взрослыми и сверстниками, но и формируется его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе. Это выражается в значительном усложнении его эмоциональной сферы: от простейших переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей, до разнообразия эмоций, а затем и появления сложных чувств.
Уже к трем годам малыш по-разному реагирует на окружающую его обстановку, внешний вид сверстников, самого себя. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, одежду. Проявляется активный интерес к музыке, стихам, сказкам, пляскам.
В дошкольном возрасте
художественные впечатления значительно
обогащаются. Дети постепенно привыкают
прислушиваться к правильному, чистому
пению, выразительным речевым
Повседневная жизнь ребенка тоже должна включать в себя красоту окружающих предметов, одежды, мебели. Эстетическое может возникнуть в мире человеческих отношений, поэтому формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием ребенка. Мы говорим: «красивый поступок», «прекрасная душа». В этом отношении незаменима роль художественной литературы.
Ведь не только положительные персонажи вызывают эстетический отклик у ребенка, глубокое впечатление оставляют и отрицательные, заставляя при этом переживать чувства негодования, отвращения. Эстетическое чувство включает отношение к полярным проявлениям в жизни и в искусстве: прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим.
Чувство комического возникает тогда, когда ребенок сталкивается с чем-то неожиданным, несуразным: смешные жесты какого-либо кукольного персонажа, несоответствие в одежде (сестренка надела мамин фартук, он ей «до пят», а братишка смеется: «Вот так оделась!»), шутка, несоответствие в поведении людей («Рассеянный с улицы Бассейной»). Появление и усложнение чувства комического говорит также и о развитии интеллектуальных способностей детей, накоплении ими новых знаний об окружающем мире.
Наиболее яркие интеллектуальные чувства – удивление и любознательность. Эти чувства возникают уже на пороге дошкольного детства и отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ними. Удивляется, что взрослый смог построить «Во! Какую высокую башню из кубиков» («А у меня почему-то разваливается»). Удивляется, что белка так хорошо может перепрыгивать с дерева на дерево. Удивляется, что можно на велосипеде проехать на одном колесе («Как мой брат»). Чувство удивления, возникающее как естественная реакция на новизну, благодаря поддержке взрослого («Это действительно интересно!», «И правда, как это удивительно!», «Сколько нового мы сегодня узнали!»), является началом любознательности ребенка. Важно также учесть, что именно взрослый помогает дошкольнику научиться осмысливать воспринимаемый им мир, ставить вопросы, а значит, испытывать чувство сомнения по отношению к знаниям, которые получены от взрослых. Интересны эксперименты, проведенные в связи с этим Е.В.Субботским. Ребенку задали вопрос: «А ты всегда согласен с тем, что тебе говорят, или не всегда?» Дошкольники 4-5 лет почти всегда согласны со взрослыми. В 7-13 лет возникают сомнения, причина которых – в противоречивых высказываниях взрослых. Детей также спрашивали о существовании объектов, среди которых был стол, слон, гиппопотам, слонопотам и кентавр. Все дети, в том числе и младшие дошкольники, не сомневаются в том, что стол, слон и гиппопотам существуют («Я же его вижу», «Если по нему ударить кулачком, он трещать будет»). Многие дети все же старались удостовериться: стучали по столу, трясли, трогали на ощупь. На вопрос: «Почему не существует кентавр?» малыши 4-5 лет отвечали просто, что «таких не бывает». Старшие уточняли, что не бывает в жизни, но существуют в сказках и мультиках. Взрослый говорит, что у него в кармане зажигалка, но, возможно, ее там нет. В 4-5 лет дети не сомневаются: зажигалка в кармане. Если взрослый говорит, стало быть, так и есть, однако шестилетние дети предлагают: «Надо проверить». Следовательно, с умственным развитием ребенка возникают и новые переживания, которые, в свою очередь, начинают стимулировать познавательную активность дошкольника.
Благоприятные условия
для возникновения
Дети по-разному реагируют на различные ситуации, связанные с деятельностью. Одни, по мере того как не справляются с заданием, становятся пассивными, вялыми, безразличными, их действия – однообразными, непродуктивными, они отказываются продолжать работу. У других под влиянием неудач возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности, с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам (ребенок бросает детали, сгребает их в кучу, монотонно повторяет: «Я не могу… А я все равно не буду пробовать»). Неприятные переживания, связанные с деятельностью, могут сохраняться долго. Дети начинают чувствовать неудовлетворенность в своих силах, бояться нового задания. Наблюдения Д.Д.Кошелевой показали, в частности, и такую закономерность: успех в деятельности вызывает яркие положительные переживания, но они могут не проявляться бурно, а неуспех у этих же детей вызывает, наоборот, резкое проявление неудовлетворенности. В подобных случаях взрослый должен помочь ребенку направить эмоции в познавательное русло (почему не получается, где причина?). ситуация успеха или неуспеха в деятельности, а следовательно, и сопутствующие им переживания ребенка являются чрезвычайно важными для развития многих личностных параметров: самооценки, мотивов его действий и поступков, отношения к сверстников и т.д.
Таким образом, в
период дошкольного детства
Эмоциональные нарушения можно условно разделить на две основные группы (А.Д.Кошелева). В основе этого деления лежат те сферы жизни, в которых прежде всего проявляется эмоциональное неблагополучие: сфера взаимоотношений ребенка с другими людьми и собственный мир его переживаний. эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к соответствующему поведению.
Первая группа – это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. В конфликтных ситуациях со сверстниками эмоции возбудимых детей выражаются очень бурно: в громком плаче, отчаянной обиде, вспышках гнева, но отношение их к сверстникам в целом доброжелательное.
Вторая группа –
дети преимущественно легко «
Острая восприимчивость
и впечатлительность ребенка
могут привести к многочисленным
страхам (третья группа детей с эмоциональным
неблагополучием). Страх можно определить
как эмоциональное состояние, которое
появляется в случае осознания человеком
надвигающейся опасности. Испытывают
страх и нормально
Величайший страх
испытывают дети, когда им кажется,
что родители их не любят. Особенно
усиливается это состояние
Связано со страхом и состояние тревоги. Оно возникает в том случае, если ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена. Тревогу, как и страх, испытывают все люди. При нормальном эмоциональном развитии ребенка страх и тревога достаточно легко поддаются воздействию взрослого и снимаются. Если ребенок боится засыпать в темной комнате, можно открывать дверь комнаты, использовать ночник, избегать чтения слишком волнующих историй перед сном. Учитывая страх одиночества, разлуки нужно заранее предупреждать ребенка о том, что мама или папа будут какое-то время отсутствовать, объяснив причину. Однако Х.Дж.Джайнотт вполне убежден, что не следует защищать ребенка от отрицательных переживаний, например, от боли и горя при вести о смерти. Бывает так, что если умирают любимая рыбка или черепаха, родители стараются незаметно заменить их новой. «Нельзя лишать ребенка права на страдание, на скорбь. Горечь утраты пробуждает в нем человечность, облагораживает его характер», - пишет Х.Дж.Джайнотт. Пусть ребенок выразит свое горе, свой страх и мрачные фантазии.
Однако страх и тревожность могут занимать и чересчур значительное место в эмоциональной жизни ребенка, который начинает впадать в состояние тревоги или страха слишком часто и без видимых причин. В этом случае мы и говорим об эмоциональном неблагополучии ребенка. Повышенная тревожность и пугливость детей проистекают от многих причин. Это может быть особая чувствительность нервной системы. Наиболее же серьезный источник – это конфликтная атмосфера в семье. В таких семьях дети переживают очень сильно, беспредметные неопределенные для них самих страхи и тревогу. В большинстве случаев эти ощущения связаны с неудовлетворительностью потребностей ребенка в любви близких, ласке, доброжелательности, с отсутствием чувства безопасности. С этой точки зрения, фактор опасности присутствует не только в конфликтных семьях, но также и в семейной среде, где малыш окружен чрезмерной заботой. Излишнее оберегание со стороны взрослых создает у него установку на постоянную опасность, таящуюся в окружающем мире. Одной из причин повышенной тревожности может выступать и несоответствие требований к ребенку и его возможностей: становится устойчивым опасением потерпеть неудачу в чем-то.
Очевидно, что главным фактором гармоничного развития эмоций и чувств ребенка является семья. В то же время и педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что состояние эмоциональной сферы ребенка важно не только само по себе. Чувства постепенно перерастают в черты личности, становясь мотивами поведения и свойствами характера, поэтому так важно управлять играми детей, формированием их взаимоотношений, развитием их деятельности и общения
Но не только содержание эмоциональной сферы ребенка претерпевает изменения в период дошкольного детства: становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств. Во-первых, ребенок усваивает «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания. Во-вторых, ребено-дошкольник уже может словами объяснить свое состояние, хотя в этом смысле возможности его и ограничены. Он говорит: «Мне больно!», «Я обиделся», «Мне приятно», «Я радуюсь», «Я очень огорчен», «Я скучаю», «Мне жалко». Это свидетельствует об интеллектуальном, речевом развитии ребенка, об ином уровне осознания им своего внутреннего мира. В-третьих, ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств – происходит развитие не только представлений о том, как нужно вести себя в определенной ситуации, но и начинает свое развитие воля.