Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа
Проблема тревоги и тревожности - одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.
В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги и тревожности довольно мало, в отличие от западной. Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретический анализ тревожности как социально-психологического явления
.1 Проблема тревоги и тревожности в психологической литературе
.2 Тревожность и особенности переживания тревоги
.3 Особенности проявления тревожности у студентов
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов
.1 Организация исследования
.2 Результаты эмпирического исследования тревожности студентов первого и четвёртого курсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Во-первых, тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты.
Во-вторых, тревога, как отмечал К. Гольдштейн, вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности.
В-третьих, как справедливо
подчеркивал Фрейд, тревога, в противоположность
страху, характеризуется чувством беспомощности
перед надвигающейся
Тревожность обычно повышена
при нервно-психических и
Тревога может соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть ей адекватной или нет. Очень часто личностная тревожность возникает от преувеличения опасности и недооценки себя и своих сил, в собственной неуверенности.
По Ю. Л. Ханину, состояния
тревоги или ситуативная
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах её преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.
Вот что ощущает человек
во время тревожности
)усиление сердцебиения;
)учащение дыхания;
)увеличение минутного объема циркуляции крови;
)возрастание общей
)снижение порога
На психологическом уровне тревожность ощущается как:
)напряжение;
)озабоченность;
)нервозность;
)чувство неопределенности;
)чувство грозящей опасности, неудачи;
)невозможность принять решения и др.
Тревожность проявляется:
)в беспомощности;
)в неуверенности в себе;
)в преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.
В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. Справится с тревожностью самому сложно, нужна помощь и поддержка.
Таким образом, выделяют 2 вида тревожности: личностную и ситуативную. Личностная тревожность формируется как черта личности, а ситуативная тревожность не постоянна и может проявляться лишь в каких-либо конкретных ситуациях. Тревожность может проявляться на физиологическом (усиление сердцебиения, учащение дыхания, возрастание общей возбудимости) и психологическом (напряжение, озабоченность, чувство грозящей опасности, неудачи) уровнях. Сама же тревожность проявляется в беспомощности, неуверенности в себе и в преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.
1.3 Особенности проявления тревожности у студентов
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
На первом курсе студенты
решают задачи приобщения недавнего
абитуриента к студенческим формам
коллективной жизни. Поведение студентов
отличается высокой степенью конформизма.
Отмечается слабая регуляция своего
поведения и немотивированный риск.
Неумение предвидеть последствия своих
поступков (возраст бескорыстных жертв
и полной самоотдачи). Часто формируется
неадекватная идентичность; неспособность
строить жизненные планы, избегание
тесных межличностных отношений, выбор
отрицательных образов для
В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как:
)отрицательное переживание,
связанное с уходом вчерашних
школьников из школьного
)недостаточная
)неумение осуществлять
психологическое
)недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д.
Второй курс является периодом самой напряженной учебы (учебной деятельности). В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс - начало специализации,
укрепление интереса к научной работе
как отражение дальнейшего
Четвертый курс - это первое реальное знакомство со специальностью в период прохождение практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
На пятом курсе формируются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза[11].
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Высокотревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Обычно, тревожные студенты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
Когда же этот уровень превышает
оптимальный, можно говорить о проявлении
повышенной тревожности. Повышенный уровень
может свидетельствовать о
Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции; они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.
Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так же реакция психологической защиты. Это выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такие студенты, как правило, одиноки, замкнуты, малоактивны. Это, как правило, сказывается на успешности учебной деятельности и налаживании контактов с окружением.
Таким образом, тревожность
влияет на межличностное взаимодействие
студентов, на само поведение, а, следовательно,
и на учёбу. Студенты, имеющие высокий
уровень тревожности не могут
быть лидерами, т.к. не уверены в себе,
замкнуты, стеснительны, не общительны.
Как правило, такие студенты одиноки.
Повышенный уровень тревожности
может свидетельствовать о
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов
.1 Организация исследования
Целью эмпирического исследования является изучение уровня тревожности студентов второго и третьего курса, а так же сравнение этих уровней.
Экспериментальное исследование
экзаменационной тревожности
в апреле - мае 2012г. В исследованиях приняли
участие студенты 2 и 4 курсов факультета
психологии в количестве 52 человек в возрасте
18-22 года.
В соответствии с целью были выдвинуты
следующие задачи эмпирического исследования:
выявить уровень тревожности студентов второго и четвёртого курсов;
сравнить уровни тревожности;
проанализировать полученные данные.
Исследование проводилось с помощью методики Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л.Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», которая позволила выявить уровень реактивной и личностной тревожности студентов и методики Д. Тейлора «Личностная шкала проявления тревоги», с помощью которой был определён общий уровень тревожности каждого студента.
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (Приложение 1) позволяет определить уровень реактивной и личностной тревожности, как индивидуальный показатель чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.
Текст состоит из двух шкал по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или не правильных ответов нет». При интерпретации результатов надо обращать внимание на показатель уровня тревожности:
-до 30 баллов - низкий уровень тревожности;
-от 30 до 45 - средний уровень тревожности;
-от 45 и выше - высокий уровень тревожности.
Личностная шкала проявления
тревоги Д. Тейлора позволяет
выявить общий уровень
-40 - 50 баллов - очень высокий уровень тревоги;
-25 - 40 баллов - высокий уровень тревоги;
-15 -25 баллов - средний уровень
(с тенденцией к высокому
-5 - 15 баллов - средний уровень
(с тенденцией к низкому
-0 - 5 баллов - низкий уровень тревоги.
Таким образом, методический
аппарат эмпирического
Для количественной и качественной обработки полученных данных применялся метод математической статистики - U-Манна-Уитни[4]. Данный критерий позволяет оценить различия уровня тревожности между двумя группами (второй и четвёртый курс).
2.2 Результаты эмпирического
исследования тревожности
тревожность эмоциональный переживание студент
Предметом исследования является
уровень тревожности у
Таблица 1
ПоказателиВысокий уровеньСредний
уровеньНизкий уровенькол-во%кол-во%кол-во%
В таблице видно, что у студентов 2 курса, средний и высокий уровень тревожности. Ни у одного студента в процессе обработки результатов, не было выявлено низкого уровня тревожности. При оценке реактивной тревожности, наоборот, доминирует низкий уровень. Из этого можно сделать вывод, что на момент проведения методики, у студентов преобладал низкий уровень тревожности, но общий и постоянный уровень тревоги, довольно высокий.
В таблице, рассмотрим результаты по методике Ч. Д. Спилбергера, но уже студентов 4 курса. Полные данные представлены в таблице 1, Приложения 4.