Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 03:17, реферат
Свою модель стадий человеческого развития Эриксон называл эпигенетической (epigenetic model). Эта модель - первая психологическая теория, детально описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Понятие эпигенезподразумевает, что каждый элемент развивается над остальными частями. "Эпи" означает "над", а "генезис" - рождение (греч.). Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.
Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии — надежда, а потенциальное отчуждение — временная спутанность.
Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила — воля, а потенциальное отчуждение — патологическое самоосознование.
Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива против вины. Потенциальная эго-сила — способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение — жесткая ролевая фиксация.
Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила — уверенность, а потенциальное отчуждение — стагнация действия.
Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила — цельность, а потенциальное отчуждение — тотальность.
Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила — любовь, а потенциальное отчуждение — нарциссическое отвержения.
Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила — забота, а потенциальное отчуждение — авторитарность.
Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила — мудрость, а потенциальное отчуждение — безисходность.
Роль игры в развитии личности ребёнка
Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. Обращаясь к примерам из научной деятельности Эриксона, очевидно, что игра способствует диагностике ребенка родителями и психологами, увеличивает продуктивность работы психолога с ребенком.
Прочитав описание Этнопсихологического исследования племени сиу, складывается мнение о том,что система, лежащая в основе педагогики сиу, - это примитивная система; иначе говоря, она базируется на адаптации чрезвычайно эгоцентрической и относительно небольшой группы людей, считающих только себя релевантными роду человеческому, к одному сегменту природы. Примитивные культурные системы ограничиваются тем, что: а) специализируют каждого отдельного ребенка в одном главном профессиональном занятии, в данном случае - в охоте на бизонов; б) совершенствуют ту область мира орудий, которая расширяет пределы досягаемости человеческим телом добычи; в) используют магию в качестве единственного средства принуждения природы.
Личность в концепции Э. Эриксона рассматривается во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает изменение личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности (как З.Фрейд), но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.
Роль общества в развитии
личности
Роль общества в развитии личности
равноценна биологическому развитию индивида.
Концепция основана на понятии групповой
идентичности, т. е. развитие может проходить
непосредственно в группе, в обществе.
Каждый этап развития личности завершается
кризисным моментом, а доминирующую роль
в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы,
которые осуществляются только в группе
людей – в обществе.
Информация о работе Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона