Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:28, реферат
Цель исследования состояла в том, обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме этнических стереотипов.
Задачами соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования стереотипов, и выявление закономерностей их формирования.
Введение
1. Этнос как особая социально-психологическая категория
2.Сущность и специфика этнических стереотипов
2.1. Понятие стереотипа в психологической литературе
2.2. Функции и свойства этнических стереотипов
2.3.Методы изучения этнических стереотипов
Заключение
Список литературы
Ученый четко
разводит понятия "этнос" и "раса",
понимая под последним чисто
биологическое явление, тогда как
"этносы являются биофизическими реальностями,
всегда облеченными в ту или иную
социальную оболочку". Центральным
понятием концепции Гумилева выступает
пассионарность, под которой понимается
способность и стремление этноса к изменению
окружения, к нарушению инерции агрегатного
состояния среды. Философ отмечает несомненное
влияние географического окружения, традиций,
культуры, религии на формирование особенностей
того или иного этноса, "но, кроме всего
этого, есть закон развития, относящийся
к этносам, как к любым явлениям природы"[7стр.45]
. Этот закон развития Гумилев называет
этногенезом, подчеркивая особую важность
"этой формы движения материи" для
разгадки этнопсихологии. По Гумилеву,
этносы отличаются друг от друга своей
собственной внутренней структурой и
неповторимым стереотипом поведения.
Именно этнический стереотип поведения
как определенная норма отношений между
членами этноса и этносов между собой
является категорией, доступной для анализа
и установления принципиальных различий
между народами. Ученый подчеркивает,
что "процессы этногенеза никогда не
копируют друг друга" и что "поведение
этноса меняется в зависимости от его
возраста" [7 стр.54].
Особый подход к "национальному вопросу"
находим в работах другого русского мыслителя
Питирима Сорокина. По его мнению, "в
национальности следует видеть не метафизический
принцип, не какую-то таинственную "вне
и сверхразумную сущность", а группу
или союз людей, обладающих теми или иными
признаками, иначе говоря, объединенных
той или иной связью" [19]. Философ подвергает
критическому анализу все распространенные
признаки нации, такие как единство крови,
общий язык, религия, общность экономических
интересов, "единство исторических
судеб", культура и нравы народа, логически
приходя к выводу, что "национальности
как единого социального элемента нет,
как нет и специально национальной связи...
Наши "национальные вопросы" составляют
одну из глав общего учения о правовом
неравенстве членов одного и того же государства...
Выкиньте из национальных причин причины
религиозные, сословные, имущественные,
профессиональные, "бытовые" и т.д.
- и из "национальных" ограничений
не останется ничего". Сорокин утверждает,
что "нет национальных проблем и национального
неравенства, а есть общая проблема неравенства,
выступающая в различных видах и производимая
различным сочетанием общих социальных
факторов, среди которых нельзя отыскать
специального национального фактора..."
[19 стр.86]Таким образом, ученый делает вывод
о сугубо социально-экономическом и политическом
характере происхождения национального
вопроса. Подобная точка зрения может
показаться крайней, но она вполне закономерна
при рассмотрении этнической проблемы
не с позиций психолога, а под углом зрения
политолога, социолога, гражданина.
Не менее категорично, хотя и совершенно
в ином ключе, звучит вывод великого русского
лингвиста А. Потебни: "Единственная
примета, по которой мы узнаем народ и
вместе с тем, единственное, незаменимое
ничем и непременное условие существования
народа есть единство языка". Ученый
считает, что каждый народ обладает единством
приемов мысли, уникальным, неповторимым
способом построения мыслительных, а значит
и языковых структур. Язык, по мнению Потебни,
это средство не только и не столько обозначения
мысли, но, прежде всего, ее создания. В
этом смысле "перевод с одного языка
на другой есть не передача той же мысли,
а возбуждение другой, отличной". Потебня
приходит к заключению, что "психология
народов должна показать возможность
различия национальных особенностей и
строения языков как следствие общих законов
народной жизни".
Первым, кто в России читал в Московском
университете курс этнической психологии,
был Г. Шпет. По его мнению, этническая
психология должна быть описательной,
а не объяснительной наукой. Предметом
этих описаний, классификаций и систематизаций
являются, по Шпету, "типические коллективные
переживания" или "дух народа":
"Социальные явления, язык, миф, нравы,
наука, религия, просто всякий исторический
момент вызывают соответствующие переживания
человека. Как бы индивидуально ни были
люди различны, есть типически общее в
их переживаниях, как "откликах" на
происходящее перед их глазами, умами
и сердцем" . В связи с этим положением
Шпет дает свое определение понятию "народ":
"Множество индивидов только тогда
составляют народ, когда дух народа их
связывает в одно, и он-то и есть эта связь,
принцип, идея народа, его единство".
Приведенный выше экскурс в этнические
теории, далеко не исчерпывает всего
спектра концепций. Важным в данной
связи является очевидное разнообразие
подходов к вопросу наций и
национального своеобразия, подтверждающее
большой интерес к этой проблеме
и ее извечную актуальность. Общей
чертой большинства упомянутых исследований
является, с нашей точки зрения,
взгляд на этнос как на особую историческую
и социально-психологическую
С точки зрения современной этносоциологии и этнопсихологии все указанные теории можно отнести к группе так называемых примордиалистских концепций этноса. Их сторонники рассматривают этничность как объективную данность, изначальную характеристику человечества. Этносы понимаются как реально существующие социальные или биологические сообщества с присущими им чертами и глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Наряду с этим направлением существуют инструменталистские и конструктивистские подходы к пониманию этнического феномена. Приверженцы теорий первого типа объясняют сохранение этнических групп потребностями людей в преодолении отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, а этничность понимается как средство для достижения групповых интересов. Сторонники второго подхода считают, что этническое чувство и формулируемые в его контексте представления и "доктрины" представляют собой интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков. Ключевую роль в мобилизации членов этнической группы на коллективные действия во имя политических или социальных целей играют лидеры, которые нередко преследуют собственные цели и далеко не всегда выражают волю народов[2].
Примордиалистское
представление об этносе до 60-70-х годов
XX века практически доминировало в мировой
науке, а в отечественной было единственным
до начала 90-х годов. Значение трудов русских
мыслителей-примордиалистов(
Ключевым понятием и главным конструктом
здесь выступает этническая идентичность
как представление индивида о своей принадлежности
к той или иной этнической группе. Действительно,
изучение своеобразия этноса в фокусе
своего анализа имеет не абстрактного
человека в абстрактном обществе, а конкретного
человека в конкретной культурной среде,
специфической в этническом отношении.
Поэтому этническая идентичность становится
одной из центральных категорий, доступных
для этнопсихологического исследования.
Потребность в этнической принадлежности рассматривается большинством психологов в качестве базовой потребности человека. Как отмечает Г. Солдатова, "это одно из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определенных социальных целей в современном сложном мире. Принадлежать к этнической группе - это также способ выделиться, обратить на себя внимание, через этничность повысить свою ценность"[18].
Наиболее естественным для человека является стремление к сохранению позитивной этнической идентичности. Важной в этой связи представляется следующая закономерность, имеющая статус психологического закона: позитивная этническая идентичность обязательно предполагает наличие достаточно благоприятных образов других этнических групп и высокую толерантность по отношению к ним. Иными словами, чем благоприятнее представление человека о собственной этнической принадлежности, тем терпимее он в отношении других этносов, и тем менее схематизированными и однозначными становятся его представления о "чужих": "Позитивную этническую идентичность следует считать основным конструктом, способствующим сохранению внутри- и межгрупповой гармонии, а также - позитивного личностного самоощущения" [10]Этот аспект этнической идентичности крайне важен при изучении социальных атрибуций и, в частности, этнических стереотипов.
2.Сущность и специфика этнических стереотипов
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их "классифицируем". Подобно тому как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей , учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.
В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому анализу традиции, нормы, ценностные ориентации и правила общественного поведения. Он не всегда располагает также достаточной информацией о событиях, по которым ему приходится высказывать собственное мнение и оценку. Поэтому в обыденной действительности люди часто поступают шаблонно, в соответствии со сложившимся стереотипом.
2.1. Понятие стереотипа в психологической литературе.
Слово "стереотип" происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально оно появилось в полиграфии для обозначения печатной формы-копии с типографского набора. В обыденной жизни понятие "стереотип" употребляется довольно часто как синоним слов "шаблон" или "стандарт".
Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот в 1922 году американским социологом Уолтером Липпманом . В работе "Общественное мнение" он описал стереотип как характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям и, тем самым, облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений.
Стереотип, по У.Липпману, возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом: - нам говорят о мире до того, как мы его увидим. Мы представляем себе многие вещи до того, как мы их познаем на опыте. Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений.
Понятием стереотипа (в понимании У. Липпмана) описывались реальные и социально важные свойства психики. Поэтому в 1920-е годы начался активный поиск эмпирических данных о механизмах и формах стереотипизирования, о внутренней структуре стереотипа, о влияющих на его содержание факторах. Интерес американской социальной психологии к социальным стереотипам объяснялся тем, что ее методологической основой выступал структурный функционализм, который исходил из модели общества как структуры, состоящей из культуры, системы социальных институтов и малых групп; это была наиболее распространенная в США философская парадигма.
Такой подход неизбежно привел американских авторов в начале 1930-х годов к исследованию стереотипа прежде всего как этнического феномена. Но и до сих пор этнические стереотипы рассматриваются ими как разновидность социальных стереотипов. Интерес же именно к этническим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.
Отечественная психологическая школа также уделяет значительное внимание проблеме этнических стереотипов. В результате проведенных исследований в отечественной науке сложилось определение социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Необходимо отметить, что как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане - целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане - устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане - сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно.
Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы [16]
Явление стереотипизации - характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Оно тесно связано со стремлением человека "рассортировать" полученную им информацию, "разложить ее по полочкам" в сознании.
Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания такими критериями стали наиболее характерные, броские, "лежащие" на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии с тем, чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, "суммировать" познание, обобщать его.
Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа обусловливается интересами той или иной социальной группы. Для каждой социальной группы социально-психологический стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д. Соответственно, стереотип, характеризующий явление, которое может быть оценено с националистических позиций, неизменно предстает в виде националистически направленного стереотипа.
Стереотипы способствуют закреплению традиций и привычек. В этом плане они выступают как средство защиты психического мира личности и как средство ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы это - крепость, стоящая на страже собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем.
Стереотипы воздействуют на формирование нового опыта: они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.
Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: "знакомое" и "незнакомое". "Знакомое" становится синонимом "хорошего", а "незнакомое" - синонимом "плохого". Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно стереотип несет в себе оценочный элемент.
2.2. Функции и свойства этнических стереотипов
Этнические стереотипы -- это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.