Эффективное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть общее понятие общения. Показать значения общения в жизни человека и его профессиональной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

л_605_психол.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Когда мы приписываем  значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов.

Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.

Управление впечатлениями (Э.Гофман). Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе и других.

Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, рассмотрим его как организацию совместной деятельности. Л.И.Уманский выделил три возможные формы организации совместной деятельности:

  1. каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  2. общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  3. одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Здесь прослеживается связь  взаимоотношений участников взаимодействия. Это тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень выраженности взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество).

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация  пространственной среды и перемещение  в ней, совместное групповое или  массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

  1. уместностью принятых управленческих решений;
  2. четким распределением обязанностей среди сотрудников;
  3. умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через  другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

познание и понимание  людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);

познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

прогнозирование поведения  партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция  – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

Перцептивная функция  общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

  1. формирования содержания межличностного восприятия;
  2. содействия установлению взаимопонимания;
  3. обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что общение представляется тремя сторонами.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

  1. познание себя в процессе общения;
  2. познание и понимание собеседника;
  3. прогнозирование поведения партнера по общению.

 

 Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

  1. умением устанавливать психологический контакт;
  2. учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  3. аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  4. эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.
  1. Возможности обучению  общения в профессиональной сфере

Особую ветвь составляет обучение общению — организации целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.

Профессиональное общение  предполагает владение богатым психологическим инструментарием (методами, приемами, техниками) и умение его творческого применения. Речь идет об овладении психотехникой общения. Термин «психотехника» является соединением двух греческих слов. Первое - psyche (душа) известно как первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к психике. Второе - techne (искусство, мастерство). Таким образом, психотехника - это искусство управления психикой, причем как своей (например саморегуляция), так и психикой другого человека (например психологическое воздействие). К основным психотехникам, обеспечивающим профессиональное общение, можно отнести следующие: техника психологического воздействия; психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам; техника установления психологического контакта и доверительного общения; психотехника конфликтного взаимодействия.      

Проблема естественного  общения в контролируемой, «искусственной» ситуации решается через овладение навыком рефлексивного анализа ситуации. Рефлексивный анализ или рефлексия имеет два основных значения:

1. Самопознание, анализ собственного поведения и своих личностных характеристик (ауторефлексия).

2. Умение поставить  себя на место другого человека, думать, размышлять с его позиций (т.е. как он, а не как вы на его месте), и на основе этого прогнозировать его поведение и развитие ситуации.     

 

Чтобы научиться профессиональному  общению, необходимо овладеть техникой рефлексии. Для этого надо знать, какие бывают виды рефлексии и как ими пользоваться.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Требования к профессиональному общению юриста и сотрудника полиции

Существование особой профессиональной морали сотрудников ОВД (шире – правовой морали) доказывается двумя рядами обстоятельств. Первый ряд обстоятельств давно отмечен в литературе. Это наличие специфического объекта профессиональной деятельности сотрудников ОВД, а также ее специфической цели. Таковым объектом является другой человек, индивидуальный и коллективный субъект, а также коренные интересы личности, общества и государства. Цель профессиональной деятельности сотрудников основных подразделений ОВД, как и всякой профессиональной юридической деятельности со времен появления первых юристов в Древнем Риме периода республики, формулируется в естественно-правовых или нравственно-правовых понятиях. Таковой целью является обеспечение и защита прав человека и гражданина путем предотвращения, раскрытия и наказания преступлений против личности, общества и государства.

Эта цель конкретизируется в содержании профессиональной деятельности юристов разных специализаций, в том числе, сотрудников органов внутренних дел. Так, содержанием профессиональной деятельности следователей ОВД, а также органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и, частично, прокуратуры, будет производство предварительного следствия по уголовным делам, что включает в себя поэтапное производство следственных и иных процессуальных действий. Содержание профессиональной деятельности оперативных работников заключается в гласном или негласном проведении оперативно-розыскных мероприятий, таких, как опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контролируемая поставка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент. Содержание профессиональной деятельности участковых инспекторов состоит в обеспечении порядка и безопасности граждан на вверенных им участках путем обхода граждан, правовой помощи, первичного расследования правонарушений, профилактических бесед и т.д. И, наконец, содержание профессиональной деятельности работников ГИБДД и ППС заключается в осуществлении мероприятий по поддержанию порядка и безопасности на дорогах и улицах населенных пунктов.

Свой профессиональный долг любой сотрудник ОВД выполняет  в тесном повседневном общении с людьми, как мирными гражданами, так и правонарушителями или участниками уголовного процесса. Понятно, что профессиональное общение сотрудника полиции с гражданами имеет свои особенности.

Второй ряд обстоятельств  связан с тем, что в профессиональном общении сотрудников ОВД с гражданами разных категорий общеморальные нормы, принципы и оценки срабатывают далеко не всегда. Приведем пример из практики борьбы с незаконным хранением и сбытом наркотиков.

Нормы профессиональной морали общения сотрудников ОВД в сравнении с нормами обычной морали имеют ряд особенностей. Выделим главные из них:

а) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД имеют  институционально-внеинституциональный характер. Это значит, что ряд норм профессиональной морали сотрудников ОВД закреплен в действующем международном и отечественном законодательстве, а другой ряд норм существует как неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников полиции;

б) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях;

в) за соблюдением норм профессиональной морали ведется строгий  контроль со стороны служб собственной  безопасности, общественного мнения и СМИ.

Следует провести различие между понятиями правовой морали и деонтологией. Деонтология (в переводе с греческого «учение о долге») – это представление о правильном, достойном, должном поведении сотрудников правоохранительных органов. Такие представления и правила должного поведения закреплены в «Кодексе чести рядового и начальствующего состава Российской Федерации», который составлен в соответствии с международным «Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (принят в 1979 г.).

Свои деонтологические кодексы имеют и другие профессиональные группы, в том числе и преступные группировки. Тогда как профессиональная мораль сотрудников ОВД (шире – правовая мораль) фиксирует не сферу должного, но реально существующего профессионального общения сотрудников полиции с различными категориями граждан с его неписаными правилами, проблемами, противоречиями. Ценность понятия правовой морали – в его методологичности, в том, что это понятие является инструментом анализа нравственной составляющей профессиональной деятельности и профессионального общения сотрудников ОВД.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Эффективное общение