Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 02:33, реферат
Есть предание: мудрый царь Соломон имел кольцо, благодаря которому мог общаться с разными животными на их языке.
Зоопсихология и зооэтология изучают поведение, инстинкты, психические особенности животных и их поведение в естественных условиях, способность к обучению, общению, рассудочной деятельности. Уникальны случаи дрессировки животных и их способности воспроизводить человеческую речь. Самые разные животные могут говорить человеческим языком!
1. Вступление................................................................................................1
2. Язык и общение животных. Сигналы....................................................2
2.1 "Язык" запахов
2.2 "Язык" звуков
2.3 "Язык" жестов
2.4 "Язык" красок и огоньков
2.5 Химические сигналы
3. Связь и различия между "языком" человека и "языком" животных...9
4. Интересные факты о говорящих животных........................................15
5. Вывод.......................................................................................................19
6. Литература..............................................................................................20
У шимпанзе нет постоянных групп. Ежедневно одни обезьяны оставляют группы, другие приходят. Приблуд не прогоняют. Шимпанзе всегда держатся стадом. В той части леса, где они живут, плач не утихает ни на минуту.
Нельзя однозначно ответить на вопрос, как лучше жить животным одного и того же вида - вместе или врозь. Одним лучше жить в одиночестве, другим - вместе, а некоторые вообще не могут жить отдельно.
Большинство животных разных видов относятся друг к другу равнодушно или даже враждебно, но бывают и животные - друзья. Дружба может быть взаимовыгодной (рак-затворник и актиния) и однобокой - выгодной только для одного.
Также большую роль в коммуникации животных играют химические стимулы. Они могут распространяться в воздушной или в водной среде и восприниматься, соответственно, обонятельными и вкусовыми рецепторами. В любом случае выделение различных по химической природе веществ позволяет передавать широкий спектр специфических сообщений.
Многие химические сигналы служат для привлечения к особи ее сородичей. Широко распространены, в частности, высокоспецифические вещества, называемые половыми аттрактантами и используемые для привлечения полового партнера в период размножения.
Некоторые химические сигналы используются,
главным образом, для межвидового
общения. Например, отвратительный запах,
разбрызгиваемой скунсом
Связь и различия между "языком" человека и "языком" животных
В отличие от людей, язык животных не может служить средством передачи опыта. Поэтому даже если предположить, что какой-либо отдельный выдающийся экземпляр в своем индивидуальном опыте найдет ряд способов наиболее легкого добывания пищи, то он будет не в состоянии передать свой опыт средствами, имеющимися в арсенале "языка” животных.
Таким образом, язык большинства животных - это совокупность конкретных сигналов - звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент.
Основная масса сигналов животных, передаваемых по каналам основных видов коммуникации, не имеет непосредственного адресата. Этим естественные языки животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли.
Сигналы языка животных строго специфичны для каждого вида и генетически обусловлены. Они в общих чертах одинаковы у всех особей данного вида, а их набор практически не подлежит расширению. Сигналы, используемые животными большинства видов, достаточно разнообразны и многочисленны.
Однако все их многообразие у разных видов по смысловому значению укладывается приблизительно в 10 основных категорий:
- сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным конкурентам;
- сигналы, обеспечивающие обмен информацией между родителями и потомством;
- крики тревоги;
- сообщения о наличии пищи;
- сигналы, помогающие поддерживать контакт между членами стаи;
-сигналы-"переключатели", предназначенные для того, чтобы подготовить животное к действию последующих стимулов, так называемая метакоммуникация. Так, характерная для собак поза "приглашения к игре" предшествует игровой борьбе, сопровождающейся игровой агрессивностью;
- сигналы-"намерения", предшествующие какой-либо реакции: например, птицы перед взлетом производят особые движения крыльями;
- сигналы, связанные с выражением агрессии;
- сигналы миролюбия;
- сигналы неудовлетворенности (фрустрации).
Большая часть сигналов животных строго видоспецифична, однако среди них есть и такие, которые могут быть вполне информативны и для представителей других видов. Это, например, крики тревоги, сообщения о наличии пищи или сигналы агрессии.
В отличие от речи человека, обладающей свойством передавать бесконечные объемы сложнейшей информации не только конкретного, но и абстрактного характера, язык животных всегда конкретен, то есть сигнализирует о конкретной окружающей обстановке или состоянии животного. В этом принципиальное отличие языка животных от речи человека, свойства которой предопределены необычайно развитыми способностями мозга человека к абстрактному мышлению.
Системы коммуникаций, которыми пользуются животные, И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Он подчеркивал, что эта система является общей для животных и человека, поскольку для получения информации об окружающем мире человек использует фактически те же системы коммуникаций.
Язык человека позволяет передавать информацию также в отвлеченной форме, с помощью слов-символов, которые являются сигналами других, конкретных сигналов. Именно поэтому И.П. Павлов называл слово сигналом сигналов, а речь - второй сигнальной системой. Она позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события, но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего, а не только о текущем моменте.
В отличие от коммуникативных
систем животных, язык человека служит
не только средством передачи информации,
но и аппаратом ее переработки. Он
необходим для обеспечения
Язык человека - это
открытая система, запас сигналов в
которой практически
Звуковая речь, как известно, лишь одно из средств реализации функций языка человека, который имеет также и другие формы выражения, например различные системы жестов, т.е. языки глухонемых.
Ни одно из самых высокоразвитых живых существ, обладающих сложной системой звуковой связи, обитающих на Земле, не может сравниться в этом отношении с человеком. Речь человека - это непревзойденная по своей сложности и совершенству система абстрагирования от конкретных предметов и явлений окружающей действительности, обусловливающая такие наши чисто человеческие способности и потребности, как мышление, сознание и самосознание, науку, искусство, наивысшие формы общественного и социального поведения. Человек одержим стремлением к бесконечному познанию и преобразованию окружающего его мира, чего лишены все другие живые существа, довольствующиеся более скромными жизненными задачами. Достигнув наивысшего умственного развития, создав науку, искусство, грандиозную технику, человек объявил себя "царем природы" и стал посматривать на нее как бы со стороны, и даже несколько свысока. Вспомним знаменитую фразу Мичурина: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее наша задача!" Таким образом, мы часто забываем, что мы сами являемся неотделимой частью самой природы, лишь одной из многочисленных веточек огромного филогенетического древа, имеющего один корень.
Пройдя долгий и сложный путь эволюционного развития, человек по своей природе представляет единство биологического и социального, материального и духовного, сознательного и бессознательного. Какую бы функцию человеческого организма мы не рассматривали - движение, питание, размножение и т.п., мы находим в ней черты как человека, так и животного. Не является исключением в этом смысле и наша речь. Наряду с чисто человеческими свойствами - возможностью передачи бесконечных объемов информации абстрактного характера, она обнаруживает и черты определенного сходства с системой звуковой сигнализации высших животных. Сходство это заключается в способности голоса человека в процессе речи передавать слушателю информацию о своем эмоциональном состоянии. Способность животных сообщать голосом о своем эмоциональном состоянии, хорошо известна. Так, мы ощущаем состояние дискомфорта, слыша тревожный крик ворон, а вечерняя песня зарянки действует на нас успокаивающе. Услышав раздраженное жужжание ос, мы стараемся отойти подальше. По голосу даже незнакомой собаки мы отлично понимаем, в каком настроении она в данный момент пребывает - в гневе, радости, страхе или в горе. Точно так же собака, как и многие другие животные, не понимая человеческой речи, отлично понимает наши эмоциональные интонации. Весьма интересно, что язык животных носит явное сходство с языком эмоций человека. Так, значение, например, возгласа "Ах!" мы понимаем только в зависимости от ситуации. А что для нас означает плач ребенка или его смех? Это мы тоже выясняем по ситуации. На общность эмоционально-выразительных свойств человека и животных обратил внимание еще Чарльз Дарвин. В своих известных трудах "Выражение эмоций у человека и животных" и "Происхождение человека и половой отбор" он приводит этот аргумент в пользу животного происхождения человека.
В настоящее время наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют у приматов, а также у некоторых других видов высокоорганизованных животных: дельфинов, попугаев, а также врановых птиц.
Существует два подхода к анализу этой проблемы:
- проведение тестов на символизацию в обычных лабораторных экспериментах;
- обучение животных
особым языкам - так называемым
языкам-посредникам, которые
Однако язык человека возник отнюдь не на голом месте. В настоящее время накапливается все больше сведений о том, что языки приматов и, по-видимому, других высокоорганизованных животных иногда выходят за рамки видоспецифической коммуникационной системы. Известно, например, что в языке верветок, зеленых мартышек и шимпанзе имеются звуковые сигналы для обозначения конкретных объектов и явлений, в частности различных видов хищников. Они обозначают не "хищника вообще" как опасность, а конкретно леопарда, змею и др. Точно так же есть сигналы для обозначения не любого корма для утоления голода, а определенной пищи (подробнее см.: Зорина и др., 2002). Звуковые сигналы шимпанзе также бывают не только видоспецифическими, но могут передавать совершенно новую конкретную информацию.
Способность шимпанзе к пониманию синтаксиса, обнаруженную при усвоении языков-посредников и общении с человеком в лабораторных исследованиях, по-видимому, можно увидеть и в естественном поведении этих животных.
Действительно, у приматов существует сложная звуковая коммуникация (наряду с системами сигналов других модальностей). Например, самец шимпанзе пытается кричать "похоже" на ту обезьяну, с которой он в настоящий момент взаимодействует (т.е. воспроизводит акустические характеристики ее криков). Это может служить способом унификации криков членов данной группы. Показано, что в "долгих криках" шимпанзе присутствуют вариабельные элементы, которые в разных ситуациях идут в разной последовательности (см. ниже). В формировании индивидуального звукового репертуара каждого самца шимпанзе большое значение имеет подражание сородичам. Это свойство сильно отличает их язык от обычных коммуникативных систем животных.
Было даже высказано предположение, что естественная коммуникативная система шимпанзе является промежуточной между языком человека и коммуникативными системами других животных (ее иногда называют "протоязыком").
Интересные факты о говорящих животных
Не менее удивительной является способность животных обучаться человеческой речи и произносить слова, фразы и даже целые предложения. Говорящие животные чётко и правильно воспроизводят слова, как будто осознают, что и кому они говорят, и понимают смысл слов, сказанных человеком. Разными исследователями многократно показано, что животные, помимо выработанного условного рефлекса на то или иное слово, способны к краткому обдуманному ответу на обращённую к ним речь человека. Произносить слова могут разные животные, правда, им речь даётся с большим трудом или возникает спонтанно.
Дрессировщик и артист В. Л. Дуров научил своих собак нескольким словам. Фокстерьер Пикки и немецкая овчарка Марс произносили слитно слово «мама».
Американец Бук обучил двухлетнюю обезьяну говорить два слова – «мама» и «вернись», а учёный У. Фернис в 1961 году научил молодого орангутанга произносить по-английски слова «папа» и «чашка».
Дельфинам и тюленям
присуще привязанность к
Дельфин-афалина способен подражать человеческому голосу, смеху, воспроизводить отдельные слоги, слова, фразы. Дельфин Эльвар обучился чётко произносить своё имя и слова: «говори», «громче», «вверх», «больше». Голос дельфина слышно скороговоркой, но если записать его на кассету и прослушивать в замедленном темпе, можно услышать вполне внятные слова.
В Гавайском океанариуме
в Гонолулу бурый дельфин отчётливо
произносит в присутствии зрителей:
«Да, всё хорошо!». Тюлень Гувер из
Бостонского океанариума
В Карагандинском зоопарке Казахстана живёт слон, говорящий человеческим языком: он называет своё имя, просит дать ему воды и пищу.
В Баку, в одной семье, вырос необыкновенно умный кот Мэси, способный отвечать словами на вопросы и вести разговор. Всё началось с того, что дочь Бабаевых нашла во дворе и принесла домой пушистого серого котёнка с умными глазами. Говорить Мэси начал рано, с двух лет. Сначала он произносил звуки, а затем стал реагировать на обращённые к нему слова людей вопросительным междометием «и-ы?». Однажды он забрался на подоконник, зацепился когтями за занавеску. Ему сказали: «Сойди немедленно!», и вдруг кот заявляет: «Не сойду!». С годами увеличивался словарный запас кота, и улучшалась его способность произносить слова, имитировать сказанные фразы и повторять целые предложения.