Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:51, реферат
Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.
Собственно
проблема взаимоотношения языка
и мышления (в советской научной
литературе — проблема единства языка
и мышления) обычно рассматривается
только с точки зрения тех функций,
которые язык выполняет в процессах мышления.
Главным вопросом здесь является: возможно
ли внеязыковое мышление, и если нет, то
какую роль при этом играет язык. Но это
только одна сторона проблемы, один ее
аспект, одно направление ее исследования.
Противоположное направление должно определить,
какое влияние мышление и его категории
могут оказывать на язык и его структуру.
Сюда, следовательно, относятся такие
более частные проблемы, как отношения
понятия и лексического значения, логики
и грамматики, суждения и предложения.
В соответствии с установившейся традицией
эти проблемы разносятся по отдельным
лингвистическим дисциплинам и включаются
в семасиологию, морфологию, синтаксис.
Между тем это составные части одной общей
проблемы взаимоотношения языка и мышления;
если эти более частные проблемы находятся
в определенной зависимости от методологического
вопроса о роли языка в процессах мышления,
то и конкретные исследования в области
названных частных проблем, их истолкование
не может быть безразличным для решения
первого, методологического вопроса. Иными
словами, данная общая проблема складывается
из ряда частных, но конкретных, а не спекулятивных.
Совершенно
очевидно, что в пределах одной
небольшой главы нет никакой
возможности рассмотреть
1.
Взаимоотношение языка и
Первый общий вопрос, который необходимо разрешить, прежде чем перейти к рассмотрению отдельных аспектов широкой проблемы языка и мышления, заключается в выяснении характера взаимоотношений этих двух важнейших категорий. Нужно ясно представлять себе, что скрывается за теми общими формулами, с помощью которых определяется это взаимоотношение, так как недостаточная конкретизация таких формул может породить весьма существенные методологические недоразумения.
Один
из авторов сборника «Мышление и
язык» (В. 3. Панфилов) указывает на непоследовательность
в трактовке вопроса о связи
языка и мышления (а также и вопроса
о формах мышления у глухонемых), которая
допускалась в последнее время в советской
лингвистической литературе. Суть здесь
заключается в следующем.
О связи мышления с языком, всегда говорится о языке в целом, а не об отдельных его компонентах, способных вступать в связь с мышлeниeм и выполнять в его процессах определенную роль. Между тем возможна другая точка зрения, которая как бы вносит уточнение в методологическое положение о связи мышления с языком. В соответствии с этой точкой зрения мышление всегда протекает на базе языковых терминов или («звуковых») слов и выражений. Если соотнести такую трактовку с вопросом о формах мышления у глухонемых, то это значит, что либо они не способны к мышлению (так как не способны опереться на «звуковые» слова и выражения), либо их мышление, опираясь на язык, использует какие-то иные его элементы или формы, благодаря чему мышление глухонемых функционирует без опоры на «звуковые» слова и выражения.
Все
данные, какими мы располагаем, говорят
против вышеприведенного уточнения, которое
фактически отождествляет язык со словами.
Они безоговорочно заставляют нас принять
второе из указанных возможных решений
вопроса о формах мышления у глухонемых.
Глухонемые, конечно, мыслят, хотя их мысль
и не облекается в вербальные формы, свойственные
людям, использующим звуковой язык. Это
значит, что связь языка с мышлением не
обязательно осуществляется через посредство
«звуковых» слов. Решение этого частного
вопроса позволяет сделать выводы и о
более широкой проблеме связи языка и
мышления.
Прежде
всего следует отметить, что психология
различает три типа мышления: образное,
техническое и понятийное. Как
показывает само название, образное мышление
— это мышление образами и наибольшей
силы проявления достигает у людей
художественно-творческого труда: живописцев,
скульпторов, писателей и пр. Этот тип
мышления осуществляется во внеязыковых
формах. Точно так же механик, исследующий
испорченный мотор, сделав ряд проб и выяснив
причины порчи и тем самым составив определенное
суждение о том, что надо сделать, чтобы
исправить мотор, осуществляет подобного
рода мыслительный процесс также во внеязыковых
формах. В этом втором случае имеет место
технический тип мышления, И только понятийный
тип мышления, оперирующий понятиями,
которые образуются посредством процессов
обобщения (этим в первую очередь понятийное
мышление отличается от образного и технического),
протекает в языковых формах.
И
образное и техническое мышление,
видимо, наличествует также и у
высших животных (обезьян, собак, кошек
и пр.), но понятийное—только у человека.
Поэтому, как кажется, можно было бы не
упоминать о двух первых (и внеязыковых)
типах мышления и принимать во внимание
только понятийное мышление. В целях отграничения
от всех побочных вопросов, которые могут
возникнуть при детальном рассмотрении
интересующей нас проблемы взаимоотношения
языка и мышления, дальнейшее изложение
пойдет по этому пути. Однако все же не
следует упускать из виду, что в умственной
деятельности человека все три типа мышления
тесно переплетаются, что они в определенных
случаях (как у глухонемых) способны оказывать взаимную помощь и что, наконец, во многом еще диффузные формы образного и технического мышления высших животных никак нельзя сопоставлять с этими же типами мышления у человека, у которого они дисциплинированы понятийным мышлением и обладают целеустремленным характером.
При понятийном мышлении, в свою очередь, надо различать связи его с языком и со словами. В том, что это не тождественные явления, убеждает нас уже выше разобранный пример с языком и мышлением у глухонемых. Их мышление опирается на те формы языка, которые им доступны, и протекает не в вербальных (словесных) формах. Но вместе с тем не следует полагать, что язык глухонемых представляет совершенно независимое образование, что каждый глухонемой создает свой собственный язык. Как свидетельствуют о том объективные наблюдения, язык глухонемых есть производное от языка неглухонемых, в среде которых они живут. Это есть неизбежное следствие того, что глухонемые находятся в постоянном общении с людьми, говорящими на звуковом языке, и, следовательно, неизбежно должны ориентироваться на те особенности конкретного языка, который находится в пользовании у данного общества. Язык — это не только «звуковые» слова, но и определенные структурные отношения между его элементами, определенные формы, определенные схемы построения речи, определенные типы членения мира понятий. И все эти части языка способны воспринимать глухонемые и действительно воспринимают и строят на них свои формы языка, не имеющего «звукового» характера.
Чтобы
было ясно, о чем в данном случае
идет речь, обратимся к примеру. В
предложении на любом индоевропейском
языке «крестьянин режет
Чрезвычайно интересные данные о различии вербальных и языковых форм мышления дают исследования о внутренней речи замечательного русского психолога — Л. С. Выготского. Свои исследования о внутренней речи, т. е. о языковых формах мышления, «речи для себя, а не для других», Выготский основывает на большом экспериментальном материале и с широким использованием существующей литературы вопроса, что делает его выводы особенно убедительными. К достоинствам его работы относится также очень бережное и осторожное обращение с достигнутыми фактами, показывающее, что он принял близко к сердцу слова Л. Толстого о том, что «отношение слова к мысли и образование новых понятий есть ...сложный, таинственный и нежный процесс души».
Исходя из предпосылки, что «мысль не выражается в слове, но совершается в слове», Выготский в результате своих наблюдений приходит к выводу, что «внутренняя речь есть в точном смысле речь почти без слов». Этот вывод обусловливается функциями и формами внутренней речи. «Внутренняя речь,— пишет он, — оказывается динамическим, неустойчивым, текучим моментом, мелькающим между более оформленными и стойкими крайними полюсами изучаемого нами речевого мышления: между словом и мыслью. Поэтому истинное ее значение и место могут быть выяснены только тогда, когда мы сделаем еще один шаг по направлению внутрь в нашем анализе и сумеем составить себе хотя бы самое общее представление о следующем и твердом плане речевого мышления.
Этот новый план речевого мышления есть сама мысль. Первой задачей нашего анализа является выделение этого плана, вычленение его из того единства, в котором он всегда встречается. Мы уже говорили, что всякая мысль стремится соединить что-то с чем-то, имеет движение, сечение, развертывание, устанавливает отношение между чем-то и чем-то, одним словом, выполняет какую-то функцию, работу, решает какую-то задачу. Это течение и движение мысли не совпадает прямо и непосредственно с развертыванием речи (т. е. разделением ее по отдельным словам, как выше пишет Выготский. — В. 3.). Единицы мысли и единицы речи не совпадают. Один и другой процессы обнаруживают единство, но не тождество. Они связаны друг с другом сложными переходами, сложными превращениями, но не покрывают друг друга, как наложенные друг на друга прямые линии».
Усеченный, редуцированный, предикативный и фактически внесловесный характер внутренней речи отнюдь не означает, что мышление осуществляется во внеязыковых формах. Язык создает базу для мышления в формах внутренней речи другими своими сторонами, теми же самыми, которые мы встречаем в мышлении глухонемых: структурными отношениями и типами членения своих элементов, формами, схемами построения речи. Все эти стороны языка несомненно накладывают свой отпечаток и на формы внутренней речи человека, говорящего на определенном языке. Это значит, что внутренняя речь не обладает универсальным характером, независимым от структурных особенностей определенных языков, но, наоборот, находится в прямой зависимости от этих последних.
Вместе с тем изложенная выше постановка вопроса отнюдь не лишает слова всех тех необходимых, чрезвычайно важных и по существу обязательных для звукового языка функций, которые оно выполняет. Вне слова нет звукового языка, внесшего свою важную лепту в создание человеческого общества, сопровождавшего человечество на протяжении всего его пути, давшего ему в руки мощное орудие своего прогресса. Вне слова не имеет реального существования и мысль. К этим конечным выводам приходит и Выготский после своего тонкого и тщательного анализа форм отношения языка и мышления. «Слово, лишенное мысли, — заключает он, — есть прежде всего, мертвое слово... Но и мысль, не воплотившаяся в слове, остается стигийской тенью, «туманом, звоном и зияньем», как говорит... поэт. Гегель рассматривал слово как бытие, оживленное мыслью. Это бытие абсолютно необходимо для наших мыслей».
Слово — хранилище сокровищ человеческой культуры. Прав и другой поэт, когда говорит:
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
(И. А. Бунин)
Мышление осуществляется в определенных формах. Их три:
Понятие. В понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Понятия «книга», «брошюра», «журнал», «газета», «еженедельник» принадлежат к одной тематической группе, но различаются такими признаками, как «формат», «объем», «периодичность», «скрепленность страниц», «способ скрепления» и т.д.
В семасиологии различают формальное и содержательное понятие. «Формальное понятие» отражено в толковом словаре: например, вода — это прозрачная бесцветная жидкость без вкуса и запаха. «Содержательное понятие» может быть только виртуальным: в него входит весь объем знаний о воде (Н2О), накопленный во всех физиках, химиях, биологиях и т.д., вместе взятых.
Говоря очень схематично, понятие в мышлении соответствует слову (реже — словосочетанию) в языке.