Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:23, лекция
Для того чтобы космические РЭС удовлетворяли требованиям надежности, долговечности и работоспособности, на Земле они тщательно и всесторонне испытываются в условиях, максимально соответствующих имеющимся при запуске и в ходе орбитального полета. Специалистов, в частности, интересуют ответы на вопрос о том, как перенесут "нежные" приборы вибрацию и перегрузки, какова степень герметичности аппаратов, как работает система единого питания, как ведут себя различные материалы в глубоком вакууме при экстремальных температурах и многое другое.
для испытания, входят в состав термовакуумных испытательных установок с многоступенчатой откачной системой и включают следующие элементы:
1) собственно криокамеру (или криостат), т.к. конструкцию с рабочим объемом, в котором непосредственно размещается испытываемый объект (образец) и происходит его охлаждение (в криокамере — парами хладагента или охлажденным газом в криостате — жидким хладагентом) до заданной температуры;
2) хладагент;
3) устройства подачи хладагента в рабочую камеру. Выбор типа хладагента определяется предельной
температурой охлаждения испытываемого объекта. Для охлаждения до температур ниже 200 К обычно используют жидкие газы: азот (температура кипения 77 K). водород (20 К), гелий (4,2 К), неон (30 К). Охлаждение ниже 4 К достигается откачкой паров над поверхностью жидкого гелия. Испытываемые образцы охлаждают обычно в два этапа сначала жидким азотом до температуры около 73 К, а затем до более низких температур — жидким гелием и его парами.
Для проведения испытания при температуре жидкого гелия служат гелиевые криостаты (рис. 6). Гелиевый сосуд 9 криостата имеет широкую горловину 7, состоящую из двух коаксиально расположенных труб, вакуумно-плотно соединенных между собой и с сосудом. В нижней части гелиевый сосуд окружен экраном 8 прикрепленным к горловине. В верхней части криостата расположен сосуд с жидким азотом 2, к которому прикреплен экран 3, погруженный в кольцевой зазор горловины сосуда с гелием. Сосуд с
жидким азотом
подвешен крышке 1 криостата с помощью
двух трубок, служащих для залива азота
и отвода его паров. Дно сосуда
изолировано слоем пенополиурет
Для питания криогенных систем испытательных установок жидким азотом, газообразным или жидким гелием применяют криогенные установки работающие в рефрижераторном (сжатие в компрессоре и адиабатное расширение в детандере) или ожижительном (расширение в дросселе или эжекторе) режиме. Эти установки содержат насосы для перекачки хладагента, специальные вакуумированные трубопроводы, емкости для хранения больших количеств жидкого хладагента — сосуды Дьюара. Снабжение установок хладагентом осуществляют прокачкой жидкого хладагента через систему криорешеток или его заливкой в охлаждаемую рубашку под атмосферным давлением (открытая система), прокачкой жидкого хладагента через систему криорешеток под повышенным (до 106 Па) давлением (замкнутая система) и с помощью сжатого газа. Устройство подачи хладагента с помощью сжатого газа показано на рис. 7. При поступлении газа из баллона 1 по трубопроводу 2 в верхней части сосуда Дьюара 4 создается повышенное давление, вследствие чего жидкий хладагент 6 по трубке 3 и трубопроводам выталкивается в рабочую камеру.
1 —крышка; 2 —сосуд с
жидким азотом; 3, 8 — экраны; 4 —
пенополиуретан;
Рисунок. 6 - Схема гелиевого криостата КГ-15/150.
1 — баллон со сжатым
газом; 2 — трубопровод с клапанами;
3 — трубка; 4 — сосуд Дьюара; 5
— вакуумно-порошковая
Рисунок 7 - Устройство подачи хладагента с помощью сжатого газа.
5 Испытания на воздействие невесомости
Испытания ЭС на влияние невесомости проводят для исследования их работоспособности в условиях невесомости. Для имитации этих условий применяют различные методы. Кратковременное состояние невесомости может быть достигнуто с помощью специально оборудованного самолета, выполняющего маневр по кеплеровским траекториям. Одна из них, позволяющая достигать полной невесомости в течение 12... 15 с, показана на рисунке 8. Время тн действия невесомости можно увеличить, повышая скорость v самолета в точке 2. Так, если при v= 465 км/ч тн =12...15 с, то при v— 800 км/ч тн = 34 с, а в сверхзвуковом самолете тн ≈4 мин.
Для проведения точных экспериментов по изучению парообразования, кипения, конденсации, поведения топлива в баках и т. д. необходимо, чтобы возмущающие механические силы (например, вибрации) были устранены. С этой целью применяют «плавающие» контейнеры, внутри которых размещают испытываемые изделия и контрольно-измерительную аппаратуру. В начале полета контейнер удерживается на упругих растяжках в середине кабины самолета, но по достижении состояния невесомости растяжки отстегиваются и контейнер движется свободно по эллиптической траектории. Если требуется, чтобы перед наступлением невесомости жидкость длительное время не подвергалась внешним возмущениям, для проведения испытания используют вертикальные башни, с которых сбрасывают контейнеры с приборным оборудованием. При поддержании вакуума внутри башни свободно падающее в ней тело находится в состоянии невесомости в течение всего времени падения. Однако контейнер, падая в вакууме, развивает очень большую скорость (около 2100 км/ч) в конце участка падения. Кроме того, для увеличения продолжительности периода невесомости требуется сооружать высокие башни. Поэтому на практике строят башни без вакуумируемой шахты и приемлемой высоты.
1 - пикирование под углом 10°; 2 - начало восходящей части траектории (v= 465 км/ч; перегрузка 2,5g); 3 - начало траектории с нулевой перегрузкой (наступление невесомости); 4 - окончание состояния невесомости; 5 - начало перегрузки; 6 - высота полета.
Рисунок 8 - Маневр, выполняемый на самолете с целью имитации состояния
невесомости
1 - зажимное устройство; 2 - контейнер с испытываемым изделием и контрольно-измерительной аппаратурой; 3 - вакууммированная капсула; 4 – демпфер.
Рисунок 9 - Схема падающего капсулированного контейнера.
H1 - высота падения контейнера; Н2 - высота падения капсулы.
Чтобы приблизить условия испытания к условиям невесомости, необходимо уменьшить силу аэродинамического торможения контейнера, отнесенную к единице его массы. С этой целью контейнер с приборным оборудованием помещают внутри верхней части вакуумированной капсулы, которую сбрасывают с вершины башни в обычной атмосфере (Рис. 9). По мере торможения капсулы о воздух внутренний контейнер постепенно приближается к переднему концу капсулы, оставаясь, все время в состоянии свободного падения. Для реализации описанного метода испытания высота башни должна быть около 300 м, что обеспечивает имитацию невесомости в течение почти 8 с.
Применение ракет и спутников
для исследования влияния невесомости
позволяет увеличить время