Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:57, доклад
Внедрение информационных технологий и реализованных на их основе информационных систем в повседневную деятельность предприятия дает ему тактические и долгосрочные преимущества в бизнесе. Стремление руководства к использованию ИТ может остаться лишь благими намерениями, если оно не будет следовать сложившимся требованиям и правилам разработки, проектирования и внедрения ИТ. Выше говорилось о базовых требованиях к стандартизации объектов и функциональных задач, без которых реализуемая система не будет являться открытой системой, что приведет впоследствии к многочисленным проблемам при ее внедрении и эксплуатации. Следование требованиям стандартов при разработке ИС автоматически приводит к тому, чтобы само предприятие - внешняя среда для ИС - также отвечало необходимым требованиям: определение и стандартизация классов пользователей и объектов, топология потоков данных и работ, архитектура наследуемых систем, состояние бизнес-процессов и т.д.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Факультет экономики предприятия и управления бизнесом
Кафедра экономики предприятия
и предпринимательской
ДОКЛАД
на тему: «Проектирование и внедрение информационной системы реструктуризируемого предприятия»
Проверил:
Выполнил:
Иркутск, 2013
Реинжиниринг бизнес-процессов
Внедрение информационных технологий и реализованных на их основе информационных систем в повседневную деятельность предприятия дает ему тактические и долгосрочные преимущества в бизнесе. Стремление руководства к использованию ИТ может остаться лишь благими намерениями, если оно не будет следовать сложившимся требованиям и правилам разработки, проектирования и внедрения ИТ. Выше говорилось о базовых требованиях к стандартизации объектов и функциональных задач, без которых реализуемая система не будет являться открытой системой, что приведет впоследствии к многочисленным проблемам при ее внедрении и эксплуатации. Следование требованиям стандартов при разработке ИС автоматически приводит к тому, чтобы само предприятие - внешняя среда для ИС - также отвечало необходимым требованиям: определение и стандартизация классов пользователей и объектов, топология потоков данных и работ, архитектура наследуемых систем, состояние бизнес-процессов и т.д.
Бизнес-процесс представляет
собой систему
Бизнес-процесс в масштабах предприятия реализуется в виде сети основных, вспомогательных, поддерживающих и управленческих процессов (рис. 6.6).
Рисунок 6.6
При этом разделение на основные и вспомогательные процессы в определяющей степени зависит от предметной области и направления деятельности предприятия: для производственной компании, например, деятельность юридического отдела является вспомогательной, а для юридической или консалтинговой фирмы - основной. Идентификация процессов является обязательным условием, без реализации которого невозможна информатизация деятельности.
Руководители предприятия, решившиеся на внедрение ИТ, должны твердо усвоить: начало работ по проектированию информационной системы чаще всего влечет за собой обязательный реинжиниринг бизнес-процессов! Реинжиниринг представляет собой множество методик и рекомендаций, среди них нужно выбрать те, которые наилучшим образом удовлетворяют поставленным целям.
Реинжиниринг бизнес-процессов - это совокупность методов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса.
Существует несколько базовых правил, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:
разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;
использование в проектировании стандартных языков и нотаций;
наличие эвристических и прагматических показателей, позволяющих оценить или измерить степень соответствия перепроектированного процесса или функциональности заданным целям;
подход к решению частных задач и к их совокупности должен быть системным;
даже небольшое улучшение должно давать быстрый положительный эффект.
Реинжиниринг деловых процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребностей внутренних пользователей и рынка, производимых продуктов и услуг (рис. 6.7).
Рисунок 6.7
Перепланирование целей и задач предполагает пересмотр политики предприятия и ответа на следующие вопросы:
Какие новые вызовы предъявляют нам изменившиеся условия бизнеса?
Что представляет собой предприятие сейчас, и что мы хотим от него в будущем?
Каких именно потребителей мы обслуживаем, насколько мы удовлетворяем их требования и ожидания, и что нужно сделать для привлечения новых?
Какие именно показатели определяют эффективность деятельности предприятия, производительность труда и качество продукта, является ли это определение полным и адекватным?
Какие именно информационные технологии и средства помогут нам в этом?
Для ответа на эти ключевые вопросы необходимо в первую очередь провести детальное описание бизнес-архитектуры предприятия, его бизнес-логики, построить функциональную модель взаимодействия бизнес-процессов, ресурсов и персонала и отразить ее в архитектуре ИС, содержании модулей информационных подсистем и визуализации форм представления информации. Необходимо также иметь методики и инструменты реорганизации процессов, решения прикладных задач и управления проектом реинжиниринга (рис. 6.8).
Описание бизнес-архитектуры позволяет:
построить схему основных потоков данных, работ, движения финансов и документов;
понять, как информация распределяется между подразделениями и кто является конечным пользователем в том или ином бизнес-процессе;
описать взаимодействие процессов и модулей информационной системы;
определить критическую важность видов информации для конкретных уровней управления предприятием;
выявить дублированные структуры и связи.
Рисунок 6.8 - Базовая основа улучшения процесса
Результатом такого описания является:
уточненная карта сети процессов;
матрица взаимосвязей процессов и подразделений, вовлеченных в эти процессы;
информация о том, какие
системы автоматизации
функциональные схемы потоков данных (Data Flow), работ (Work Flow), финансовых потоков (Cash Flow), потоков управленческих воздействий (Control Flow) и документооборота (Doc Flow).
Функциональная модель поможет составить точные спецификации всех операций, процедур и взаимосвязей между ними. Такая модель, если она построена правильно, обеспечивает исчерпывающее описание функционирующего процесса и всех имеющихся в нем потоков информации. Эта модель описывает состояние "Как есть" (As Is). По результатам анализа возможных путей улучшения от реальной модели нужно перейти к модели, характеризующей улучшения: модель "Как будет" (As To Be), вариант "Как должно быть" (рис. 6.9).
Рисунок 6.9 - Схема реинжиниринга бизнес-процесса
Функциональное моделирование является достаточно серьезной проблемой. Его полнота и соответствие построенной модели зависят как от средств моделирования, так и от квалификации специалистов, выполняющих это моделирование.
Реинжиниринг бизнес-процессов является сложным и многоаспектным проектом, требующим тщательного планирования и проработки деталей.
Внедрение информационных систем
Внедрение корпоративной ИС, разработанной самостоятельно или приобретенной у поставщика, зачастую сопровождается ломкой (перепроектированием) существующих на предприятии бизнес-процессов. Приходится перестраивать их под требования стандартов и логику внедряемой системы. Отметим сразу, что внедрение ИС решает ряд управленческих и технических проблем, однако порождает проблемы, связанные с человеческим фактором.
Внедрение информационной системы,
как правило, значительно облегчает
управление деятельностью предприятия,
оптимизирует внутренние и внешние
потоки информации, ликвидирует узкие
места в управлении. Однако после
того как система успешно
Надо четко понимать, что корпоративная ИС призвана упростить управление организацией, улучшить процессы, усилить контроль и обеспечить этим конкурентные выгоды. Только с такой точки зрения можно оценивать пользу от ее внедрения.
Следуя этой логике, становится понятно, что хотя корпоративная ИС предназначена в целом для обеспечения всех пользователей необходимой информацией, управление разработкой и внедрение КИС является прерогативой высшего руководства компании! Понимают ли это руководители?
Здесь тоже приходится бороться
с живучими стереотипами. "Зачем
мне корпоративная система, если
дела на предприятии и так идут
хорошо?". "Зачем, что-то ломать, если
все работает?". Но ведь ломать-то
чаще всего и не надо. На первом этапе
нужно лишь грамотно и корректно
формализовать и перенести
Внедрение новой ИС - сложный
процесс, длящийся от нескольких месяцев
для небольших ИС до нескольких лет
для ИС больших распределенных компаний
с широкой номенклатурой
К настоящему времени сложился
стандартный набор приемов
Критически важными для внедрения являются следующие факторы:
наличие четко сформулированных целей проекта и требований к ИС;
наличие стратегии внедрения и использования ИС;
проведение предпроектного обследования предприятия и построения моделей "Как есть" и "Как будет";
планирование работ, ресурсов и контроль выполнения плана внедрения;
участие высшего руководства во внедрении системы;
проведение работ по внедрению ИС специалистами по интегрированию систем совместно со специалистами предприятия;
регулярный мониторинг качества выполняемых работ;
быстрое получение положительных результатов хотя бы в части внедренных модулей ИС или в процессе ее опытной эксплуатации.
Перед началом разработки проекта внедрения необходимо:
максимально формализовать цели проекта внедрения ИС;
оценить минимально необходимые затраты и статьи расхода;
установить высокий приоритет
проекта внедрения перед
наделить руководителя проекта максимально возможными полномочиями;
провести массовую просветительскую работу с персоналом предприятия с целью довести до каждого важность и необходимость предстоящих преобразований;
разработать организационные меры для применения новых информационных технологий;
распределить персональную ответственность по всем этапам внедрения и опытной эксплуатации.
Необходимо также определить функциональные сферы внедрения модулей информационной системы:
организационное управление;
организационно-
управление бизнес-процессами;
управленческий, планово-финансовый и бухгалтерский учет;
управление персоналом;
управление документацией;
управление материально-
управление связями с клиентами и внешней средой.
Кроме того, что перечислено выше, надо задать технологические требования к внедрению ИС:
системная платформа - внедрение и адаптация готового решения от производителя или разработка на заказ в соответствии с техническим заданием заказчика;
интегрируемость - данные хранятся и обрабатываются в едином информационном пространстве; это обеспечивает их полноту, непротиворечивость, достоверность и возможность многократного использования; система может включать в себя вновь разработанные и уже используемые технологии и приложения;