Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
В своей курсовой работе я поставила цель –показать какую роль семья играет в исламе, раскрыть особенности заключение и расторжения брака у мусульман, отношения между супругами, между родителями и детьми. Одним словом, я попытаюсь описать те основные моменты, на которых основываются брачно-семейные отношения, а также выделить характерные особенности, которые присущи мусульманскому праву и нигде в такой степени больше не проявляются.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика семейного права мусульман…………………………...5
2. Понятие и условия заключения брака. Временный брак ………………………8
3. Расторжение брака и его виды…………………………………………………12
4. Права и обязанности супругов ………………………………………………..15
5. Отношения между родителями и детьми………………………………………19
6. Наследование ……………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...30
По материалам которые были изучены, мы пришли к выводу, что согласие девушки на брак требуется лишь в тех случаях когда:
При
любом мусульманском браке обязателен
махр – выкуп, соответствующий материальному
положению жениха и невесты. Он должен
быт непременно реальным, а не фиктивным.
Супруг, даже если ему приходится жениться
по принуждению, все равно обязан платить
выкуп, который в доисламский период предназначался
родителям жены, а по Корану принадлежит
самой жене. Как правило, устанавливается,
что махром может быть как денежная сумма,
так и любая вещь, обладающая определенной
ценностью, или свойство предмета, способное
удовлетворять одну из потребностей человека,
пользование которым разрешено законом.
Поскольку махр предоставляется мужем
и становится собственностью жены, определение
его как приданого, на мой взгляд, является
неудачным.
Временный
брак
Временный
брак – как формы существовала
в раннем исламе и не имеет широкого
распространения. В настоящее время
он постепенно уходит из практики и
сохраняется главным образом
среди пожилых людей в
Шариат
допускает заключение временного брака,
в частности, в том случае, когда
нет намерения интимного
Временный брак заключается по желанию сторон сроком от 1 дня до 99 лет. Для того, чтобы временный брачный контракт был действительным, необходимо соблюдение следующих условий:
Если второе условие не будет оговорено, брачный контракт будет признан недействительным, а если первое – контракт приобретает силу постоянного брачного контракта. Особенностью такого вида брака является отсутствие права развода, который осуществляется автоматически по истечении срока контракта. Превращение временного брака в постоянный допускается только по обоюдному согласию состоящих в браке.6
3. Расторжение брака и его виды
Более суровые требования к женщинам, исключительно положение мужчины в семье - всё это сказывается и на общих принципах семейной жизни и на процедуре расторжения брака.
Поразительно то, что ислам, так ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака и разрушения семьи.
Причины для расторжения мусульманского брака:
В мусульманском праве, в соответствии с номами шариата существуют четыре вида развода:
Развод по инициативе мужа ( талак ) определяется следующим образом: расторжение законного брака мужем, его представителями или женой, которой муж поручил сделать это, используя слово талак. Расторжение брака не признается действительным в случаях: если развод дается несовершеннолетним, независимо от выполнения других условий; если развод дается сумасшедшим или умственно отсталым; если развод дается человеком, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии ярости или потери контроля над собой, в тусклом сознании или спящим; если развод дается под давлением.
Законодатель
большинства мусульманских
Расторжение брака по взаимному согласию (хул ' или мубара'ах) - происходит по инициативе жены. Считается, что название этого развода происходит от арабского слова «хул'» - искренняя любовь, привязанность, дружба. Этим термином обозначалось соглашение между супругами о
расторжении брачного договора . Данный вид развода предусмотрен Кораном и представляет собой одну из форм развода, когда инициатором может выступать женщина. Она предлагает своему мужу, чтобы тот развел ее в обмен на приобретение каких-либо благ, Формулировка будет выглядеть примерно следующим образом: «Я развожусь с тобой за энную сумму денег».
Осуществление развода по решению суда (фасех) – такая форма развода начинает играть все более важную роль в современном обществе, хотя до сих пор к нему прибегают нечасто. В таких странах, как Ирак и Алжир, брак считается заключенным с момента официальной регистрации его в суде и подтверждается соответствующим документом, без которого получение развода в суде будет невозможным. Существует следующие общие основания для обращения в суд за разводом: разногласия между супругами; наличие каких-то недостатков или дефектов у мужа; невозможность выплаты содержания; отсутствие мужа без приемлемых оправданий; заключение мужа в тюрьму; изменение религии одним из супругов.
Ли'ан - данный способ развода применяется тогда, когда муж обвиняет жену в супружеской неверности (измене). По мусульманскому семейному законодательству для подтверждения акта супружеской измены необходимы показания четырёх беспристрастных свидетелей, которые должны чётко подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться в том, что говорит правду. Жена должна или признать вину, или поклясться в своей невиновности. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается.
В случае окончательного развода малолетние дети остаются под опекой матери в том случае, если она сможет дать им надлежащее воспитание. Отец должен обеспечить детям полное содержание и выплачивать компенсацию матери. Дети обычно остаются под опекой матери, пока она не вступит в новый брак, а если дети достаточно взрослые, они могут высказать своё желание. Детям надлежит жить с тем из родителей, который сможет лучше позаботиться о них и воспитать в духе Ислама.
После смерти мужа или развода женщина, согласно нормам мусульманского права, в течение определенного периода времени находится в состоянии, когда она не может заключать новый брак с другим человеком. Этот период носит название «идда» , что обозначает «счет» - в данном случае подразумевается счет дней и месяцев. Согласно определению, идда - это период, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права вновь выходить замуж. Продолжительность периода идда бывает различной. Идда вдовы составляет четыре месяца и десять дней. В период этого срока муж должен материально обеспечивать жену. Значение идда: во-первых, вступление женщины в брак по истечении короткого времени со дня расторжения брака или смерти мужа может породить спор об отцовстве рожденного ребенка; во-вторых, в течение срока «идда», супруги, расторгнувшие брак, могут ещё раз осмыслить происшедшее и вновь вступить в брак. Вступление в новый брак является серьёзным препятствием к возвращению супругов к прежнему положению. Наконец, в-третьих, с точки зрения морали и нравственности, срок идда желателен. Его наличие подчёркивает социальную ценность брака и семейной жизни.7
4. Права и обязанности супругов
Вступая в брак, супруги добровольно заключают между собой соглашение, регулирующее социальный, имущественный и нравственный статус мужа и жены.
Отношения
между супругами в
Семейная
жизнь не всегда протекает гладко.
Различия во взглядах, материальные проблемы,
отношения с родственниками и
многие другие обстоятельства являются
для семьи настоящим испытанием
на прочность. Верующий понимает, что
семейное счастье является Божьим даром
и достигается благодаря
Снисходительное
отношение к супругу или
Обязанности мужа перед женой:
Прежде всего – физическая супружеская близость. Льготная отсрочка для мужа по причине его случайного бессилия может быть предоставлена судьей сроком до одного года. Муж обязан равномерно разделять с женами брачные ночи. От мужа требуется постоянное сожительство с женой ( отлучка мужа в течение двух лет является законным основанием для развода ).8
В мусульманских обществах муж считается главой семьи, а жена — его полноправной соратницей. Преимущество мужчины определяется тем, что он наделён физическими качествами, необходимыми для эффективной общественной деятельности и обеспечения семьи всем необходимым. Попечительство мужа подразумевает всестороннюю заботу обо всех членах семьи и материальное обеспечение их в соответствии с его возможностями и принятыми обычаями. Это не означает права на тиранию и самоуправство, а лишь увеличивает ответственность мужчины за сохранение и укрепление брака.
Обязанности мужей перед жёнами можно разделить на материальные и духовные.
Одной
из первостепенных материальных обязанностей
является преподнесение жене брачного
дара (махр). Иногда махр путают с калымом
— выкупом за невесту, распространённым
среди некоторых народов
Муж должен трудиться и делать все возможное для того, чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Если муж скупится выполнять свои материальные обязательства перед женой, то ей разрешается расходовать его деньги на нужды первой необходимости без его разрешения.
Под духовными обязанностями мужа понимается справедливое и снисходительное отношение к жене, создание условий для того, чтобы она усердствовала в поклонении Аллаху, углубляла свои познания в области религиозных и светских наук. Муж не должен препятствовать посещению женой мечети и собраний верующих женщин, если ничто не угрожает её безопасности. Если ему что-либо не нравится в поведении или нраве жены, он должен использовать любые возможности для того, чтобы наставить её на прямой путь и отдалить от греха. Однако он не должен доставлять ей страдания, посягать на её права, наносить ей оскорбления или побои. Если же мусульманин имеет нескольких жён, то он обязан одинаково хорошо относиться к каждой из них.
Муж обязан позволять жене посещать ее родителей раз в неделю, детей от прошлого брака – посещать их достаточно часто, а также позволять ей посещать и принимать ее собственных родных, находящихся в степенях родства.
Информация о работе Брачно-семейные отношения в мусульманском праве