Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:34, реферат
Буддизм и синтоизм в Японии Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых двух мощных культурных центров ощущалось знакомство и с индуизмом, и с конфуцианством, и даже с даосизмом, все-таки важнейшим компонентом религиозной традиции, который распространился наиболее широко, был буддизм.
1. Введение
2. Общие черты буддизма. Влияние на формирование и развитие социально-политической жизни в Японии
3. Общие черты Синтоизма. И его влияние на социально-политическую жизнь Японии.
4. Заключение.
5. Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Южный Федеральный Университет.
Педагогический институт».
Кафедра
всеобщей истории
Доклад на тему :
«Буддизм
и синтоизм в Японии:
влияние на социально-
политическую жизнь.»
Работу
выполнила студентка
Гладкая
Е.А.
Ростов –на –Дону
2011 год
План:
Введение.
Буддизм
и синтоизм в Японии Индийская
и китайская цивилизации на протяжении
веков оказывали немалое
Япония
во многих отношениях страна уникальная
и удивительная. Врожденная вежливость,
более искренняя и менее
В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.
Буддизм
в Японии Проникнув в Японию в
середине VI в., учение Будды оказалось
оружием в острой политической борьбе
знатных родов за власть. Уже к концу
VI в. эта борьба была выиграна теми, кто
сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился
в Японии в форме Махаяны и немало сделал
для становления и упрочения там развитой
культуры и государственности. Принеся
с собой не только индийскую философскую
мысль и буддийскую метафизику, но также
и традиции китайской цивилизации (буддизм
пришел в основном через Китай), учение
Будды способствовало оформлению в Японии
административно-
Напротив, уже в «Законе 17 статей», опубликованном в 604 г., содержалась статья десятая, из которой явствовало, что у каждого человека могут быть свои мнения и убеждения, представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки следует действовать, сообразуясь с волей большинства. В этой статье как бы в зародыше видны важные отличия, предопределившие – вместе с рядом других факторов – иную внутреннюю структуру и иные политические судьбы Японии по сравнению с Китаем, чьей цивилизации она столь многим обязана.
.
Это движение
имело определенный успех. Японские
императоры официально обращались к синтоистским
богам и храмам с просьбой оказать помощь
в сооружении Тодайдзи и возведении статуи
Вайрочана. Они заявляли также, что считают
своим долгом поддерживать и буддизм,
и синтоизм. Некоторые почитаемые ками
(примерно так же, как и даосские божества
в Китае) удостаивались статуса бодисатвы.
Буддийские монахи нередко принимали
участие в синтоистских празднествах
и т. п.
Глава№1
Буддизм
в Японии — самая распространённая религия,
охватывающая большинство населения.
Буддизм в Японии неоднороден. За всю полуторатысячелетнюю
историю в Японию пришли и сформировались
многочисленные буддийские школы и течения,
сконцентрированные на абсолютно разных
аспектах учения — одни на философии,
другие — на культуре, третьи — на медитации,
четвёртые — на ритуале, пятые — на чтении
мантр. Разные школы популярны среди разных
слоёв населения — учёных, монахов, самураев,
простонародья. Некоторые школы опираются
на монашество, другие же активны в социальной
сфере. Школы активно взаимодействуют.
Учения некоторых старых школ перешло
в ведение других школ, отдельные школы
представляются до сих пор небольшими
храмами. В истории известно немало конфликтов
между буддийскими школами, переходящими
даже во многолетние вооружённые столкновения.
Хотя большинство буддийских школ Японии
произошло из аналогичных школ Кореи и
Китая, они проходили самостоятельное
развитие, и теперь существенно отличаются
от соответствующих китайских школ. Немало
школ раннего буддизма сохранилось только
в Японии в законсервированном виде, в
то время как в Индии или Китае этих школ
не осталось. Изучение буддизма в Японии
позволяет понять историю буддизма в других
странах. Согласно официальным японским
хроникам, буддийское учение впервые было
принесено в Японию в 552 корейским проповедниками
из Пэкче, но современные исследователи
склоняются к более ранней дате — 538. Новая
вера нашла в Японии и страстных приверженцев
(род Сога) и отчаянных противников (род
Мононобэ). После ожесточённой борьбы
Сога удалось одержать победу, и буддизм
получил официальное признание. Популярности
буддизма способствовало благосклонное
отношение к нему известного государственного
деятеля — принца Сётоку (574—622), который
составил комментарии к трём сутрам и
принимал активное участие в распространении
буддизма. При его содействии были построены
первые буддийские храмы, в том числе знаменитый
Хорю-дзи. При императоре Сёму (правил
в 724—749) буддизм был признан государственной
религией. По официальному декрету (731)
в каждой провинции был основан монастырь (кокубундзи),
а в столичном храме Тодай-дзи была воздвигнута
гигантская статуя Большого Будды (дайбуцу).
Школы зародились или получили наивысшее распространение в периода Нара (710—794), они всерьёз занимались философскими проблемами, отчего их влияние на умы простых людей было незначительным. В этот период школы активно поддерживались правительством, а духовенство также активно вмешивалось в политику. Толерантное отношение буддизма к другим учениями позволяло ему мирно сосуществовать с национальной религией японцев — синтоизмом. При этом влияние буддийского духовенства на придворные круги возросло настолько, что даже побудило императора перенести столицу из Нара в Хэйанкё (совр. Киото).
Наибольшее
влияние приобрели две новые школы, привезённые
из Китая: Тэндай-сю и Сингон-сю). Эти
школы привлекали многочисленных сторонников,
но не столько своими сложными философскими
построениями, сколько красочными и торжественными
ритуалами, предназначавшимися для достижения
всевозможных мирских благ. Непререкаемым
авторитетом пользовались школы Тэндай-сю
и Сингон-сю при императорском дворе.
Школу
Тэндай оcновал в VIII веке монах Сайтё
(767—822). Он родился в Японии, но принадлежал
к семье китайских эмигрантов.
Религиозное образование он получил в
храме Дайандзи, где и увлекся медитацией.
Оплот Тэндай — монастырь Энряку-дзи на
горе Хиэй близ Киото, включавший более
3000 строений, со временем превратился
в мощную крепость. Игнорируя буддийские
заповеди, тэндайские монахи с оружием
в руках вели борьбу с идейными противниками,
преимущественно внутри собственной школы,
нередко сжигали монастыри, осаждали Киото
и Нару, требуя поддержки монастырей, и
наводили ужас на столичное население,
также вмешивались в политическую жизнь
страны.
Основателем Сингона является монах Кукай(774—835)
из рода Сёти. Его дядя был наставником
японского принца, и учил своего племянника
конфуцианству наряду с будущим правителем.
Кукай занимался также соотнесением синтоиских
богов с буддийским пантеоном, разработал
теорию "Рёбу-синто", что означает
"двоякий путь богов".Идея его теории
заключалась в том, что синтоиские божества
- это японское проявление Будд и бодхисатв.
Главная сутра Сингона - "Сутра большого
света"..
Глава №2
Синтоизм стал официальной государственной идеологией, нормой морали и кодексом чести. На синтоистские принципы опирались императоры, возродившие и резко усилившие культ богини Аматэрасу: не только в главных храмах, но и в каждом домашнем алтаре японца (камидане) отныне должны были находиться таблички с именем богини, превратившейвя в символ японского национализма. Синтоистские нормы лежали в основе патриотизма и преданности императору (не родине, а личности!) японских самураев, из рядов которых во время второй мировой войны черпались кадры самоубийц-камикадзе. Наконец, на древние синтоистские мифы о сотворении мира, богине Аматэрасу, императоре Дзимму опиралась официальная японская пропаганда в своих националистических претензиях: великая Ямато (древнее название страны) призвана создать «Великую Азию» и осуществить принцип хаккоитиу («восемь углов под одной крышей», т. е. объединение мира под властью Японии и японского императора, потомка богини Аматэрасу).
Вначале, после реставрации-Мэйдзи, возрождение синтоизма сопровождалось антибуддийскими акциями – слишком уж связан был буддизм в памяти людей с периодом сегуната. Однако буддизм оказался достаточно стойким и умело приспособился к новым условиям, а указ 1889 г. о свободе вероисповеданий помог ему выжить и даже сохранить свое влияние в массах.
Синтоизм часто очень широко был использован в государственном управлении. Вообще, сущность этой религии состоит в том, что бы оправдать с религиозной точки зрения исторически сложившийся в Японии социально-политический строй. Основой синтоистского учения является обожествление императорской власти.
Перед составителями
летописей «Кодзики» и «
В летописях зафиксированы древние мифы, сказания и легенды. Мифы были основаны на устной традиции императорского дома и тесно с ним связанных семей.
Мифическая
часть летописей подтверждает наличие
у японцев первоначального
При критическом подходе к летописям, из них можно извлечь рациональные зерна для реконструкции древней истории Японии и выявления общих закономерностей развития страны.
Во второй
половине VIII века были составлены «Записи
обычаев и земель» («Фудоки»), представлявшие
собой географо-
Во второй половине VIII века составляется первый свод японской поэзии «Собрание мириад листьев» («Манъёсю»), в котором наряду с лирическим описанием природы т человеческих отношений имелись образцы зарождения социальной темы (Яманоэ Окура), сатиры (Отомо Табито), правдиво отражались тяготы рекрутской службы, своеобразие семейно-брачных отношений.
В конце V —
начале VI вв. в Центральной Японии
усилилась борьба между родами за
главенство в общеплеменном объединении.
В 587 году Сога нанесли удар по вооруженной силе Мононобэ, разгромив их в битве у горы Сиги. Лишив царя военной поддержки, Сога в 592 году убили и самого верховного правителя и взяли власть в свои руки, посадив на престол женщину по имени Суйко. Регентом при правительнице стал принц Умаядо, вошедший в историю под посмертным именем Сётоку-тайси («Сётуко» означало высшую конфуцианскую добродетель, а тайси - титул наследного принца).
Таким образом, на определенный период синтоизм был частично отстранен от влияния на политическую и общественную жизнь Японии. При этом все большое значение приобретал буддизм, который в немалой степени способствовал политическую объединению в рамках раннефеодального государства. Большую роль в распространении буддизма сыграла группа Сога и ее ставленник Сётоку-тайси, объявленный в 593 году наследным принцем. Так, VIII век стал веком интенсивного насаждения буддизма правящей группировкой Сога. К концу века количество буддийских храмов и монастырей увеличилось более чем в 12 раз, достигнув 545. Этим буддийским монастырям и храмам предоставлялись большие земельные владения и налоговый иммунитет, к ним приписывались крестьяне.
В то время в Японии распространился не только буддизм, на эксплуататорскую верхушку раннефеодального общества оказали определенное влияние и конфуцианские идеи. Они нашли практическое воплощение на японской почве, когда Сётоку-тайси ввел в 603 году табель о рангах. Введение табели о рангах преследовало цель создать более широкою социальную базу пополнения чиновничьего аппарата. Отныне чиновниками могли быть не только выходцы из влиятельных домов центрального, Кинайского районов, но и способные люди независимо от семейной группы и социального ранга.
Информация о работе Буддизм и синтоизм в Японии: влияние на социально- политическую жизнь