Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:54, реферат
При рассмотрении проблемы происхождения религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда возникла религия и в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития. Долгое время ответы на эти вопросы казались очевидными. Большинство людей, исследовавших иудаизм и христианство, были удовлетворены теми ответами, которые содержатся в первых двух главах Библии, где излагается концепция творения мира и человека. Согласно Библии, создав человека «из праха земного», Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» и вступил с ним в непосредственные отношения. Следовательно, религия имеет божественную природу, возникает вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в одного Бога).
Введение………………………………………………………………….2
Предпосылки возникновения религии……………………………….. 3
2. Тотемизм…………………………………………………………………5
3. Фетишизм………………………………………………………………...7
4. Анимизм………………………………………………………………….9
5. Магия……………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………..13
Литература……………………………………………………………...14
Введение…………………………………………………………
2. Тотемизм…………………………………………………………
3.
Фетишизм…………………………………………………………
4. Анимизм……………………………………………………………
5.
Магия…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
При рассмотрении проблемы происхождения религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда возникла религия и в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития. Долгое время ответы на эти вопросы казались очевидными. Большинство людей, исследовавших иудаизм и христианство, были удовлетворены теми ответами, которые содержатся в первых двух главах Библии, где излагается концепция творения мира и человека. Согласно Библии, создав человека «из праха земного», Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» и вступил с ним в непосредственные отношения. Следовательно, религия имеет божественную природу, возникает вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в одного Бога).
Современные богословы, ярые защитники религии, стремятся доказать, что религия присуща человеку с самого начала его существования. В противовес им многие религиоведы отстаивают гипотезу о существовании «дорелигиозного периода» в истории человечества.
Этому дорелигиозному периоду и посвящена моя работа. Рассмотрены дорелигиозные формы верований и их влияние на религию в настоящее время. Работа завершена выводами.
Вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы.
Цель работы ознакомиться с основными формами дорелигиозных верований.
Работа состоит из введения, одной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 14 страницы.
В ходе работы была использована литература из книг.
1. Предпосылки возникновения религии
«О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно совершались обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие»1.
Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда – зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2 - 3 (а может быть, и более) млн. лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современные религиоведы скептически относятся как к теории "прамонотеизма", так и к гипотезе о существовании "дорелигиозного периода". В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и определенного уровня абстракций.
О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей.
Элементарной исходной исторической формой осознания общности членов человеческой группы сородичей был тотемизм.
Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем - заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников.
Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. «Таким образом наглядно выражалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных. Тотем — символ, обозначение единства»2.
В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу.
Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах.
Табу представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива.
Тотемизм самым тесным образом был связан с родовым строем, и существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений. Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т. д. Тотемистические верования имели несколько разновидностей: кроме основной разновидности — родового тотемизма существовали также племенной, фратриальный, половой и индивидуальный тотемизм.
3. Фетишизм
Если тотемизм является достоянием народов, стоящих на начальных ступенях развития культуры, то фетишизм встречается везде, где существуют “священные вещи”.
Фетишизм (порт, feitico — зачарованная вещь) представляет собой веру в наличие у реальных предметов свойств, в действительности им не присущих, и соответствующее почитание этих предметов. Он впервые был обнаружен португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира.
Фетишами
становились самые
Предметы, которые почитали дикари, были связаны с поклонением духам, то есть они употреблялись как фетиши в прямом смысле слова. Предмет считался фетишем только после того, как были приведены неопровержимые доказательства того, что в нем действительно живет дух. Кроме этого, предмет должен был обладать личным сознанием и силой, чтобы к нему обращались с речами, молились, приносили жертвы, боготворили его или ненавидели (в зависимости от его прошлого).
И в своей трудовой деятельности первобытные люди постоянно познавали и практически использовали многие полезные свойства окружавших их предметов действительности. Но, не всегда располагая возможностью для достижения своих целей, они порой пытались использовать не только реальные, но и вымышленные свойства предметов. Так возникла вера в то, что клык хищного зверя придает охотнику силу и ловкость, а камень необычной формы способен уберечь от опасностей. К. Маркс называл фетишизм «религией чувственных вожделений» подчеркивая, что в его основе лежала беспомощность людей, ограниченность их практических и познавательных возможностей.
Элементы фетишизма сохранились в религиозных взглядах людей и сегодня. Достаточно проанализировать историю религий, чтобы убедиться в том, что фетишистские представления составляют неотъемлемую составляющую любого религиозного мировоззрения. Вряд ли существует хоть один из них, в котором фетишистские верования не занимали бы заметного места. Фетишизм является одним из постоянных структурных элементов любой религии. Это - универсальное явление истории религиозных верований. Его подтверждением является очень распространено в современных религиях поклонение, например "Каабе (черному камню) в исламе; ступам-реликвиям (от лат. - Остатки) с останками умерших монахов в буддизме; многочисленным" чудотворным "иконам и мощам в христианстве подобное3.
4. Анимизм
Говоря о первобытных формах верований нельзя не сказать об анимизме - (лат. anima - душа) - вере в существование души у любого предмета и явления. Впервые детальный анализ анимистических верований предпринял английский антрополог Тайлор в работе “Первобытная культура”. Согласно теории Тайлора эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса, обморока и галлюцинации. “Первобытные философы” вырабатывают понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Для первобытных людей вся окружающая действительность была одухотворена. Древний человек рассматривал все явления и предметы мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда вера в отдельно существующих духов гор, леса, пустыни, грозных сил природы - бури, грома и молнии, болезней, растений, животных. Душа человека при этом, чаще всего, представляется как слабое, пассивное, беспомощное существо, которое легко подвергается нападению злых духов или колдунов. Душа - это невидимое уязвимое место человека, добыча для злых духов и объект вредоносной магии.
Анимизм
- это вера в существование духов, одухотворение
сил природы,
животных, растений и неодушевленных предметов,
приписывание им разума,
дееспособности и сверхъестественного
могущества. Зачатки анимистических
представлений возникли в глубокой древности,
возможно, еще до появления
тотемистических воззрений, до формирования
родовых коллективов, т. е. в
эпоху первобытных орд. Однако как система
достаточно осознанных и
устойчивых взглядов религиозного характера
анимизм формировался позже,
практически параллельно с тотемизмом.
В отличие
от тотемизма, ориентированного на внутренние
потребности
данной родовой группы, на отличия ее от
других, анимистические
представления имели более широкий и всеобщий
характер, были понятны и
доступны всем и каждому, причем воспринимались
вполне однозначно. Это и естественно:
первобытные люди обожествляли и одухотворяли
не только
грозные силы природы (небо и землю, солнце
и луну, дождь и ветер, гром и
молнию), от которых зависело их существование,
но и отдельные заметные
детали рельефа (горы и реки, холмы и леса),
где, как они считали, тоже
водились духи, которых следовало задобрить,
привлечь на свою сторону и
т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный
камень-валун, небольшой
пруд - все это в представлении первобытного
дикаря имело душу, разум,
могло чувствовать и действовать, приносить
пользу или вред. А раз так,
то ко всем этим явлениям природы, горам
и рекам, камням и деревьям
следовало относиться со вниманием, т.
е. приносить определенные жертвы,
совершать в их честь молитвенные обряды,
культовые церемонии.
Восходящая
к анимизму вера в то, что души людей, прежде
всего
покойников, продолжают свое существование
главным образом именно в
бестелесной форме, служила как бы соединяющим
звеном между групповыми тотемистическими
и всеобщими анимистическими верованиями
и обрядами. Воздавая должное душам покойных
предков, первобытные люди тем самым надеялись
на защиту и покровительство покойников
в гигантском мире потусторонних сил.
Таким образом,
анимистические и тотемистические верования
и обряды
сливались в практике первобытного коллектива
в единый нерасчленяемый
комплекс, в рамках которого суровые реалии
повседневного быта и нелегкой
борьбы коллектива за существование находили
свое отражение. Это
отражение было иллюзорно-фантастическим,
причем функция приведения его в соответствие
с реальной жизнью выпадала на долю магии.
5. Магия