Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:46, лекция
Ибн 'Умар рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:
"Ислам зиждется на пяти [столпах]: свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, хадже и посте в месяц рамадан".
Несмотря на все это многие мусульмане сегодня не придают значения закяту и не выплачивают его в соответствии с порядком, установленным шариатом.
Несмотря на это, пять сподвижников Пророка - Анас, Джабир, Ибн 'Умар, 'Аиша и Асма - считали, что закят не выплачивается с тех украшений, которые человек носит или одалживает близким. Этого же мнения были имамы Ахмад (второе его мнение), аш-Шафи'и и Малик. Они ссылались на слова Пророка: "Закят не выплачивается с украшений". Этот хадис - слабый, потому что в его иснаде есть неизвестный ученым рассказчик 'Афийа ибн Айуб и слабый рассказчик Ибрахим ибн Ауйб. Поэтому первое мнение в силу более убедительных аргументов является более предпочтительным и надёжным. Шейх Ибн Джибрин сказал, что закят с украшений выплачивается деньгами в размере 2,5% от общей стоимости золотых и серебряных украшений. При этом стоимость бриллиантов и драгоценных камней не учитывается, потому что они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи.
Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой поступок сам по себе является грехом.
Что касается денег или украшений, взятых в долг, то они также облагаются закятом. Кроме того, если у мусульманина есть долг, с вычетом которого его имущество уже не достигает облагаемого минимума, то он все равно должен выплачивать закят. В пользу этого свидетельствует то, что священные тексты, предписывающие выплачивать закят, имеют общий смысл, и в них не делается оговорок для имущества, взятого в долг. Тем не менее ученые ханбалитского толка считают, что в этом случае человек освобождается от закята, но первое мнение более сильное.
Возможен и такой случай, когда у мусульманина всего 1000 долларов наличными, а ему предстоит вернуть долг, составляющий 1000 долларов, и выплатить 1000 долларов закята с других видов имущества. В этом случае он должен, в первую очередь, выплатить закят.
2. С зерновых и плодов. Всевышний Аллах сказал:
"О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли, и не стремитесь жертвовать из этого то, что хуже, чего бы вы и сами не взяли, если бы только не зажмурили на это глаза". (Сура "Корова", аят 267.)
Всевышний также сказал:
"...и отдавайте должное во время жатвы..." (Сура "Скот", аят 141.)
С ЕГО БОГАТСТВОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЯТ
Посланник Аллаха сказал:
"С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, - одна двадцатая".
Посланник Аллаха сказал:
"Зерна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж".
Ученые единодушны в том, что одна поклажа вмещает 60 са', поэтому облагаемый минимум продуктов земледелия равен 612 кг пшеницы либо др. продуктов хорошего качества. Взимается одна десятая часть урожая при поливе без участия человека (дождь, источник) или одна двадцатая при самостоятельном орошении. А при смешанном способе орошения взимается одна пятнадцатая часть урожая (7,5%).
Закят не выплачивается с зелени и овощей, так как Посланник Аллаха сказал:
"Пожертвование не удерживается с овощей".
Имам аш-Шафи'и, имам Малик, шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, Ибн Муфлих считали, что закят не выплачивается с меда. Они ссылались на высказывание Всевышнего:
"О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли:" (Сура "Корова", аят 267.)
А мед, как известно, не относится ни к первому, ни ко второму. Однако имам Ахмад считал, что с меда надо выплачивать одну десятую часть, если его количество достигает десяти фараков, т.е. 62 кг. Абу Ханифа считал, что закят с меда выплачивается независимо от его количества. Но позднее его ученик Абу Йусуф согласился с тем, что у меда также есть облагаемый минимум. Это мнение в этом вопросе более достоверное, потому что в хорошем хадисе сообщается, что
"Посланник Аллаха в свое время с каждых десяти сосудов меда взимал один".
Кроме того, поступать так считал
нужным 'Умар ибн аль-Хаттаб. Что
касается даров моря (рыбы, жемчуга,
кораллов, хризолита, амбры и т.п.),
то, согласно одному из двух известных
нам мнений имама Ахмада, с них
также выплачивается закят, если
их стоимость достигает облагаемого минимума.
Но большинство ученых считает, что они
не облагаются закятом. Ибн 'Аббас сказал:
"Амбра не облагается закятом, ибо ее
выбрасывает море". Такого же
мнения был и Джабир.
3. С товаров, являющихся
платит закят. Есть еще хадис Сумры, который
сказал: "Посланник Аллаха приказывал
нам выплачивать закят со всего, что мы
собираемся продавать". Но этот хадис
- слабый.
Облагаемый минимум товаров составляют
товары, стоимость которых эквивалентна
стоимости облагаемого минимума золота
или серебра. По истечении лунного года
хозяин должен оценить все имеющиеся у
него товары, и если их общая стоимость
(с учетом даже тех товаров, которые взяты
в долг,) достигла облагаемого минимума,
то он обязан выплатить деньгами 2,5% стоимости
товаров, независимо от того, осталась
их стоимость равна покупной цене, упала
или возросла. Закят выплачивается и в
том случае, если хозяин товаров собирался
подарить или раздать их или же копил их,
чтобы жениться или выплатить долг и т.п.
Хозяева бакалейных и автомобильных магазинов
и прочие торговцы обязаны вести тщательный
учёт абсолютно всех товаров, как крупных,
так и мелких, и выплачивать с них закят.
Если же
подсчитать стоимость всего сложно, то
в целях предосторожности следует выплатить
закят так, чтобы не испытывать угрызений
совести.
Закят не выплачивается с техники,
автомобилей, домашней утвари, одежды
и прочих предметов, которые человек
приобрел для индивидуального
4. Со скота: верблюдов, коров, овец, коз.
Скот должен быть молочным, племенным
и пастбищным, а его численность должна
достигать облагаемого минимума. Пастбищным
скот считается лишь в том случае, если
он питался пастбищной травой в течение
всего года или большую его часть. Если
же скот не пастбищный, то закятом он облагается
только тогда, когда предназначен для
продажи. Когда скот является источником
получения доходов посредством купли
и продажи, он переходит в категорию товаров
и облагается закятом в соответствии с
установленным законом. В этом случае
закят выплачивается как с пастбищного
скота, так и со скота, находящегося на
фуражном откорме при стойловом содержании,
если его стоимость достигает облагаемого
товарного минимума отдельно или в сочетании
с другими товарами.
Облагаемый минимум верблюдов - 5 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 5 до 9 голов, закят составляет одну овцу; от 10 до 14 голов - две овцы; от 15 до 19 голов - три овцы; от 20 до 24 голов – четыре овцы; от 25 до 35 голов - однолетка; от 36 до 45 голов - двухлетка; от 46 до 60 голов - трёхлетка; от 61 до 75 голов - четырехлетка; от 76 до 90 голов - две двухлетки; от 91 до 120 голов - две трехлетки; более 121 головы - три двухлетки; и далее с каждых сорока голов взимается двухлетка, а с пятидесяти - трёхлетка. Облагаемый минимум коров - 30 голов, с которых взимается одна однолетка. Со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов - одну двухлетку; более 60 голов - две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов - двухлетка.
Облагаемый минимум овец - 40 голов,
с которых взимается одна овца.
Со стада, включающего от 40 до 120 голов,
закят составляет одну овцу; от 121 до 200
голов - две овцы; более 201 головы - три овцы;
и далее с каждой сотни взимается одна
овца.
В качестве закята нельзя отдавать козлов,
а также больных, истощённых, старых, беременных
и прожорливых животных, а также скот с
физическими недостатками или изъянами.
4 условие.
Человек должен окончательно владеть
имуществом, с которого он выплачивает
закят. Если же он владеет им временно
или условно, то оно не облагается
закятом. Например, если хозяин дома
сдает его в аренду, то он не выплачивает
закят с арендной платы до тех пор, пока
не получит ее, потому что дом может разрушиться
и тогда он не получит денег, на которые
рассчитывал. Другой пример: человек дал
20000 долларов бизнесмену для того, чтобы
он вложил их в дело и поделился с ним прибылью.
Бизнесмен заработал 2000 долларов, из которых
1000 долларов принадлежит ему, а другая
- человеку, внесшему вклад. Он должен выплачивать
закят со своей 1000 долларов, но не должен
этого делать с тех денег, которые находятся
у него временно. Еще один пример: если
человек дал деньги в долг тому, кто не
в
состоянии вернуть долг, то он не выплачивает
закят с этой суммы до тех пор, пока ему
не вернут одолженные им деньги. Если же
должник вернет ему долг, как только он
попросит, то он должен выплачивать закят
ежегодно, даже если деньги находятся
у должника несколько лет. То же самое
относится и к тем женам, мужья которых
еще не дали им назначенный для них калым
(мехр). Но следует помнить, что если мусульманин
одолжил деньги человеку, который в течение
5 лет, например, был не в состоянии вернуть
ему долг, а затем
вернул его, то он должен выплатить с него
закят за один год в тот год, когда он получил
деньги, а не ждать, пока они пролежат у
него еще двенадцать месяцев. Этого мнения
был имам Малик.
Если человек умер, не успев выплатить
закят, то он обязательно должен быть
выплачен после его смерти из всего
оставшегося от него состояния до
того, как оно будет поделено между
наследниками. Этого мнения были имамы
аш-Шафи'и, Ахмад, Исхак, Абу Саур и другие.
Говоря о том, как следует распределять
наследство, Всевышний сказал: ":после
вычета по их завещанию и выплаты долга".
(Сура "Женщины", аят 12.) А закят является
долгом человека перед Аллахом. Ибн 'Аббас
рассказывал. что к Пророку пришел мужчина
и
сказал: "О Посланник Аллаха, моя мать
умерла, не возместив один месяц поста.
Могу ли я держать пост за нее?" Он спросил:
"Если бы у твоей матери был долг, стал
бы ты выплачивать его?" Мужчина ответил:
"Да". Пророк сказал: "Долг перед
Аллахом еще более заслуживает того, чтобы
его выплатили".
Закятом облагается имущество сирот
и потерявших рассудок, и это мнение
разделяет большинство
Но закятом не облагается имущество, которое мусульмане собирают для взаимопомощи и распространения религии, потому что оно не принадлежит определенному лицу. Также не выплачивается закят с денег, которые пайщики вложили в общее дело. Но это правило не распространяется на скот, принадлежащий нескольким лицам.
Закят выплачивается с имущества,
которым человек владеет в
течение целого года. Если имущество
мусульманина достигло облагаемого минимума,
то спустя один лунный год после этого
он обязан выплатить с него закят. Для
этого следует выбрать какой-нибудь месяц,
например, рамадан, и ежегодно в этот месяц
подсчитывать свое облагаемое закятом
имущество и выплачивать с него закят.
Если в течение года имущество, с которого
мусульманин собирался в конце года выплатить
закят, уменьшилось, так что его стало
меньше
облагаемого минимума, то выжидаемый год
прерывается, а когда оно вновь достигнет
облагаемого минимума, то год должен отсчитываться
заново.
Посланник Аллаха сказал: "Закят
не выплачивается с имущества, которым
человек не владеет в течение
целого года". Исключением из этого
общего правила являются:
Продукты земледелия, потому что Всевышний
сказал: "...и отдавайте должное во время
жатвы..." (Сура "Скот", аят 141.) Поэтому
закят с урожая выплачивается сразу после
жатвы или сбора плодов. Потомство домашнего
скота. Если число голов скота увеличилось
незадолго до ежегодного срока уплаты
закята, то закят выплачивается и с новорожденного
скота.
Прибыль от торговли и бизнеса. При выплате закята не требуется, чтобы она пролежала у хозяина в течение целого года. Зарытые со времен невежества клады золота и серебра. Нашедший их должен сразу выплатить одну пятую часть в качестве закята, независимо от ценности клада (то есть даже если стоимость найденного клада невелика). Посланник Аллаха сказал: "С кладов следует выплачивать одну пятую". Если мусульманин нанял работника для того, чтобы он вырыл яму или колодец, а тот нашел на его земле клад, то этот клад принадлежит нашедшему его работнику. Если же хозяин земельного участка знал о существовании клада и нанимал работника для того, чтобы тот раскопал его, то клад принадлежит хозяину участка.
Полезные ископаемые. Закят с них выплачивается в размере 2,5 % по мере добычи, как только стоимость добытого материала достигнет облагаемого минимума, эквивалентного стоимости облагаемого минимума золота или серебра.