Золотой век Афин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:41, доклад

Краткое описание

На вторую половину 5 века до н. э приходится период величайшего культурного расцвета Афин— так называемый золотой век Перикла. В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот, философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, сатирик Аристофан. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей— аттический диалект— получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов. В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль.

Вложенные файлы: 1 файл

Золотой век Афин.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                       Доклад по МХК

             

                              на тему

 

                 «ЗОЛОТОЙ ВЕК АФИН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил ученик             

10 класса  Кабатов В. С.

Учитель: Ярмощук С. М.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Вступление

   На вторую  половину 5 века до н. э приходится  период величайшего культурного  расцвета Афин— так называемый  золотой век Перикла. В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот, философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, сатирик Аристофан. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей— аттический диалект— получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов. В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Афинского акрополя— шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447—438 до н. э архитекторами Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и другие произведения афинского изобразительного искусства 5 века служили образцами для многих поколений художников последующих веков.  В эту эпоху, Афины стали центром интеллектуальной и художественной жизни страны.

  Демократия

«Золотой век» в Афинах был временем расцвета демократии, т. е. Власти народа. В это время все лично свободные граждане получили право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание, в котором могли участвовать все афинские граждане.  Народное собрание созывалось обычно раза три в месяц, а в исключительных случаях ещё чаще. Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесённому со всех сторон красной верёвкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было и трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах (плащах) и с посохами в руках. Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне, мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни. Но народное собрание не было постоянно действующим органом власти. Для повседневного руководства жизнью государства и выполнения решений народного собрания начиная с 510 г. существовал «совет пятисот». Члены «совета» выбирались жребием по 50 человек от каждого из 10 избирательных округов — фил. После обсуждения законопроекта в «совете пятисот» и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом. При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходились без потасовок.

   Ежегодно одно  из народных собраний было посещено остракизму (от слова «остракон» - черепок для голосования, который опускали в урну). На этом собрании каждый мог писать на черепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики, человека, который по его мнению, стремится к захвату власти — тирании. Черепки опускались в урну и затем подсчитывались. Тот, чьё имя повторялось на большинстве черепков, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на десять лет.

    Однако нельзя  забывать, что Афинское государство представляло собой демократию рабовладельческую, а его блестящее для своего времени развитие стало возможным благодаря , эксплуатации рабов. Большинство свободного населения составляла беднота — ремесленники, крестьяне, рыбаки, гребцы и т. д. Трудовой люд не имел возможности полностью использовать свое право участвовать в управлении государством: для этого нужно было иметь средства и свободное время. Введение оплаты некоторых государственных должностей не изменило положения: богатые и влиятельные люди имели значительно больше доступа к власти. Кроме того, нужно помнить, что афинский народ, т. е. полноправные граждане, составлял меньшинство населения Аттики. Ни метеки — чужеземцы, ни женщины, не говоря уже о рабах, не могли принимать никакого участия в общественно-политической жизни.

Культура

 «Золотой  век» явился периодом создания  шедевров в литературе и искусстве.  Понятие о красоте древние  греки связывали с нравственными  качествами. Главным для них была  гармония духа и тела. Скульптуры  изображали богов как прекрасных  людей, в которых воплотилось представление о красоте того времени. Все фигуры рослые, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. В женских скульптурных портретах художники также стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными.

В Афинах было построено здание, функция которого вполне соответствует вкусам и характеру афинян. Это Стоя Поикиле, здание с открытым фронтоном на колоннах. На стенах большие картины с изображением трех эпизодов битвы под Марафоном учеников Полигнота и «Разорение Трои» Полигнота. Поскольку неподалеку агора и рынок, то здесь нечто вроде проходного двора и музея, где постоянно толчется публика: купцы, моряки, женщины из всех сословий, граждане Афин, метеки, рабы, - одни обделывают свои дела, другие проходят, глазея на картины, третьи беседуют, укрывшись от дождя и солнца.   Начало живописи греки связывают с картинами Полигнота, который, вероятно, не владел перспективой, как художники проторенессанса в Италии спустя два тысячелетия, но умел воспроизводить моменты драматического действия, как Фидий, но в ярких красках. Персонажи выступали как живые в их красоте и уродстве. В одной из троянок узнавали Эльпинику, сестру Кимона, одного из предшественников Перикла, что вызывало пересуды, мол, она пленила и художника.

    Афиняне ценили искусство красноречия и охотно слушали хороших ораторов. Умение убеждать слушателей способствовало продвижению на государственные посты. Поэтому богатые люди не жалели денег на обучение своих сыновей ораторскому искусству. Непревзойденным оратором считался Перикл. Его политический противник говорил, что если, борясь с Периклом, он положил бы его на обе лопатки, а Перикл стал бы доказывать, что он победил, то все слушатели поверили бы Периклу 
    Делом государственной важности считался театр. Театр Диониса вмещал 17 тыс. зрителей. Театральные состязания продолжались несколько дней, ежедневно ставилось четыре-пять пьес. Деловая жизнь в городе замирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения закрывались

   Чтобы неимущие граждане могли посещать театр, в Афинах раздавали так называемые зрелищные деньги из государственных средств. Расходы на постановки спектаклей возлагались в виде общественной повинности на какого-нибудь богатого гражданина (хорега). За это его награждали бронзовым треножником и оказывали ему всяческие почести.  
  В Афинах кроме театральных, музыкальных состязаний происходили и гимнастические. Но, конечно, заветной мечтой каждого юноши было участвовать в общегреческих олимпийских играх.

                                                                                                   Быт.

    Обычно обеспеченные афинские граждане (мужчины) много времени проводили вне дома: посещали общественные учреждения, занимались гимнастическими упражнениями (бег, метание диска и копья, борьба), беседовали на улицах, портиках и тенистых аллеях общественных садов и парков. Всюду обсуждались новости, спорили по самым разнообразным вопросам. Тут же можно было послушать «учителей мудрости», как называли философов.

   Вообще самое удивительное в жизни афинян - это празднества. Кроме спортивных соревнований и театральных представлений, были празднества, посвященные богам, в частности, Посейдону, на которых прославилась гетера Фрина. Были Элевсинские мистерии, по сути, религиозные театральные представления с факельным шествием к храму и с хоровыми партиями для всех и лишь для посвященных, для которых был построен храм посвящения Телестерион с катакомбами под ним, с полной иллюзией сошествия в аид и воскрешения, с тем обретается, как считалось, бессмертие.

    Религия являлась  неотъемлемой частью жизни афинян. Она присутствовала практически  везде. Молитвы и жертвоприношения  богам сопуствовали каждому более-менее  значимому делу - для этого существовали  жрецы, обязанностью которых и  было проводить их

   Но самым  пышным и радостным был праздник, посвященный Афине и городу  ее имени. Он начинался в  ночь восхождением на Акрополь  факельного шествия, а под утро  то шествие девушек, несущих  пеплос для Афины, и всех, кто  примет участие, вплоть до жертвенных животных, как воспроизвел на фризах Парфенона Фидий. Именно при лучах восходящего солнца Афина Парфенос в глубине храма возникала во всем ее божественном великолепии и величии. Жизнь и искусство смыкались и сливались. Жертвоприношения богам и всевозможные увеселения, вплоть до явления богинь и богов. Вдохновение жизни и искусства ни до, ни после никогда не было столь полным. Вечная юность человечества.

Архитектура

   В Афинах  активно велись строительные  работы. Всем строительством руководил  великий греческий скульптор и архитектор Фидий. Афинский Акрополь был перестроен и превращен в художественный и религиозный центр.

На Акропальных  состязаний – Одеон (происходит от греческого слова "оде" – песня).

    Строительство  нового храма для Афины Парфенос осуществляли архитекторы Иктин и Калликрат под общим руководством Фидия и Перикла. Архитектура Парфенона - ряды колонн по прямоугольнику - кажется предельно простой. Размеры храма: 70х30х20 метров - скорее скромны. Колонны не массивны, а легки и изящны, поскольку представляют не ровный монолит, а расширяются к середине и конусообразно сужаются к вершине и имеют наклон к центру колоннады, при этом каждая угловая колонна чуть толще остальных. И так в целом и во всех частях здания - прекрасное знание математики и оптики, что будут изучать и вновь открывать художники эпохи Возрождения тысячу лет спустя. лощение перспективы с достижением единства, что и воспринимается как совершенное произведение искусства. Но это лишь внешняя форма, основа для другого вида искусства - скульптуры. Здесь-то Фидий выказал свой уникальный гений, будучи уже в годах. Он в камне воссоздал, по сути, рождение и расцвет греческой цивилизации и культуры, начиная от битвы богов и титанов, лапифов и кентавров, греков и амазонок, греков и троянцев, с размещением на фронтонах целых скульптурных групп из богов и коней, своим бегом возвещающих восход солнца, со сценами рождения Афины из головы Зевса и спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Но мифологией и историей Фидий не ограничивается. По фризу идет рельф длиной на 160 метров, посвященный Панафинейским празднествам в честь Афины и города. Шествие юношей и девушек движется вдоль западной и северной сторон, а также вдоль южной, чтобы встретиться на восточном фасаде перед богиней. Шествие юношей и девушек, несущих пеплос для Афины, сопровождают конные и пешие, слуги с корзинами еды и сосудами с вином, а также жертвенные животные, здесь и Хоры, и музыканты с инструментами... Это реальное шествие в праздничный день, воспроизведенное в камне и вознесенное на такую высоту, что снизу хорошенько и не рассмотреть, но ведь празднество посвящено богам, оправдывался Фидий, это для них. Вход в храм открывался и в глубине в сиянии золота возникала Афина, величавая, с копьем и щитом. Фидий собирался изваять ее из мрамора, но афиняне пожелали, чтобы Афина была вся из слоновой кости и золота, сосредоточием богатства Аттики. Мы видим воочию рождение классического стиля во всей свежести и чистоте. Строительство Парфенона было начато в 447 году до н.э. и завершено созданием статуй, рельефов и Афины Парфенос Фидием в 438 году до н.э

  Расцвет архитектуры, искусства говорил о могуществе, богатстве и величии Афин.

Перикл

    Знаменитый  афинский политический деятель  Перикл жил в 490-429 гг. до н.э.  Принадлежал к влиятельному аристократическому роду, получил великолепное образование. С самого начала политической деятельности примкнул к средним слоям рабовладельческой демократии, возглавляемой в то время Эфиальтом – человеком, всеми силами стремившимся к ограничению власти аристократии. После гибели Эфиальта Перикл стал вождем афинской демократии.

    При  Перикле Афины украсились зданиями и скульптурами замечательной красоты. Заново был построен Акрополь, возвышавшийся над городом. В центре Акрополя был воздвигнут из белого мрамора храм богини Афины — Парфенон. В храме возвышалась статуя Афины из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым скульптором Афин Фидием. Храм в честь легендарного героя Афин Эрехтея — Эрехтейон был знаменит своим портиком, где вместо колонн крышу поддерживали фигуры девушек — кариатиды. Небольшой храм богини победы Ники был легким и нарядным. Поражала красотой и торжественностью колоннада входа на Акрополь — Пропилеи. Все постройки Акрополя восхищали совершенством пропорций и красотой. Белый мрамор зданий четко вырисовывался на фоне яркого южного неба и синеющих гор. Постройки афинян воплощали греческий идеал красоты — ясной, спокойной, гармоничной. Нам понятны восторженные отзывы древних писателей об Афинах. «Неподражаемые по прелести очертания», — писал один из них о храме и статуях. «Акрополь казался обителью богов», — заявлял другой. Красота Афин вызывала у афинских граждан чувство уверенности в могуществе своего государства и гордости за него.

   Являясь выдающимся  оратором, на протяжении пятнадцати лет (в период от 444 до 429 г. до н.э.) Перикл занимал пост первого стратега и правителя афинского государства. В своей политической деятельности он ратовал за интересы средних слоев афинского демоса – торговцев, судовладельцев, владельцев мастерских, малых и средних землевладельцев.

   Во время правления  Перикла было завершено формирование  Афинского государства: верховная  власть перешла к народным  собраниям, произошла фактическая  отмена имущественного ценза  и замена голосования жеребьевкой при избрании большинства должностных лиц, была введена оплата за государственную и военную службу.

   Правление Перикла  было отмечено расцветом культуры  и искусства, широкомасштабным  строительством (Парфенон, Пропилеи, Одеон  и др.), которое дало работу многим гражданам, созданием специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон), осуществлялся вывод бедноты в отдельные поселения (клерухии). Однако все эти мероприятия касались только полноправных граждан.

Информация о работе Золотой век Афин