Инквизиция, как институт римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:23, курсовая работа

Краткое описание

Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую автономно управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления «христианских государств».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе……3

1.1 Возрастание авторитета римско-католической церкви………………………6

1. 2 Политика римско-католической церкви в 5-11 веках……………………….12

1. 3 Возвышение папства в 12-13 веках…………………………………………..20

Глава 2. Инквизиция, как институт римско-католической церкви……………..26

2.1 Понятие и назначение инквизиции…………………………………………...26
2.2 Деятельность инквизиции……………………………………………………..27

2.3 Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права…..35

Заключение…………………………………………………………………………37

Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Римско – католическая церковь в средние века.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

 

 Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство.

 

 Эти амбиции  привели к разделу христианской  церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя фор­мально раскол вытекал из расхождений по чисто религиозным вопросам (по догмату о происхождении Святого духа, по учению о благодати, по порядку причащения и т. д.), в основе раскола лежали, прежде всего, политические противоречия - борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.

 

 «Возрастающий  авторитет римско-католической церкви  опирался не только на земельные  богатства, на Священное писание  и религиозные чувства верующих»1.

 

 Он имел под  собой и созданную к этому  времени мощную и централизованную  церковную организацию, построенную  на четком отделении клира  от мирян, на строго иерархических  началах жизни духовенства и  на его безусловном подчинении  епископату, римской курии и верховному  понтифику — папе.

 

 Большую политическую  силу последнему придавали и  возникавшие еще с VI в. различные  монашеские, а позднее духовно-рыцарские  ордена, представлявшие собой строго  централизованные объединения, уставы  которых утверждались папством.

 

 По сути дела, в XI—XII вв. (с так называемой  папской революции), когда римские  папы начинают претендовать на  руководство всем христианским  миром, римско-католическая церковь  превращается в своеобразную  надтерриториальную и общеевропейскую  теократическую монархию. Она создала  к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу.

 

 Наибольшего могущества  в качестве самостоятельного  политического института в западноевропейском  обществе католическая церковь  добивается в XIII в. при папе Иннокентии III (1198—1216 гг.), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы.

 

 В это же время  развернулась острая политическая  борьба римского престола за  отмену так называемой духовной  инвеституры, т. е. права светской  власти утверждать выборы высших  церковных лиц (епископов, аббатов)  и вручать им символы духовной  власти (кольцо и посох).

 

 В борьбе с  европейскими монархами за политическое  влияние римские папы прибегали  и к таким сильнодействующим  средствам, как наложение интердикта, т.е. запрета совершать богослужение  и религиозные обряды в пределах  указанного государства, и даже  к прямому отлучению от церкви "провинившегося" монарха. Так,  при Иннокентии III были отлучены  от церкви германский император,  английский и французский короли.

 

 Особый политический  симбиоз церкви и государства  в Западной Европе в средние  века имел своим результатом  создание целой системы специальных  церковных трибуналов, призванных  защищать устои христианского  вероучения, бороться с еретиками,  — инквизиции.

 

 Эти трибуналы  отвергли Варварские, дохристианские  виды судебных доказательств  (ордалии и т. п.), пытались внести  рациональное начало в уголовный  процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств  и т. п.).

 

 Вместе с тем  инквизиция породила презумпцию  виновности обвиняемого, целый  ряд утонченных по своей жестокости  истязаний обвиняемого и т.д., что явно выходило за рамки  складывавшегося в западноевропейском  средневековом обществе (особенно  на поздних его ступенях) типа  политико-правовой культуры.

 

 Несмотря на  характерную, особенно для определенных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство.

 

 Его политическое  значение и вес определялись  тем, что королевская власть, даже  в эпоху глубокой феодальной  раздробленности, являлась единственным  общепризнанным представителем  страны и народа в целом. 

1. 2 Политика римско-католической  церкви в 5-11 веках

Раннее Средневековье  было ознаменовано осложнением отношений  между римско-католической церковью, Византией и Остготским королевством. Короли, знать и большая часть  Остготского королевства исповедовали арианство. Правители Остготского  королевства опирались на крупное  римско-готское землевладение, –  как на церковное, так и на светское. Папа римский продолжал округлять свои землевладения, а короли-ариане никаких препятствий в этом начинании ему не чинили. Однако, остготским королям было совсем не безразлично, кто будет избран на трон Св. Петра. «Борьба за папский престол имела не только личный, но и политический характер; арианское остготское королевство стремилось укрепить и создать прочную базу в Италии, Византия же мечтала о воссоединении империи».1

 

 Фактически, римские  папы избирались остготским королем  (несмотря на декрет о выборах,  изданный в 499 г. папой Симмахом, по которому папе принадлежит  право указать желательного преемника,  в том случае, если папа умирал  внезапно, новый понтифик избирался  по жребию). Византия была недовольна  таким положением, так как отвергала  римскую формулу двух естеств  в Христе, склоняясь к монофизитству. Между 520-530 гг. в Италии разгорелась война между Византией и остготским королевством, в ходе которой Остготское королевство было полностью сокрушено и перестало существовать. Территория Италии полностью отошла к Византии, которая на этот момент уже обладала Сицилией и югом Испании. Варварские королевства также не могли противостоять Византии и были ею вскоре покорены. Вместе с уничтожением Остготского королевства (552 г.) император Юстиниан I Великий получает контроль за процессом избрания на папский престол, таким образом, превращая папу в орудие императора. На мой взгляд, это естественное стремление императора обладать не только светской, но и духовной властью. Однако, такая позиция Юстиниана по отношению к папству вызывает недовольство в Италии, Африке и Галлии. Фактически, встал вопрос об отделении Западной и Восточной церквей. Постепенно Италия, особенно северная и центральная ее части, во главе с Римом, отрывались от Византии. Но, Рим, а именно римское духовенство, не желало вражды с Византией, так как Константинополь защищал Рим от лангобардов.

 

 Ситуация крайне  меняется с избранием на папский  престол в 590 г. правнука папы  Феликса III Аниция, принявшего имя  Григорий I. Григорий I в отличие от  большинства предыдущих пап был  избран римским духовенством, а  уже потом император Маврикий  утвердил его избрание (обычно  император первым представлял  Риму своего кандидата на папский  престол). При Григории I Рим неоднократно  подвергался нашествию лангобардов,  однако Григорий не просит  помощи у Византии, а предпочитает  откупаться от варваров. «Отдельные  императорские гарнизоны, были  совершенно недостаточны для  защиты от лангобардов, и в  стране стали возникать пограничные  поселения военного типа с  маленькими крепостями».1 Военные  поселения образовывались на  земле крупных землевладельцев, которые обычно становились управляющими поселений (трибунами). Так как церковь владела огромными землями, то трибунами становились епископы. И постепенно вся власть (военная, судебно-административная) переходит из рук византийских чиновников к крупным землевладельцам. Но Григорий I не учел того обстоятельства, что епископов, сосредоточивших у себя крупные землевладения, трудно будет подчинить папской власти. Григорий I разрешил эту проблему путем повышения арендной платы и налогов. «Много усилий потратил он на организацию папских владений, значительная часть которых находилась на юге Италии, на Сицилии, в Далмации, Испании. Всюду он назначил экономов … поручил им составить подробный реестр доходов. Часть доходов он предназначил на нужды населения Рима и выкуп пленников».1 В отношении Византии папа вел хорошо спланированную политическую игру. Он использовал ослабление империи, для того чтобы восстановить папский авторитет. При формальном нейтралитете по отношению к Византии, Григорий I вел тайные переговоры с антиохийским и александрийским епископами, подстрекая их сопротивляться требованиям константинопольского патриарха. В конце концов папа прямо заявил о непризнании церковью «вселенского» титула патриарха, заявив, что существует лишь титул «верховного епископа», на который может претендовать только епископ римский, то есть папа. Но папа Григорий сохранял лояльность по отношению к светским правителям Византии. Он не колеблясь, поддержал императора Фоку (602-610 гг.), когда тот, после убийства Маврикия был возведен на престол. Таким образом, Григорий I стремился не только к тому чтобы стать светским правителем, но и к тому, чтобы упрочить авторитет католической церкви в Европе.

 

 Борьба между  папой и константинопольским  патриархом выявила единственного  главу церкви – римского папу. Теперь, когда авторитет церкви  на высоте, Риму необходимо установить  связь с большинством европейских  держав и обратить их правителей  в свою веру, что и осуществляет  Григорий. Политика Григория характеризовалась  поворотом к новым возникающим в Западной Европе государствам. Он установил контакты с королями Испании, с Брунгильдой – королевой Австразии, и прежде всего с лангобардами. Я считаю, основной достижением Григория I было обращение англосаксов в христианскую веру. Начинания папы Григория Великого явились поворотным пунктом в истории католицизма, хотя результатов его политики пришлось ждать 300 лет. Григорий I в период своего понтификата стал светским главой Рима и заложил основы могущества церковного государства. Григорий I скончался в Риме 12 марта 604 г., уже современники назвали его Великим, традиция зачислила его в список докторов церкви.

 

 Григорий I вывел римско-католическую церковь из под контроля византийского императора. Григорий во многом увеличил авторитет папской власти за счет ослабления Византийской империи. Естественно, этого могло и не быть в том случае, если бы Константинополь уделял большее внимание «нейтральной» политике Рима. Однако, в это время Византийская империя подвергалась нападениям лангобардом и несла огромные материальные потери, в отличие от Рима, который предпочитал платить лангобардам, а затем стремился сделать их союзниками, обратив в католицизм. Византия имела один светский и два духовных центра.

 

 Борьба за власть  между римским и константинопольским  духовенством была неизбежна,  так как римский папа все  больше подчеркивал свои притязания  на власть «во всей церкви», а константинопольский патриарх носил титул «вселенский», что говорило о его превосходстве над властью римских пап. Григорий I поставил для себя цель – наладить связь с Европой и обратить ее в католицизм, что он и сделал. Григорий Великий предвидел, что Европа обеспечит процветание римско-католической церкви. К сожалению, бесталанность преемников Григория I в значительной мере ослабила эффект его деятельности.

 

 В 691 г. осенью  в Трулле – купольном зале  императорского дворца в Константинополе  был открыт собор, одобривший 102 канона, регулирующих церковную  жизнь. Собор признал недостоверными  Апостольские Постановления (сборник  из 8 книг, якобы написанных апостолами). Юстиниан II, византийский император,  не смог принудить папу Сергия I (687-701 гг.) изменить обычаи римской  церкви. Единственное, что мог сделать  Юстиниан – это созвать собор.  Собор был признан урегулировать  церковно-правовые отношения в  христианстве. «Папа Сергий послал  на собор двух легатов. Каноны  собора преследовали цель поднять  христианскую мораль и покончить  с остатками языческих обрядов.  Собор разрешил духовенству вступать  в брак».1 Папские легаты одобрили  решения собора, но сам папа  высказался против, так как собор навязывал западному христианству обычаи восточной церкви.

 

 Таким образом,  византийский император получил  отпор при попытке вмешательства  в дела католической церкви. Сергий I, отказавшись принять решения  собора, подтвердил религиозную  и политическую независимость  Рима от византийских василевсов. Рим все больше отдаляется от Константинополя. Особенно это стало заметно в период понтификата Константина (708-715 гг.) и Григория II (715-731 гг.). Константин и Григорий II также как и Григорий Великий старались напрямую не выражать недовольства политикой Византии. Константин не одобрял политическую линию, проводимую Юстинианом II, однако согласовал с ним спорные вопросы собора в Трулло. Когда Юстиниан II был убит заговорщиками, во главе которых стоял императорский офицер Барданес, папа Константин отказался признать узурпатора (Барданеса).

 

 Таким образом,  Константин использовал внезапно  возникшую неразбериху вокруг  наследника византийского престола  для того, чтобы еще больше  отдалится от Византии. Григорий II продолжает искать союзников  в государстве Меровингов в  Англии, а также среди недавно  обращенных в христианство племен, находящихся за Рейном.

 

 Он противодействовал  иконоборческой политике императора  Льва III, но следил за тем, чтобы  дело не дошло до антиимперского  восстания, так как понимал,  что не наступил еще удобный  момент для освобождения из под власти Константинополя.

 

 В 751 г. лангобарды  захватили византийскую Равенну  и включили этот город с  прилегающими провинциями в свое  королевство. Таким образом, уже  при папе Захарии (741-752 гг.) Рим  был освобожден из под власти Восточной Империи.

 

 В 754 г. на реке  Эна (Франкское государство) произошла  встреча между папой Стефаном (II) III и франкским королем Пипином  III Коротким. Франкский правитель  обещал основать церковное государство,  которым будут править папы, и  защищать его. Папа Стефан в  ответ на это, признал Каролингов  законными королями Франкского  королевства. 

 

 Этот договор  между папой и королем спас  Рим от лангобардов. Кроме того, король лангобардов Айствульф  под давлением франков передал  папе Равенский экзархат. Передача  этих земель папе именуется  Пипиновым даром. Союз между  папой и Франкским государством  оказался решающим фактором западной  политики.

 

 Взаимоотношения  с папами и вытекающие из  них конфликты окажутся в будущем  главной проблемой западноевропейских  империй, первая из которых, - Франкская, - была основана в 800 г.

 

 После того как  папа получил светскую власть, он стал собственником всех  земель на территории папского  государства. Таким образом, никто  кроме папы не может отдавать  в аренду или продавать земли. 

 

 Однако, римская земельная знать не соглашалась подчиняться папским чиновникам и желала заполучить земельное могущество понтифика. Для баронов, папа являлся, прежде всего, самым богатым, крупным и сильным феодалом. В борьбе с феодальной знатью папство пыталось объединить вокруг себя мелких феодалов. Но это привело к тому, что папские родственники (обычно они назначались управляющими этих маленьких бароний) после смерти папы при следующем понтифике попадали в опалу (так как законодательно отсутствовала наследственная передача Престола Св. Петра, а новоизбранный папа пытался упрочить свои позиции за счет привлечения родственников), что вынуждало их (так как они не могли противостоять силе нового понтифика) соединятся со знатными конкурентами папы и вести против него такую же борьбу как и старые земельные магнаты.

Информация о работе Инквизиция, как институт римско-католической церкви