Ислам: направления, течения, секты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:05, лекция

Краткое описание

В отличие от христианства, складывавшегося на базе множества различных течений и сект и сплавлявшегося в единое целое усилиями многих незаурядных его деятелей, начиная с последователей евангельского апостола Павла, ислам вначале представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али – шииты —стала настаивать на исключительном праве потомков пророка, алидов (т. е. наследников Али и Фатимы), на высшую духовную и светскую власть. Со временем как в ортодоксальном исламе (сунниты), так и в оппозиционном (шииты) исламе возникло немало различных течений и сект.

Вложенные файлы: 1 файл

Ислам.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

Культ святых и ваххабиты

Усилиями  суфиев в исламе распространился  культ святых, о существовании  которых не было и речи в годы жизни пророка, составления Корана или хадисов Сунны. С расцветом  суфизма и появлением многочисленных братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом  и неограниченной властью, склонными  к видениям и экстатическим импульсам, стало считаться, что именно эти  религиозные лидеры являются носителями небесной благодати (барака), способной  передаваться от основателя ордена к  его преемнику (чаще всего к сыну или иному близкому родственнику) путем эманации. Не удивительно, что  многие из таких шейхов, особенно наиболее заслуженные, влиятельные и могущественные, прославившиеся своими радениями и  общением с Аллахом, еще при жизни  почитались почти святыми, а после  смерти легко становились таковыми в глазах их последователей и прочих правоверных. Имена их обрастали  легендами, деяния приукрашивались  и превращались в чудодействия, а  места захоронения (мазары) становились  святыми местами, объектом паломничества. Считалось, что гробницы таких святых обладают чудодейственной силой, излечивающей и помогающей правоверным, поэтому  на них смотрели как на святилища, они превращались в объекты исступленного  почитания. Их посещение считалось  богоугодным делом (в некоторых  случаях два-три подобных посещения  приравнивались к хаджу).

Когда в XI в. усилиями главным образом аль-Газали ортодоксальный суннизм несколько сблизился с умеренными течениями суфизма, институт святых (вали) был признан и официальным каламом. Культ святых стал быстро распространяться по всему исламскому миру, а в некоторых его районах, как у берберов северной Африки, едва ли не оттеснил на задний план культ Аллаха – настолько распространилось и заняло первостепенное место почитание святых и их мазаров. Это нравилось не всем. Стремясь возвратить исламу его чистоту и избавить его от самозванных святых, в XVIII в. аль-Ваххаб и его последователи —ваххабиты, суровый аскетизм которых исключал любой культ (включая культ пророка), стали выступать как против развлечений, так и против посредников-духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом.

В чем-то, напоминая хариджитов, ваххабиты  с новой энергией выступили против всего, что противоречило их убеждениям, в частности против святых мест, которых было особенно много в  древней Аравии, зоне действия ваххабитов. Выступив под лозунгом джихада и  разгромив ряд аравийских городов, включая Мекку (где был изуродован даже древний и священный для  всех мусульман камень Каабы), ваххабиты  в начале XIX в. основали здесь эмират, потомки главы которого, Сауда, правят в Саудовской Аравии и поныне. Ныне ваххабизм, являющийся господствующим в Саудовской Аравии, стал более умеренным, а святыни Аравии не только восстановлены, но и находятся под защитой и покровительством саудоаравийских властей.

Оппозиционный ислам (шииты)

Возникнув как политическая оппозиция, партия сторонников Али, особенно после  смерти ее вождя, приобрела характер религиозно-сектантского движения, противостоявшего ортодоксальному направлению суннитов (включая все его течения и  секты). В основе доктрины шиитов лежал, как говорилось, тезис об исключительном праве потомков пророка на власть над правоверными. Этот тезис стал фундаментом последующего учения шиитов во всех его деталях и вариантах. В отличие от суннитов, для которых  Мухаммед был высшим божественным символом, осуществлявшим непосредственную связь  правоверных с Аллахом, шииты  воспринимали пророка прежде всего  как отмеченную Аллахом личность, наделенную сакральной благодатью и  в силу этого призванную не только управлять, но и передать эту благодать  своим потомкам. Но и это еще  не все. Для шиитов важна была святость не только Мухаммеда, но и Али, чей  авторитет базировался как на родственной близости к пророку, так и на личных качествах, благодаря  которым наследственная благодать, выпавшая на долю потомков Мухаммеда  и Али, становилась еще более  весомой и неопровержимой. Вот  почему Али как великий символ шиитов, как решающее звено в их учении был со временем обожествлен  ими не менее, чем пророк, а в  некоторых шиитских сектах даже больше.

Возникли  легенды, призванные подтвердить божественность Али и благоволение Аллаха лично  к нему, иногда содержавшие намек  на то, что Аллах почитал Али  за равного Мухаммеду или что  посланник его архангел Джебраил просто перепутал Мухаммеда и  Али, так как они были очень  похожи. Легенды эти ставили своей  целью не столько умалить величие  пророка, сколько поднять статус Али как высшего и бесспорного  носителя небесной благодати.

В соответствии с этим в догматике  шиизма сложилось представление  о святых имамах (не путать с обычными имамами мусульман!). Суть учения в  том, что предводителем правоверных  может быть лишь имам из числа потомков пророка, точнее —из числа алидов, т. е, потомков Али. Обычно шииты насчитывают  всего двенадцать святых имамов, должность  и благодать которых передавалась по наследству от Али через Хасана, Хусейна, их детей и внуков, вплоть до некоего Мухаммеда, который в  возрасте подростка в IX в. исчез (но не умер!). Этот двенадцатый (скрытый) имам играет в верованиях шиитов особую роль. Считается, что рано или поздно он вновь явится людям в виде Махди (мессии) и принесет с собой царство истины и справедливости.

Становление собственной доктрины шиитов побудило их обратить внимание на оформление своего корпуса священных текстов. Приняв канонический текст Корана в его  османовской редакции, они не были удовлетворены им потому, что в  нем не отражена роль Али (существуют даже шиитские версии Корана с добавлением  суры «Два светила», в которой Мухаммед и Али поставлены рядом). Шииты  верят, что истинный текст Корана, известный святым имамам, появится вместе с Махди, после чего правда и справедливость восторжествуют. Что  же касается Сунны, то шииты признают значительную часть ее хадисов, особенно те, которые авторизованы лицами, близкими к Али и алидам. В противовес всем остальным они создали собственные  предания —хабары (ахбары). Сборники их являются у шиитов законным источником мусульманского права наряду с Кораном. Гибель Хусейна[1] положила конец честолюбивым амбициям шиитов в их попытках вернуть власть алидам. Эта смерть означала необходимость коренной внутренней организационной перестройки шиизма, переходившего отныне на положение оппозиционной доктрины. Конечно, шииты не отказывались от возможности при случае вновь выйти на политическую арену, что не раз было продемонстрировано ими, будь то Египет при Фатимидах, Йемен или сефевидский Иран. Однако вне этих немногих и обычно кратковременных государственных образований шииты продолжали оставаться гонимым меньшинством, и это определило особенности их организационной структуры. Сущность ее сводится к огромной роли духовного руководителя общины, считавшегося рупором скрытого имама.

Идейные вожди шиитов

Как и все гонимые сектанты, шииты  со временем все более сплачивались вокруг своих духовных вождей, считая их слово конечной инстанцией истины. Это привело к резкому возвеличению статуса шиитских улемов по сравнению  с суннитскими. Претендуя на право  вещать голосом скрытого имама, шиитские улемы и наиболее почитаемые из них  – муджтахиды, обладавшие авторитетом  знания, набожности и благочестия, становились  подчас подлинными вождями, затмевая своим  влиянием политическую администрацию. Авторитет такого руководителя не умалялся тем, что он не всегда был заметен  снаружи. Среди гонимых шиитов (как  и среди некоторых суннитских сект) широкое распространение получила практика такыйи, мысленной оговорки, позволявшей скрывать свои истинные убеждения и игравшей роль защитной мимикрии в обстановке преследований. Такая практика даже увеличивала  авторитет того духовного вождя, кто был истинным, хотя и незаметным наставником и обладал, как предполагалось, частицей благодати скрытого имама. Это обстоятельство нашло свое отражение  и в шиитском шариате: в отличие  от четырех мазхабов суннитского  толка шииты выработали собственные  приемы толкования исламского права, причем особое внимание они уделяли малораспространенному у суннитов методу рая (иджтихада), т. е. индивидуальному толкованию авторитетного муджтахида.

Важным  элементом организационной структуры  шиитов были алиды. Причастные к клану  пророка, все они обычно воспринимались как представители особого сословия, осененного высшей благодатью и потому заслужившего специальные права  и привилегии. Представители этого  сословия, сейиды, выделялись даже внешне (они носили одежду преимущественно  зеленого цвета —цвет пророка  – и черные тюрбаны) и обладали большим престижем. Далеко не все  сейиды были духовными вождями и  знатоками ислама, но все политические авантюристы и амбициозные предводители шиитов всегда стремились опереться  на их авторитет, а то и просто примкнуть  к их сословию, доказав свое отдаленное (подлинное или мнимое) родство  с алидами. И это имело свой смысл: престиж и влияние каждого, кто был причастен к алидам, во много раз возрастали в глазах шиитов, что имело важное значение для достижения конечной цели, вплоть до создания новых государств на развалинах дряхлевшего Халифата.

Имамиты в Иране

Основная  часть шиитов, наиболее многочисленная и в наши дни, принадлежит к  числу так называемых имамитов, т. е. тех, кто почитает всех двенадцать святых имамов, включая скрытого. Большинство их живет в Иране, который чуть ли не с первых веков ислама стал центром шиитской оппозиции. Шииты составили немалую силу восстания, приведшего к падению Омейядов. Они принимали активное участие и во многих других движениях. Как оппозиционная доктрина, шиизм служил знаменем всех недовольных и нередко прикрывал религиозной оболочкой те острые социальные и экономические причины, которые лежали в основе этих движений. Кроме того, сохранивший свое этническое лицо Иран на протяжении веков был центром не только религиозной, но и этнической и политической оппозиции Арабскому халифату.

С династии Сефевидов (1502) шиизм умеренного толка установился в Иране  в качестве официальной государственной  религии. Вначале власть шахов этой династии, ведших свое происхождение  от основателя шиитского суфийского ордена Сефевийя, не оспаривалась духовными  лидерами Ирана. Но по мере упадка династии и особенно по отношению к последующим  династиям (Каджары и особенно Пехлеви) религиозные лидеры шиитов все более  определенно подчеркивали, что власть шаха – лишь временное правительство, существующее до прихода Махди. Это  стало общепризнанным тезисом, нашедшим свое отражение в иранской конституции 1906 г.

Последнее означало, что в случае радикальных  перемен, не соответствующих духу шиитского  ислама, либо обострения политических взаимоотношений в стране позиции  духовенства – особенно неофициального, т. е. не состоящего на службе, но зато свободного в выражении своих взглядов и к тому же обладающего почти харизматическим авторитетом, – могут оказаться резко антиправительственными. Такая ситуация, практически незнакомая суннитскому исламу, не раз возникала в шиитском Иране, причем в особенно острой форме – в XX в., в периоды попыток реформ. Сопротивление этим реформам, в которых шиитские лидеры всегда видели угрозу упадка веры, ослабления сложившихся религиозных норм, а также своего влияния, обычно вело к резкому росту религиозно-политической активности улемов и муцжта-хидов. Наиболее заметные из их числа, чьи знания, набожность и авторитет создавали им исключительное положение, приобретали право на почетное наименование аятоллы (знамение Аллаха). Пользуясь огромной поддержкой религиозно активного населения, они поднимали знамя священной борьбы против тех или иных нововведений, против упадка веры и иноземных влияний. Такие заметные на политической сцене Ирана XX в. аятоллы, как Ка-шани, Боруджерди, Хомейни, были способны поднять под этим знаменем народ, что и привело, как известно, к свержению власти шаха.

Секты шиитов. Исмаилиты

Имамитский  шиитский ислам был той базой, на основе которой на протяжении веков  формировались остальные течения  и секты. Как правило, доктринальные  расхождения между ними сводились  к спору о количестве почитаемых имамов, хотя нередко этот спор приводил и к более существенным изменениям в догматике и принципах деятельности той или иной из шиитских сект.

Первый  раскол среди шиитов произошел в VII в., когда после мученической смерти Хусейна возник спор о четвертом имаме.

Группа  шиитов во главе с Кайсаном провозгласила  четвертым имамом сводного брата  Хусейна, сына Али от наложницы. Движение кайсанитов не получило заметной поддержки  и к XI в. прекратило свое существование. Следующий раскол был связан с именем Зейда, которого его сторонники провозгласили пятым имамом. Хотя в битве 740 г. с Омейядами Зейд был убит, его сторонники образовали секту зейдитов, укрепившуюся на севере Ирана и просуществовавшую около трех веков. Зейдиты были близки к мута-зилитам и хариджитам, выступали против обожествления вождей и за право каждого благочестивого мусульманина стать верховным имамом. В конце IX в. зейдиты обосновались в Йемене, где их потомки обитают и ныне (на севере Ирана остатки зейдитов известны под именем ноктавитов).

Наиболее  крупный и значимый по последствиям раскол произошел в середине VIII в., когда шестой имам шиитов Джафар лишил своего старшего сына Исмаила права стать седьмым имамом в пользу другого своего сына. Несогласные с этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его седьмым имамом, что и положило начало созданию нового и – весьма своеобразного учения исмаилитов. Исмаилизм – принципиально новое течение мысли в шиитском исламе, многое заимствовавшее как у неоплатонизма (точнее, из орфико-пифагорейской древнегреческой философии), так и из зороастризма с его культом священной семерки и индийских учений о карме, перерождениях, Брахмане-Абсолюте.

Согласно  учению исмаилитов, ипостасью Высшего  Божества, Аллаха, является Мировой  Разум, обладающий всеми божественными  атрибутами. Проявление его в феноменально-чувственном  мире – пророки, которых насчитывается  семь: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед и Исмаил. Эманацией Мирового Разума является Мировая Душа; она, в свою очередь, ответственна за создание материи и жизни, включая человека. Проявление ее – семь имамов, толкователей семи пророков. Соответственно числу  пророков и имамов история тоже делится  на семь периодов, в процессе смены  которых рее живое рождается  и умирает по закону перерождений. Цель существования у исмаилитов – достижение высшего знания (аллегория  знания —рай, невежества – ад). Достижение его ведет к спасению, что равно  возвращению к Мировому Разуму, т. е. к прекращению существования и перерождении.

Сложное эзотерическое учение исмаилитов предполагало семь степеней познания, причем высшие из них были доступны лишь немногим и окутаны ореолом таинственности. Для подавляющего большинства исмаилитов суть учения упрощенно сводилась  к ожиданию Махди с его царством высшего истинного знания и пути к спасению. На рубеже IX–X вв. этот исмаилитский Махди все более определенно  ассоциировался со скрытым имамом шиитов-имамитов, чем, в частности, воспользовался некий  Убейдаллах, который в начале Х  в. выдал себя за Махди и основал  с помощью североафриканских  берберов Фатимидский халифат, просуществовавший  с центром в Египте вплоть до 1171 г. Выдававшие себя за алидов, Убейдаллах и его потомки сыграли важную роль в укреплении и развитии исмаилизма как влиятельного течения шиитской мысли. Течение это вскоре тоже распалось на несколько сект, часть которых отличалась крайними, весьма радикальными нормами поведения.

Секты исмаилитов. Ассасины

В 869 г. отряд исмаилитов во главе с Карматом примкнул к восстанию занзибарских рабов-зинджей, в ходе которого бывшие рабы сами превратились в рабовладельцев, с еще большей свирепостью угнетавших всех обращенных ими в рабство. Кар-маты выступали за равенство и уравнительное распределение, но при этом сохраняли и даже увеличивали количество работавших на них рабов. Их отличали крайний фанатизм и нетерпимость. В 889 г. они овладели Бахрейном, создав там свое государство, но политика нетерпимости и жестоких набегов на соседей привела, в конечном счете, к крушению этого государства и исчезновению карматов на рубеже XI–XII вв.

Информация о работе Ислам: направления, течения, секты