Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:04, реферат
Краткое описание
Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.
Содержание
Вступление…………………………………………………..………...2 Религия Ислам………………………………………………………...3 История возникновения ислама…………………………………….3 Коран и его роль в жизни мусульман……………………………...5 Направления ислама…………………………………………………6 Суннизм………………………………………………………………..6 Шиизм………………………………………………………………….7 География ислама в современном мире…………………………...7 Ислам в России………………………………………………………..9 Ислам сегодня………………………………………………………..10 Литература, использованная в подготовке реферата...………..12
Литература,
использованная в подготовке реферата...………..12
ВСТУПЛЕНИЕ
Религия
– вера в реальное существование
сверхъестественного.
Религия, как и любое
другое общественное явление, имеет свою
историю. Подавляющее большинство ученых
считает, что зачатки религии появились
еще у людей неандертальского типа. В борьбе
с окружающей природой люди часто терпели
тяжелые поражения, а их знания были еще
слишком несовершенные, чтобы понять причину
этих неудач. Вместо рационального их
объяснения, давалось объяснение религиозное.
С течением времени
первоначально примитивные формы религии
усложнялись. В эпоху верхнего палеолита,
вероятно, уже появились тотемизм (вера
в сверхъестественное родство определенной
группы людей с каким-то видом животных,
растений или даже явлением природы) и магические представления (вера
в возможность влиять сверхъестественным
путем на людей, животных, а также на природные
явления).
Для эпохи мезолита
наряду с магией и тотемизмом стали характерны
и такие формы религии, как анимизм (вера
в духов и в души) и шаманизм(вера
в способность человека входить в общение
с духами и использования их силы для врачевания,
взывания дождя и т. д.).
В эпоху неолита объектами
особого почитания становятся духи животных,
растений, различные явления природы.
С ним связаны и различные промысловые
культы. Характерен для этой эпохи и фетишизм (почитание
неодушевленных предметов, которым приписываются
сверхъестественные свойства).
Позднее в стадии разложения
родового строя, широкое распространение
получают культы предков- покровителей
и племенных вождей, разнообразные земледельческие
и скотоводческие культы. Духи начинают
делиться на «ранги».
В классовом обществе
религия приобретает классовую окраску,
освещая своим авторитетом сложившиеся
социальные порядки. Иерархия сверхъестественных
существ становится еще более четкой.
С централизацией же государственной
власти, среди них выделяется главное
божество. Большое влияние приобретает
профессиональное жречество.
Начиная со второй
половины I тысячелетия до нашей эры, некоторые
из религий вышли далеко за пределы первоначального
района своего бытования и распространились
на весьма обширной территории. Такие
религии, имеющие большое число последователей
в разных регионах земного шара, называют
мировыми. Их известно три: христианство,
ислам и буддизм.
РЕЛИГИЯ
ИСЛАМ
ИСТОРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА
Ислам – самая молодая из
мировых религий, возникшая в VII веке в
Аравии на перекрестке культур и цивилизаций
Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее
развитие идеи единобожья (монотеизма)
и пророческих миссий, свойственных христианству
и иудаизму, а также некоторым другим верованиям
народов Ближнего Востока и Средиземноморья.
В начале VII столетия
Аравия переживала сложный период своей
истории: в недрах аравийского общества
под влиянием внешних и внутренних факторов
складываются новые формы общественных
и хозяйственных отношений, новые идеи
верования привлекают все большее число
племен, медленно, но необратимо вытесняя
прежние верования в многочисленных племенных
богов. Проповедники христианства и иудаизма
все более широко утверждают идеи о едином
Боге (а, следовательно, и о единстве перед
ним всех его последователей); с которыми
тесно переплетаются проповеди занифов,
представителями аравийского монотеизма,
предвестников ислама, проповедавших
от лица единого Бога – Аллаха.
Одним из важнейших,
хозяйственных и идейных центров Аравии
того времени была Мекка. Крупный город
на пересечении главных торговых путей,
в котором располагалась святыня, почитавшееся
большинством племен, - языческий храм
Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий
прямоугольную форму), окруженный изваяниями
различных племенных богов. Именно в Мекке
и были произнесены первые проповеди новой
религии – ислама, провозглашенные его
основателем пророком Мухаммедом. Мухаммед
родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха
из племени курейш. Рано осиротел, (отец
умер через месяц после рождения сына,
мать – на шестом году жизни Мухаммеда),
он воспитывался в семье деда, а затем
в семье дяди Абу Талиба. Родственники
Мухаммеда принадлежали к мекканской
аристократии (будущий пророк возводил
свою родословную от основателей города),
но не имели значительного состояния,
и мальчику приходилось немало трудиться
в детские и юношеские годы: он пас скот,
участвовал в снаряжении торговых караванов,
а позже сопровождал их. В двадцать пять
лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой
мекканской вдове Хадидже и вскоре женился
на ней, занялся самостоятельной караванной
торговлей.
Во время поездок по
торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед
часто встречался с христианскими монахами,
иудеями, халифами, беседовал, спорил с
ними. Как гласит предание, нередко он
удалялся в пещеру в окрестностях Мекке,
где подолгу постился и предавался раздумью.
В возрасте сорока
лет (около 610 года) Мухаммеду впервые стали
являться видения, слышаться голоса, со
временем эти явления, сначала испугавшие
его, все более частыми, а услышанные речи
– все более определенные. Первые, кому
поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие
родственники и друзья: Хадиджа, приемный
сын Зейд, двоюродный брат Али, Абу Бакр
Оман (позднее все они сыграли важную роль
в истории ислама), уверовавшие, что слышанное
и произнесенное Мухаммедом – слова Бога
(Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом,
посланник Божий (расул Аллаха), призванный
нести людям пророческие мысли.
Слухи о новом пророке
и содержании его проповеди стали, чрезвычайно
быстро распространятся в Мекке и за ее
пределами. Однако большинство мекканцев
отнеслись к ним сначала с насмешкой, а
потом и с прямой враждебностью. На протяжении
почти сорока двух лет община первопоследователей
ислама (с арабского - предание себя Аллаху,
покорность воле Аллаха) - мусульмане (арабский
«мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала
унижения и преследования. Тяжелое положение
Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и
в особенности Абу Талиба, который как
старейший рода все же оказывал покровительство
пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке
становилось невозможным.
Пятнадцатого июля
622 года Мухаммед со своими последователями
переселился (совершил хадж) в город Ярсиб,
позднее названный Мединой.
Если в Мекке Мухаммед
был лишь посланником Аллаха, духовной
главным главой небольшой общины, то в
Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные
дарования оратора, трибуна, политического
и военного руководителя.
Дата переселения в
Медину считается у мусульман начальной
точкой отсчета истории ислама и мусульманского
летоисчисления (по лунному календарю).
За десять лет с момента хаджа до смерти
Мухаммеда (622 – 732 гг.) Медина стала не
только центром распространения новой
религии, но и ядром арабо-мусульманского
государства, охватившего вскоре огромные
территории в Азии и Северной Африке. В
состав мусульманского государства вошла
и Мекка (630 году). Этому городу суждено
было играть особую роль в истории ислама:
Кааба была превращена из капицы племенных
богов в храм единого Бога – Аллаха.
КОРАН И
ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН
При жизни пророка
его высказывания, воспринимались как
прямая речь Аллаха, они передавались
преимущественно устно и систематических
записей их, видимо, не вили. Лишь спустя
два десятилетия после смерти Муххамеда
было собрано и переписано произнесенное
им в проповедях, что и составило текст
священной книги мусульман Корана (с арабского
– то, что читают, произносят) , впоследствии
канонезированой. Коран состоит из 114 глав
(сур) каждая из которых состоит из определенного
количества стихов. Коран открывается
первой сурой « Фатиха » (арабское - « открывающая
»), дальше суры следуют в убывающем порядке
в зависимости от их размера. Самые короткие
суры, в несколько стихов, помещены в конце
Корана. Однако это расположение не соответствует
времени их произнесения: до сур, относящихся
к Мекканскому периоду (610 – 622гг.) как правило,
более длинные, чем Мединские (622 – 732гг.).
Но в основе Корана
и хадисов (рассказы о поступках и высказываний
Муххамеда) мусульманские богословы разработали
Шариат (с арабского – «правильный путь»)
– комплекс принципов и правил поведения,
обязательных для каждого мусульманина.
Наиболее краткая формула,
содержащая основную мысль учения Муххамеда,
- нет никакого божества кроме Аллаха,
и Муххамед - его посланник.
Вера в единого бога
и пророчество составляют один из пяти
«столпов» мусульманского вероучения.
К их числу относятся также обязательная
молитва (салит, намаз), совершаемая пять
раз в день в строго определенное время,
пост (саум, ураза) в течение месяца по
лунному календарю (рамадан), налог в пользу
бедных и неимущих (закят) и паломничество
в Мекку (хадж) к храму Кааба.
Основные черты мусульманского
культа в частности предписаний, зафиксированных
в пяти «столпах», сложившихся при жизни
Мухаммеда, в мединский период. В Медине
возникло первое мусульманское культовое
здание – мечеть (первоначально это был
дом пророка).
В мединских сурах
Корана зафиксированы основные предписания
для мусульман, касающееся их повседневной
жизни (пищевые запреты и прочие), семейных
отношений, наследования имущества, правил
торговли, раздела добычи, внесения и распространения
налогов и так далее; были названы наиболее
тяжкие грехи – ростовщичество, пьянство,
азартные игры, супружеская неверность.
Подобного переплетения богословных и
чисто светских проблем мы, пожалуй, не
встретим ни в одной другой религии.
НАПРАВЛЕНИЯ
ИСЛАМА
В исламе выделяются
несколько основных направлений – суннизм,
шиизм. Сунниты сейчас составляют большинство
мусульман. В рамках каждого из них сформировались
самостоятельные идейные течения и секты.
Особенно они многочисленны в шиизме.
Основные расхождения между большинством
из них сводятся к вопросам передачи власти
в халифате и обрядовой практике.
СУННИЗМ
Основной религиозной
и общественной книгой суннитов кроме
«Священной книги» - Корана является сунна
– «Священное предание»; сунниты отрицают
достоверность некоторых суннитских хадисов
и пользуются собственными сборниками
(ахбар). Верховная власть в халифате, по
мнению суннитов, должна принадлежать
халифам, избираемым всей общиной, шииты
же признают законной лишь наследственную
передачу власти потомкам пророка Мухаммеда
по линии его двоюродного брата Али.
В суннитском исламе
отсутствуют церковь и священнослужители,
аналогичные, например, христианским,
а суннитские богословы (улемы) в отличии
от шиитских не пользуются правом выносить
собственные решения по наиболее важным
вопросам религиозной и общественной
жизни, и таким образом, их должность сводится
прежде всего к толкованию священных текстов.
ШИИЗМ
Шиизм не представляет
собой единого целостного учения или единой
церковной организации. Многочисленные
шиитские течения и секты (исмашииты, друзы,
алавиты и другие) связаны общими историческими
корнями и основополагающими идейными
положениями. Главное из этих положений
– признание четвертого халифа Али и его
потомков единственными законными наследниками
и приемниками пророка Мухаммеда в качестве
духовного и светского главы мусульманской
общины.
ГЕОГРАФИЯ
ИСЛАМА В МИРЕ
Немногочисленная
мусульманская община Мухаммеда, уже через
несколько десятилетий после своего возникновения
стала ядром формирующегося мощного арабо-мусульманского
государства – Арабского халифата, - которое
спустя столетие контролировало земли
от западных границ Китая до берегов Атлантического
океана. В последующим столетие, многочисленные
мусульманские государства возникали
и распадались, под знаменем ислама шли
войны, иногда нацеленные на завоевания
чужих территорий, иногда – на освобождение
мусульманских народов от иностранного
гнета.
Уже к VIII веку арабы
подчинили себе огромные территории. В
состав арабского халифата, помимо самой
Аравии, входили Северная Африка, Пиренейский
полуостров, Двуречье, Иран, Афганистан,
Закавказье, Средняя Азия и часть Северной
Индии.
На обширных территориях,
единство которых выражалось в общности
основополагающих идей веры и сакрального
языка (арабского) – языка Корана, создалась
своеобразная культура, вобравшая в себя
элементы многих культур разноязыких
мусульманских народов.
Ислам проник даже
в те страны, где арабских завоевателей
никогда не было, например, в Индонезию,
где его исповедают 90 % населения, в Малайзию
(60%), страны Черной Африки.
В современном мире
ислам занимает второе место по численности
последователей (более 800 миллионов человек),
большую часть мусульман (90%) составляют
сунниты. Шииты составляют большинство,
лишь в Ираке и Иране. Из более 120 стран
мира, в которых существуют мусульманские
общины, в 33 странах мусульмане составляют
большинство населения (Северная Африка,
страны Аравии, Турция, Иран, Ирак, Пакистан,
Афганистан и другие). В ряде государств
Азии и Африке ислам признан государственной
или официальной религией, в некоторых
слово «исламский» включено в их название.
Во многих странах,
где распространен ислам, действуют мусульманские
политические партии и общественные организации,
нередко играющие важную роль в политической
жизни. Существуют и целая сеть международных
исламских организаций (Организация исламской
конфедерации, лига исламского мира и
другие), действующих как на государственной,
так и на неправительственной основе.
Некоторые из них сосредоточили свою деятельность
в религиозной - культурной сфере, часть
– в политической, некоторые в сфере экономики.