Ислам как мировая религия, особенности вероучения Ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Ислам ("предание себя Богу", "покорность") – в истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру — право и государство

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1 Становление Ислама как мировой религии...........................................................4
1.1 Роль личности пророка Мухаммеда в становлении Ислама.............................5
2 Сущность мусульманского вероучения.................................................................7
2.1 Коран и Сунна......................................................................................................11
3 Нравственные ценности Ислама...........................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............

Вложенные файлы: 1 файл

религиоведение Ислам как мировая религия, особенности вероучения ислама..doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Верующие обязаны пять раз в  день, повернувшись лицом к востоку, совершать молитву — намаз с обязательным омовением перед ней. Легенды гласят, что сначала Аллах потребовал от Мухаммеда молиться 50 раз в день, но потом сократил число молитв в десять раз. Призывом к молитве у христиан является колокольный звон, у иудеев — звук трубы, у арабов — пение муэдзина с минарета. В настоящее время муэдзина заменила магнитофонная запись, поэтому в минарете даже перестали делать лестницы. Кроме того, призыв к намазу в мусульманских странах передается по радио и телевидению. Молитва мусульманина, в отличие от христианской и иудейской, не содержит никакой просьбы — это только прославление Аллаха. Пятница для мусульман — то же, что воскресенье для христиан и суббота для иудеев — день общей молитвы, день хождения в мечеть, куда, впрочем, допускаются в основном мужчины.

Обязательным является соблюдение поста в течение 9-го месяца мусульманского лунного года — рамазана (рамадана), во время которого правоверный не должен есть и пить до заката солнца.

 В 12-й месяц мусульманского  календаря правоверный должен  совершить хадж — паломничество с тем, чтобы поклониться священному камню Каабы (в Мекке) или гробнице Мухаммеда (в Медине), или в другие священные места. Если верующий болен или немощен, он обязан послать вместо себя другого человека, причем почетное имя хаджи (совершивший хадж) получает не посланец, а пославший. Во время хаджа мусульманин должен ограничивать себя во всех развлечениях и радостях жизни.

Существовала у мусульман  и денежная повинность: они должны были уплачивать налог в размере  сороковой части дохода для поддержания бедняков мусульманской общины. Позже появилась и до настоящего времени сохраняется традиция добровольных пожертвований, которые являются своеобразным отпущением грехов для верующего.

2.1 Коран и Сунна

 

Коран — это священная  книга всех мусульман, она служит основой для религиозного и гражданского законодательства. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай".

Первый вариант написанного  Корана появился при халифе Абу Бакре (572—634), который приказал собрать все записи проповедей одному из сподвижников пророка Зайду ибн Сабиту, помнившему текст его проповедей. Эта запись несколько раз дополнялась людьми, также слышавшими эти проповеди. Второй вариант записей, выверенный и наиболее полный (его назвали Мусхаф — Свиток), был канонизирован. Одна из копий Свитка хранится в Каабе.

Коран делится на суры (“ряд камней в кладке”). И как при строительстве  какого-либо сооружения сперва кладут, например в фундамент, более крупные  камни, а затем менее крупные, так же построен Коран. В его начале — самые длинные суры. Лишь первая, которая назывется “Фатиха” (“Открывающая”), выпадает из этого построения — она очень короткая и являет собой как бы дверь в дом священного писания. Суры делятся на аяты (дословно “знамения”). Иногда слово “аят” упрощенно переводят как стих, а суру — как главу. Всего в Коране 114 сур, самая длинная — вторая (286 аятов), самые короткие — 103, 108, 110-я — содержат по три аята.7

Наряду с Кораном  важным источником исламского вероучения является Сунна — мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов — рассказов об изречениях и действиях пророка Мухаммеда. Но более авторитетным и популярным среди мусульман сборником хадисов является "Аль-Джами ас-Сахих", составленный аль-Бухари (родившимся в Бухаре).

Этот сборник считается второй книгой после Корана. Согласно мусульманской традиции аль-Бухари собрал около 600 тысяч хадисов и после тщательного их изучения признал достоверными 7250 хадисов. Сборник построен по принципу предметов высказываний, а не по именам соратников пророка, от которых доходили эти рассказы. Основная часть сборника посвящена разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты, две большие книги посвящены вопросам толкования и превознесения достоинств Корана. В значительной части сборника рассматриваются правовые и нравственные проблемы, есть немало хадисов исторического и биографического содержания. На основе этих религиозных книг можно составить представление о содержании мусульманского вероучения. 

Ислам, на первый взгляд, выглядит монолитной религией, в которой, казалось бы, нет  места для разногласий. Однако уже  в процессе становления ислама и  борьбы за власть в халифате оформились два его направления: шиизм и  суннизм. Суннизм остался официальной религией Арабского халифата, опирающейся на главные священные книги ислама — Коран и Сунну, выделяя в них в качестве главных притчи о жизни и деяниях Мухаммеда. Полагая, что после смерти Мухаммеда посредников между людьми и Аллахом не осталось, сунниты считают, что власть должна принадлежать тем, кто получил “согласие всей общины”. Последователи шиизма считают, что только прямые наследники родственника Мухаммеда — его двоюродного брата Али — могут обладать властью. Они признают право на власть династии 12 имамов Алидов — прямых потомков Али от брака с дочерью Мухаммеда, Фатимой. Примерно 90 % мусульман до сегодняшнего дня остаются суннитами, последователи шиизма живут большей частью в Иране (здесь шиизм является государственной религией), Ливане, Азербайджане.

В шиизме, в отличие от суннизма, активно культивируется культ мученичества. Шиитами придается исключительное значение идее величия страданий за веру, воплощенной в трагической судьбе ряда шиитских имамов.

Рассмотрев основные направления, существующие в исламе, становится понятно, что все они имеют множество сходных черт, точек соприкосновения. Однако в  процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и направления выдвигают свои собственные постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда, содержание Корана таким образом создавая свою собственную идеологию.

          Появление новых ответвлений в исламе в настоящее время связано, прежде всего, с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине, что часто сопровождается не только идеологической борьбой, но и открытыми военными столкновениями.

3 Нравственные ценности Ислама

 

 Трудно найти более нормативную  религию, чем ислам. В его  составе, кроме главных книг, существует  также на их основе созданный шариат (“надлежащий путь”) — свод правил, нормативов, охватывающих буквально все стороны человеческого существования в мире и провозглашенных “вечными и неизменными”, данными мусульманам Аллахом.

Первоначально все поступки каждого мусульманина разделялись на дозволенные и недозволенные. В процессе развития шариата появилась и более подробная градация: обязательные действия (фарз), желательные (суннат), добровольные (муххоб), нежелательные (макрух) и запретные (харом). Такое разделение поступков людей привело к созданию системы различных запретов: на употребление вина и некоторых продуктов питания, на украшение дома картинами и скульптурами, изображающими людей или животных, и т.д. Особенно оговариваются в Коране запреты на вступление в брак с иноверцами.

В исламе, как и в других религиях, заложены многие общечеловеческие нравственные ценности. Например, запрещено самоубийство, поощряются гостеприимство и помощь беднякам, Коран призывает объединяться для благих дел, а не для вражды. Все время акцент делается на том, что форма выражения чувств людей друг к другу и по отношению к вере, Аллаху должна совпадать с внутренним состоянием.

Особенно детально разработана  бытовая этика. Вот некоторые  из ее норм. Перед едой и после  нее обязательно моют руки. Во время  трапезы хозяин первым приступает к  еде и заканчивает последним. Все приборы, еда и прочее передаются только правой рукой: левая считается нечистой, поскольку ею совершаются омовения всех частей тела. Можно есть руками, но пищу нужно брать тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя. Облизывать пальцы можно, а обгладывать кости нельзя. Перед едой обязательно произнесение басмали (благословения): "Бисимиллахи-р-рахмани-р-рахим" (“Во имя Аллаха милостивого, милосердного”). Такая же формула должна предшествовать любому начинанию в любом деле. После еды обязательно благодарят Аллаха: "Аль-хамду лиллахи!" (“Слава Аллаху!”)8.

Первым подается хлеб. Лепешки, лаваш нельзя резать ножом — надо ломать руками. Запрещено пить вино, играть в азартные игры. Нельзя есть свинину. Если хлеб упал на землю, его надо обязательно поднять и отдать птицам или животным. Гостеприимство свято. Если умер человек, его надо похоронить в течение суток.

Во многих правилах поведения, особенно запретах прослеживается их связь с природными условиями  и образом жизни арабов. Например, запрещение резать хлеб связано с  тем, что арабы не знали другого  вида хлеба, кроме лепешек, которые удобнее ломать, чем резать. Запрет на питье воды большими глотками совершенно понятен в безводных землях. Особенно строги запреты на употребление вина, хотя они появились далеко не сразу.

Особое место занимает в исламе отношение к женщинам. В Коране существует отдельная сура с названием “Женщина”. Ислам, как и иные религии, запретил браки между прямыми родственниками, но зато у мусульман принято многоженство.. Для ислама безбрачие — преступление перед обществом и сородичами. “Худший из взрослых — тот, кто умер холостым”. Мухаммед завещал мусульманам хорошо обращаться с женщинами, хотя и считал, что женщины не могут участвовать ни в каких делах, даже решать собственную судьбу, тем более советовать или учить.

Многоженство в исламе своими корнями  уходит в древний племенной уклад, когда женщин не было принято отдавать на сторону: ведь они выполняли необходимую работу. Кроме того, так обеспечивалось сохранение рода, его языка, традиций, уклада. Мужчины же могли приводить иноплеменных женщин. Поэтому впоследствии, особенно у правителей, было довольно много жен и наложниц.

Например, аббасидский халиф МаТмуна (813—833) имел в гареме 6300 женщин. Несмотря на ограничения количества жен до четырех, уже в новое время  численность гаремов могла быть значительной: у первого персидского шаха Фатх-Али (1797—1834) в гареме было 158 жен знатного происхождения и более 900 наложниц. Он оставил после себя около 2500 детей и внуков. Гарем из 1200 жен и наложниц был у шаха Насер-од-Дина (1848—1896). Даже в XX веке турецкий султан Абдул Хамид II (1876— 1909) имел около 1000 женщин в гареме.

Обычай носить чадру (паранджу) возник не в исламе, в Месопотамии, например в Ассирии и Вавилоне, женщины  носили на голове покрывала, скрывающие лицо. Греческая женщина чаще всего  тоже накрывала голову краем паллы (плаща) или вуалью. Но при кочевом образе жизни, когда единственное жилище — шатер или палатка, для женщины скрываться от мужского взгляда или жить на отдельной, женской половине было невозможно. Этот обычай связывают с городской жизнью и городскими нравами. Поэтому существует турецкая пословица: “Чадра — убор белоручки!”

Однако на Востоке и особенно в мусульманских странах считается, что мужчина может испытывать по отношению к женщине только половое влечение. “В уме мусульманина, воспитанного в духе этой традиции, просто не укладывается мысль о том, что между мужчиной и женщиной могут существовать какие-либо иные взаимоотношения, кроме половых, например, коллег по работе или учебе... Сексуальная мораль в исламе предельно строга. Добрачные связи — пятно бесчестия, которое бросает тень не только на семью “грешницы”, но и на всю деревню, на весь квартал в городе.

Конечно, более чем за тысячелетнее существование ислама многие нормы  постепенно менялись, особенно в тех  странах мусульманского мира, в которые проник научно-технический прогресс, но и до сих пор мусульманская женщина ограничена в праве на образование, в выборе профессии, в участии в общественной и, тем более, политической жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной работы можно отметить что, Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки.

Несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, Ислам в целом представляет  собой достаточно цельную религиозную систему.

Ислам показал себя одной из наиболее значительных сил среди мировых  религиозных систем. Его сила состояла и состоит в том, что он пронизал все стороны мусульманского общества, определил характер социально-экономических отношений, культуру и быт правоверных мусульман.

Таким образом, сила Ислама заключается в основах, которые были заложены еще Мухаммедом. Ислам и сегодня живая, развивающаяся религия, которая активно вторгается в социально-политическую жизнь исламских стран и в мировую политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологи). – М.: АСТ, 2002. – 712с.

2. Буркхардт Т. Искусство  ислама. Язык и значение. – Таганрог: Лань, 2009. – 288с. 

3. Коротаев А.В. Возникновение ислама. Социально-экологический и политико-антропологический контекст. – М.: ОГИ, 2007. – 112 с.

4. Матвеев К.П. История ислама. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2005. – 254с.

5. Мухаммад Али Шомали. Краткое знакомство с шиизмом в исламе. – М.: Джами‘ат аз-Захра, 2003. – 88 с.

6. Попов А.С. Полная история ислама и арабских завоеваний – М.: АСТ, 2010. – 640 с.

7. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб.: Астрель, 2008. – 558с.

8. Шишова Н.В. История и культурология.  – М.: АСТ, 2002. – 282с.

 

 

 

 

1 Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологи). – М., 2002. – С.136.

2 Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологи). – М., 2002. – С. 158.

3 Буркхардт Т. Искусство ислама. Язык и значение. – Таганрог, 2009. – С. 45.

Информация о работе Ислам как мировая религия, особенности вероучения Ислама