Католицизм - западная разновидность христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:37, реферат

Краткое описание

История развития католицизма - долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.
В средневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественные богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий 1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменить культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».

Вложенные файлы: 1 файл

Католицизм.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Католицизм

- от греческого слова katholikos - всеобщий (позже - вселенский).

 

Католицизм - западная разновидность  христианства. Появился в результате церковного раскола, подготовленного  разделением Римской империи  на Западную и Восточную. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа (папы). Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

 

История развития.

 

История развития католицизма - долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.

 

В средневековье в религиозную  жизнь западной церкви входят пышные и торжественные богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий 1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменить культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».

 

Утверждению и распространению  католицизма на Западе способствовало католическое монашество.

 

Религия в средние века идеологически  обосновывала, оправдывала и освящала суть отношений в феодальном обществе, где классы чётко разделялись.

 

В середине 8 века возникло независимое  светское Папское государство, т.е. в пору крушения Римской империи это была единственная реальная власть.

 

Укрепление светской власти пап  скоро породило у них стремление господствовать не только над церковью, но и над миром.

 

В правление папы Иннокентия 3 в 13 веке церковь достигла своего наивысшего могущества, Иннокентий 3 сумел добиться верховенства духовной власти над светской, не в последнюю очередь благодаря крестовым походам.

 

Однако в борьбу против папского абсолютизма выступили города и  светские государи, которых церковники обвинили в ереси и создали святую инквизицию, призванную «огнём и мечом выкорчевать ересь».

 

Но падения верховенства духовной власти было не избежать. Наступала  новая эпоха реформации и гуманизма, которая подорвала духовную монополию  церкви, разрушила политическую и религиозную монолитность католицизма.

 

Однако через полтора столетия после французской революции  Венский конгресс 1814-1815 г.г. восстановил  Папское государство. В настоящее  время существует теократическое государство  Ватикан.

 

Развитие капитализма, индустриализация, урбанизация и ухудшение жизни рабочего класса, подъём рабочего движения привело к распространению индифферентного отношения к религии.

 

Ныне церковь стала «церковью  диалога с миром». Новым в её деятельности является защита прав человека, особенно права на религиозную свободу, борьба за семью и нравственность.

 

Областью деятельности церкви становится культура и культурное развитие.

 

В отношениях с государством церковь  предлагает лояльное сотрудничество, без подчинения церкви государству и наоборот.

Особенности вероучения и культа католицизма

Основой католического  вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и  Священное предание. Однако, в отличие  от православной церкви, католическая считает Священным преданием  постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов (всего 21 собор), а кроме того - папские послания и постановления.

Рассмотрим отличия католицизма и православия.

Общая характеристика

Вселенское  Православие (православие- т.е. «правое» или «правильное», дошедшее без искажений) - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15-ти автокефальных и нескольких автономных Церквей.

В отличие от православных церквей, римский католицизм отличается, прежде всего, своей монолитностью. Принцип организации этой Церкви более монархический: она имеет  видимый центр своего единства - Папу Римского. В образе Папы сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет Римско-Католической Церкви.

Само название католической церкви буквально означает по-гречески «соборная», однако в интерпретации  католических теологов понятие соборности, столь важное в православной традиции, заменяется понятием «вселенскости» то есть количественной широты влияния (действительно, римско-католическое исповедание распространено не только в Европе, но и Северной и Южной Америках, в Африке и Азии).

Вопросы веры и отношение к Священным  Писаниям

Православие относится  к Священным Писаниям, сочинениям и деяниям отцов Церкви как  к священному слову, изошедшему от Господа  и переданному людям. Православие  утверждает, что богоданные тексты не может быть изменены или дополнены  и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны людям. Таким образом, православие стремится сохранить дух христианской веры таким, каким принес его Христос, дух в котором жили апостолы, первые христиане и отцы Церкви. Поэтому православие взывает не столько к логике, сколько к совести человека.

Католицизм  рассматривает христианское предание скорее как «семена», которые Христос, апостолы и т.д. заронили в души и  умы людей для того, чтобы те могли найти свои пути к богу.

Католическая  сакраментология

Число таинств  у католиков такое же, как и в древней Церкви, то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от древнецерковного. Католики учат, что таинства являются не только действительными, но и спасительно-действенным, и вне зависимости от состояния человека, который их приемлет.

Православная  Церковь учит, что церковные таинства считаются действительными при  совершении их всяким канонически правильно  поставленным священником по Церковному уставу. Но спасительно-действенным  таинство является тогда, когда человек приемлет его с должным расположением.

Апостол Павел  в Первом послании к Коринфянам предупреждал о том, что если человек причащается  без рассуждения, без должной  подготовки, то он делает это в осуждение  себе.

Католики же считают, что, во всяком случае - вне зависимости от того, с верой или без веры подходит человек к восприятию таинства, - оно является спасительно-действенным. Это очень опасно, потому что при таком подходе таинства начинают рассматриваться как некие магические обряды. То есть если правильно поставленный священнослужитель правильно прочтет положенные слова, если есть тот, над кем этот обряд совершается, и есть все внешние атрибуты, необходимые для его совершения (вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии), то наличие этих формальных элементов является достаточным для того, чтобы таинство оказалось спасительно-действенным.

Таинство крещения

В Православной Церкви формула крещения такова: «Крещается раб Божий имя во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». У католиков же происходит перенос внимания на фигуру совершающего таинство. Католический священник говорит: «Я крещаю тебя».

У католиков  со средних веков введено обливательное  или окропительное крещение. Мы не можем сейчас говорить об этом как  об отличии, потому что и у нас за последнее столетие многие взрослые и дети были крещены таким образом. Но в нашей стране условия жизни были таковы, что Церковь была вынуждена допускать крещение обливанием или кроплением. В крайней ситуации такое крещение допускалось и древней Церковью - если надо было выбирать: крестить человека обливанием или не крестить вовсе. Католики же в средние века не были побуждаемы к этому никакими основательными неизбежными причинами. У нас хотя и был временный отход, но сейчас мы стараемся по возможности вернуться в отношении взрослых - и это есть уже во многих храмах - к практике крещения погружением, как это и было в древней Церкви, в то время как католики по-прежнему принципиально считают достаточным обливательное или даже только окропительное крещение.

Таинство миропомазания

В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается оно, в отличие от Православной Церкви, как правило, епископом. Это отличие не так уж существенно, ведь и у нас священник помазывает миром, которое освящено архиереем. В практике Православной Церкви миро раз в два года освящает Патриарх, затем оно распределяется по епархиям и по приходам (то есть, епископ таким образом часть своих полномочий препоручает священнику). А у католиков сам епископ совершает это таинство через возложение рук.

Существенным  отличием является то, что конфирмация  не совершается над младенцем  сразу после крещения, а лишь по достижении отроческого возраста. В  разных странах и в разные века возраст конфирмации колебался  от семи до двенадцати лет.

Чем руководствуются католики, отодвигая миропомазание -конфирмацию - от крещения? Они учат так. Если младенец крещен, то он освобожден от вины первородного греха. Младенец личных грехов не имеет. Если он и умрет, то все равно будет  спасен и сподобится лучшей участи, поэтому нет смысла преподавать ему другие таинства до достижения отроческого возраста. Это чисто внешний, рационалистический подход, при котором игнорируется благодатное действие таинств.

Таинство Евхаристии

Более всего отступлений  от древне-церковной практики у католиков в таинстве Евхаристии.

Во-первых, младенцев до конфирмации  не причащают.

Во-вторых, причащение мирян  совершается только под видом  хлеба. Хлеб для Евхаристии употребляется  пресный. Практика причащения мирян  только хлебом возникла в средние века из соображений санитарно-гигиенических. В то время Европу часто посещали болезни, такие, как чума, холера, уносившие до четверти населения. Как один из способов борьбы с заразой и было введено причащение мирян только под одним видом, когда каждому причащающемуся дается так называемая облатка - кусочек пресного хлеба. Понятно, что в этом проявилось неверие в силу таинства, исцеляющего не только духовные, но и телесные недуги, недостаточная вера в силу Тела и Крови Спасителя. Это произошло уже после отделения католичества от Вселенской Церкви, когда многое в церковной жизни католиков стало приходить в угасание.

Моментом преложения Святых Даров у католиков считаются  установительные слова Христа Спасителя: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое...», а не молитва призывания Святого Духа, как в Православной Церкви. Эпиклеза (призывание Духа Святого) есть в древних литургических текстах и, конечно же, в литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого. В католической мессе этой молитвы нет. В этом проявляется различие богословского подхода. Для католиков главное - произнесение формулы, даже если в роли этой формулы выступают слова Христа Спасителя. Главное - чтобы формула была вовремя произнесена.

Иначе в Православной Церкви. Хотя мы, молясь на каждой литургии, верим и знаем, что чудо совершится, что вино и хлеб действительно станут Телом и Кровью Христа Спасителя, но все же главное в литургии - это молитва о том, чтобы чудо совершилось, чтобы Дух Святой пришел и преложил то, что было хлебом и вином, в Тело и Кровь Христа Спасителя. А для католиков главное - это формула, а все остальное - обрамляющие ее моменты.

Таинство брака

Первое отличие состоит  в том, что совершителями брака  в Католической церкви признаются сами брачующиеся, а не священник. Брак и у них совершается в храме, перед алтарем. Священник дает жениху и невесте кольца. Но священник нужен лишь для признания канонической законности брака.

Второе отличие - признание  абсолютной нерасторжимости брака. Развод у католиков недопустим ни по какой причине - даже по той, которая указывается самим Спасителем в Евангелии (то есть по причине нарушения супружеской верности). В Католической церкви супруг, который является пострадавшей стороной, не имеет права на развод и, следовательно, на вступление в другой брачный союз при жизни изменившей ему стороны.

Однако из книг известно, что в средние века католики разводились. Дело в том, что у католиков  все можно изящно обойти. Брак абсолютно  нерасторжим, но он может быть признан  недействительным. По каким причинам? Главная причина - что брак совершался из побуждений, которые не соответствуют цели брачного союза. В средние века этим очень часто злоупотребляли, и иные европейские монархи не раз вступали в брак, пользуясь этой формулировкой. Теперь тоже таких процессов довольно много. Все они идут через Ватикан.

Большие хлопоты соответствующему ведомству Ватикана доставляют многочисленные процессы о признании недействительными  браков, заключаемых жителями «третьего  мира» (в основном испанцами и  португальцами из Латинской Америки), с целью получить гражданство в странах Южной Европы (Испании, Португалии, Италии). В Испании и Португалии гражданский брак практически не имеет места или, по крайней мере, не дает права гражданства. Поэтому иные люди решаются на такое беззаконное действие.

Таинство священства

Во второй половине XI века у католиков был введен обязательный целибат (то есть безбрачие) священства.

Целибат не надо путать с  монашеством. Священников и епископов  из католических монашеских орденов  не так много. Целибат - это просто обет отказа от семейной жизни.

В древней Церкви в брак могли вступать пребывающие в  сане всех трех степеней священства: диакон, пресвитер и епископ.

В Послании апостола Павла  к Тимофею говорится: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3, 2). Такая практика существовала на протяжении первых веков. Постепенно (примерно к VI веку) на Востоке утвердился обычай безбрачия епископата. При византийском императоре Юстиниане Великом все епископы стали обязательно безбрачными (не монахами, а именно безбрачными). И только потом, значительно позднее, стало так, что в епископы может быть рукоположен только монах. В древней Церкви, как и у нас сейчас, для диаконов и священников до хиротонии разрешался первый и единственный брак.

Информация о работе Католицизм - западная разновидность христианства