Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:58, реферат
Этот вопрос - вопрос сохранения своей культуры, мы считаем, поднят очень своевременно. В настоящее время, когда произведения художественной литературы заменяются детьми компьютерными играми, особенно важную роль играют уроки культуры родного края, школьные краеведческие музеи, различные фольклорные праздники. А для этого богатый материал можно найти среди жителей села.
Цель работы: - показать глубокую связь истории народа с современностью; привить знания народно – поэтического творчества фольклора, народных традиций и обрядов.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Основная часть……………………………………………………………… 6
1.1. История праздника Семик……………………………………………. 6
1.2. Семик сегодня………………………………………………………… 10
Заключение ……………………………………………………………… ….. 13
Библиографический список…………………………………………….. ….. 14
Приложения………………………………………………………………….. 15
К этому времени у воды
В то время как дети обливают
друг друга и встречных водой,
несколько человек на лошади
ездят по деревне и собирают
баранов, предназначенных для
жертвоприношения на учуке. Жив
«Жертвенные животные обязательно должны быть здоровыми, больное животное, он уже не годится для жертвоприношения. Только что мы отметили, что местами учитывается и масть животных, так как Богу жертвуют только б е л ы х баранов.»5- говорит дед Анатолий, один из старейшин деревни. Место для жертвоприношений находится на опушке леса. Здесь на краю оврага у одинокого старого дуба собираются знающие обряд старики и с ними еще несколько человек. Они берут с собой все необходимое, начиная жертвенными животными и кончая дровами и посудой. На месте жертвоприношения устанавливают козлы и навешивают на них большие котлы, наливают в них воду, подкладывают дрова. Один из наиболее сведущих стариков выделяется в качестве жреца. Он с соблюдением всех необходимых обрядов первым приносит воду из родника, первым наливает во все котлы немного воды из своего котла, а остальные доливают. Затем, совершив молитву, закалывают жертвенных животных, завершив свежевание животных, раскладывают мясо по котлам и зажигают огонь под котлами.
Сварившееся мясо вынимают и кладут на большие деревянные блюда, а на мясном бульоне начинают готовить кашу. К этому времени на опушке у дуба собираются все жители деревни. Собравшиеся угощаются мясом и кашей, совершают молитву у дуба, просят прощения грехов и спрашивают благополучие всем жителям деревни, богатый урожай, приплод скота, удачи в пчеловодстве, здоровья и так далее. Каждый старается прислониться к дубу и постоять так в течение нескольких минут. Издавна считается, что дуб дает новую энергию, придает силы для исцеления от болезней и забирает отрицательную энергию. Шкуры жертвенных животных, снятые вместе с конечностями, растягивают на стволе дуба.
Допоздна не смолкают на этом
ритуальном месте песни, танцы,
Так в нашей деревне, несмотря на все жизненные невзгоды и исторические перемены в стране, сохранились и соблюдаются традиции и обряды нашего народа.
Заключение.
Занявшись исследовательской работой, я поняла, каким сложным и кропотливым, но в то же время увлекательным занятием она является. Особенно приятен результат: когда «книга истории» открывает перед тобой давно минувшие страницы и далекое прошлое встает перед тобой, то поражая, то озадачивая. В такие минуты понимаешь всю значимость своей работы и осознаешь, что твой труд не пропадет даром.
Собранные и обработанные мною материалы исследования послужили основой для создания данной работы.
В заключение моего исследования хочу сказать, что цели, поставленной в начале работы, я добилась: я узнала много интересного о традициях и обычаях своего народа.
Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей его многовековой истории. Это - материальные памятники: города и села, памятники архитектуры и искусства, традиции народного творчества, трудовые навыки и другое. Это и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура. Это и такие непреходящие ценности народа как его язык, мудрость, искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. Многие обряды продолжают бытовать и в настоящее время.
Прошлое всегда достойно
Нет, мы с тобой другой породы,
Минувший день не стал чужим.
Мы знаем те и эти годы
И равно им принадлежим…
Библиографический список.
1)Данилов В. Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца ХХ века): Учебное пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во.
2) Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
3)Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др./ Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув. Кн. Изд-во, 1985.
4)Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2001.
5)Рассказы старожилов села: Гавриловой Р.М., Васильевой О.П., Антоновой О.К., Сутиной В.Т., Шашкина А.П..
Приложения
Народ собирается на Семик.
Священник проводит молитву на кладбище.
Деревенские бабушки возвращаются с кладбища.
Несколько человек на лошади ездят по деревне и собирают баранов, предназначенных на Учук – обряд жертвоприношения и полевое моление об урожае, в поле у одинокого дуба.
Животных для обряда дают те люди, которые построили новый дом, часто болели в течение года и зареклись, что в случае выздоровления, пожертвуют барана или просто хотят поблагодарить бога за успехи, достигнутые в течение года.
Место для жертвоприношений находится на опушке леса.
Здесь на краю оврага у одинокого старого дуба знающие обряд, старики и с ними еще несколько человек совершив молитву, закалывают жертвенных животных, завершив свежевание животных, раскладывают мясо по котлам и зажигают огонь под котлами.
Ритуальную кашу варят пожилые люди,
они пекут блины и совершают молитву- прошение дождя.
Каждый старается прислониться к дубу и
постоять так в течение нескольких минут.
Тетя Маша (Роза Гаврилова), старожилка деревни Табар-Черки.
Вот в таких котлах варится ритуальное мясо.
1 Исторический очерк; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
2 Из послания Президента Чувашии Н.В. Федорова «Думать по-новому, работать творчески»
3 Из воспоминаний Р. Гавриловой.
4 Из воспоминаний Васильевой О.П.
5 Из интервью с А.П. Шашкиным.