Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве
нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было
дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную
бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки
гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии,
варягами, около половины IX в.

Содержание

1. Русь языческая ……………………………………….. 2
2. Крещение Руси князем Владимиром ………………... 7
3. Историческое значение принятия Русью
христианства ………………………………………... 16
4. Список использованной литературы ………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

принятие христианства на руси.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Принятие христианства на Руси и его историческое значение

          Принятие христианства на Руси  и его историческое значение

 

 

                                 Содержание

 

 

                                                                    стр.

 

1. Русь языческая       ………………………………………..      2

 

2. Крещение  Руси князем Владимиром      ………………...    7

 

3. Историческое  значение принятия Русью

     христианства      ………………………………………...    16

 

4. Список  использованной литературы     …………………    18

 

                              1. Русь языческая

 

      До половины IX в., т. е. до прихода  варягов,  на обширном пространстве

нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и  налево,  все  было

дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди,  но  без  правления,  подобно

зверям и птицам, наполнявшим их леса.  В эту  обширную  пустыню,  заселенную

бедными,  разбросано  жившими  дикарями,  славянами   и   финнами,   начатки

гражданственности  впервые  были  занесены   пришельцами   из   Скандинавии,

варягами, около половины IX в. Известная картина  нравов  восточных  славян,

как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской  земли,   по-видимому,

оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что  восточные  славяне  до  принятия

христианства жили «зверинским образом, скотски»  в  лесах,  как  все  звери,

убивали друг друга,  ели все нечистое,  жили  уединенными,  разбросанными  и

враждебными один другому родами: «живяху кождо с  своим  родом  и  на  своих

местех, владеюще кождо родом своим».

      Задолго до  нашего  летоисчисления  знаменитый  грек,  которого  зовут

«отцом истории», посетил  северные  берега  Черного  моря;  верным  взглядом

посмотрел он на страну, на  племена,  в  ней  живущие,  и  записал  в  своей

бессмертной книге, что племена эти  ведут  образ  жизни,  какой  указала  им

природа страны. Прошло много веков, несколько  раз  племена  сменялись  одно

другим,  образовалось  могущественное  государство,  но  явление  замеченное

Геродотом остается в  силе:  ход  событий  постоянно  подчиняется  природным

условиям.

      Более полное описание племен, обитавших на  территории  древней  Руси,

можно найти у Н. М. Карамзина. Он пишет: «Многие славяне,  единоплеменные  с

лехами, обитавшими  на  берегах  Вислы,  поселились  на  Днепре  в  Киевской

губернии и назывались полянами от чистых полей своих.   Имя  сие  исчезло  в

древней России, но сделалось общим  именем  лехов,  основателей  государства

польского. От сего же племени славян были два брата, Радим и Вятко,  главами

радимичей  и  вятичей:  первый  избрал  себе  жилище  на  берегах   Сожа   в

Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или  Орловской.

Древляне,  названные  так  от  лесной  земли  своей,  обитали  в   Волынской

губернии; дулебы и бужане  по  реке  Бугу,  впадающему  в  Вислу;  лутичи  и

тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города  в  земле  своей;

белые хорваты в окрестностях гор  карпатских;  северяне,  соседы  полян,  на

берегах Десны, семи  и  сулы,   в  Черниговской  и  Полтавской  губернии;  в

Минской  и  Витебской,  между  Припятью  и  Двиною  западною,  дреговичи;  в

Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в  верховьях  Двины,  Днепра  и

Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные  с

ними полочане;  на  берегах  же  озера  Ильменя  собственно  так  называемые

славяне, которые после рождества Христова основали Новгород».

      Природа страны имеет важное  значение в истории по тому  влиянию,  какое

оказывает она на народный характер. Об  этом  говорил  С.  М.   Соловьев   в

своих   сочинениях.   Он   считал,   что   «Природа   роскошная   с   лихвою

вознаграждающая и слабый труд человека,  усыпляет  деятельность  последнего,

как телесную, так и умственную. . . Природа более скудная на свои дары. .  .

 держит  человека  всегда  в  возбужденном  состоянии:  его  деятельность  не

порывиста, но постоянная; постоянно работает он  умом,  неуклонно  стремится

он к своей цели; понятно, что народонаселение с таким  характером  в  высшей

степени способно положить среди себя крепкие основы  государственного  быта,

подчинить своему влиянию племена  с  характером  противоречивым».  С  другой

стороны,  щедрая  природа  развивает  в  народе   чувство   красоты,   здесь

господствует стремление к искусству,  в таком народе женщина не  может  быть

исключена из общества мужчин. Но  среди  природы  относительно  не  богатой,

чувство изящного не может развиваться с успехом; при  таких  обстоятельствах

характер народа является более суровым, склонным более к  полезному,  чем  к

приятному. Все это приводит к исключению женщины из  общества  мужчин,  что,

разумеется,  приводит  к  еще  большей  суровости  нравов.   Все   сказанное

прилагается в известной мере к историческому различию в характере  южного  и

северного народонаселения Руси.

      При изображении нравов и обычаев славян, было  замечено,  что  родовой

быт обусловливал между ними вражду, на что указывает летописец: «как  скоро,

- говорит  он, племена начали владеть сами  собою, то не стало у  них  правды,

то есть беспристрастного решения споров,  не было у них устава,  который  бы

все согласились исполнять, не было власти, которая принудила  бы  ослушников

к исполнению принятого устава».

      О быте восточных славянских  племен  летописец  оставил  нам  следующее

известие: «Каждый жил своим родом, отдельно, на своих местах, каждый  владел

родом своим». И ещё: «У них недоступные жилища в лесах, при  реках,  озерах,

болота; в домах своих  они  устраивают  многие  выходы,  на  всякий  опасный

случай; необходимые  вещи  скрывают  под  землею,  не  имея ничего  лишнего

снаружи,  но  живя,  как  разбойники».  Славяне  жили  в  деревянных  избах,

находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и  часто  переменяли  место

жительства. Такая непрочность  и  частая  перемена  жилищ  были  следствиями

беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых  усобиц,

и от нашествия чуждых народов.

      Языческие верования наших предков  вообще  мало  известны.  Как  и  все

арийцы,  русские  славяне  поклонялись  силам  видимой  природы  и  почитали

предков.

      Племенные,  языческие  верования  были,  как  правило,   основаны   на

непонимании воздействия на человека каких-то  малоприятных,  неведомых  сил.

Представления  об  этих  силах  соотносились  с   родоплеменным   бытом,   с

особенностями местности,  со  специфическими  занятиями  населения,  Поэтому

серьезные  изменения  в  быте  ставили  под  сомнение   различные   элементы

верования,  порождали  религиозный  кризис  (так,  поклонявшиеся  духам  гор

племена не могли сохранить  своих  представлений  о  них,  переселившись  на

равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене  религии

показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Крещение  отдельных

влиятельных   людей   способствовало   знакомству    всего    населения    с

христианством. Часто побуждением  перехода  в  другую  религию  была  победа

христианского народа над язычниками.

      Не достигшее  большого  развития  и  не  имевшее  внутренней  крепости

языческое  миросозерцание  наших  предков   должно   было   легко   уступать

посторонним религиозным влияниям. Если славяне  легко  примешивали  к  своим

суевериям суеверия диких  финнов  и  подпадали  влиянию  финских  шаманов  -

"волхвов" и "кудесников", - то тем более  должна  была  влиять  христианская

вера на тех славян, которые могли ее познать.

      Язычники смотрели на жизнь  человека с чисто материальной  стороны:  при

господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным,  и

отнять жизнь у  такого  человека  считалось  подвигом  сострадания.  Религия

восточных славян поразительно  сходна  с  первоначальной  религией  арийских

племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям  природы  и

душам усопших,  родовым домашним гениям.

      Образование межплеменных этнических  общностей  обычно  сопровождалось

серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но  и  в  жизни

духовной. Значительным событием в  ранней  истории  большинства  европейских

народов стало их приобщение к христианству.

      К  концу  IX  века  область  России  вследствие   природного   влияния

разделилась главным образом на две части: племена,  жившие  на  юго-востоке,

находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на  Дону

и  Волге;  племена,  жившие  на  северо-западе,   должны  были   подчиняться

знаменитым морским королям, предводителям  европейских  дружин,  вышедшим  с

берегов  Скандинавии.  Около  862  года,  как  говорит  летописец,  племена,

платившие дань варягам, изгнали последних за море.

      Состоящая  из  различных  северогерманских,   славянских   и   финских

элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс.  стала

превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.  е.

религиозно.  Медленное  распространение  христианства  среде   варяжских   и

славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение  принимали

немногие воины,  участвовавшие  в  набегах  на  Византию,  и  в  торговли  с

христианами-греками  (профессии  воина  и  купца  в  то  время  очень  часто

совпадали).

      Перемена веры дружинников была  делом вполне  естественным:  они  много

времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в  Византии,

где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы  с

христианской верой.

      В   Х-ом   веке   продолжалось   постепенное   формирование    русской

государственности.  С  одной  стороны  необходимо   было   решать   вопросы,

связанные с расширением влияния киевских князей  "внутри"  Руси,  приводя  к

покорности  еще  разрозненные   славянские   племена,   с   другой   стороны

перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения  только  начавшего

складываться молодого феодального государства.

       В этой связи вся стремительная  деятельность Великого Князя  Святослава

(отца Владимира) по отношению к Руси не была  невниманием  к  ее  интересам,

или  неосознанным  стремлением  пренебречь  ею  (как  об  этом  говорится  в

некоторых местах летописи).  Наоборот  -  все  было  рассчитано  на  решение

больших государственных задач. Важнейшая из них,  состоявшая  в  обеспечении

безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно  (он

перестал существовать после  волжско-хазарского  похода).  Вторая  задача  -

создание  мирного  торгового  плацдарма  на  западном   побережье   Русского

(Черного) моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена  не была, т. к.  здесь

Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги.

       Борьба с печенегами стала  в Х  в.  насущной  потребностью  Руси.  Вся

плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями  и  городами,  была

обращена к степям, была открыта внезапным набегам кочевников,  раскинувшихся

по русской равнине на "месяц конного пути" от Дуная до Жигулей.

       Каждый набег  приводил  к  сожжению  сел,  уничтожению  полей,  угону

населения  в  рабство.  Поэтому  оборона  от  печенегов   была   не   только

государственным, но и общенародным делом,  понятным  и  близким  всем  слоям

общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону,  должен

был стать народным героем, действия которого воспевались  в  былинах.  Таким

князем оказался побочный сын Святослава - Владимир.

       В г. Любече, охранявшем подступы  к Киевской земле  с  севера,  жил  в

середине Х в. некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей  княгини

Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. Во  всяком

случае, в былинах сохранилась память о том, что он был при  княжеском  дворе

"конюхом  да приворотчиком", а позже  стал придворным - "  стольничал-чашничал

девять лет".

       Малуша Любечанка стала одной  из наложниц Святослава, и у  нее  родился

сын Владимир (год рождения неизвестен),  которого  долго  потом  корили  его

происхождением, называя "робичичем" и "холопищем". Воспитателем  при  нем  и

стал родной дядя Добрыня.

       Неизвестно, как сложилась бы  дальнейшая судьба  Владимира,  но  перед

очередным и как потом окажется трагическим походом 970 г.,  Святослав  решил

посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен  Киев,  а

Олегу - Древлянская земля. В то  же  время  Новгородцы,  недовольные,  может

быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу,  чтобы  он

дал им сына своего в правители.

      Ни Ярополк, ни Олег не согласились  княжить в Новгороде. Тогда  Добрыня

предложил Новгородцам просить в князья Владимира. Так  юный  "робичич"  стал

князем-наместником в Новгороде.

Информация о работе Принятие христианства на Руси и его историческое значение