Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:12, реферат
Цель данной работы заключается в выявлении и изучении причин возникновения и развития сект в России и в мире.
В задачи данной работы входило: 1)собрать общее описание сектантства; 2)составить (мировую и российскую) статистику распространения сектантства; 3)изучить основные историю и типы сектантских религиозных групп; 4)охарактеризовать организации и их способы борьбы с сектантством; 5)рассказать о положительном опыте борьбы с сектантством
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Характеристика понятий секта и сектантство…………………... 4
1.1. Терминология…………………………………………………….. 4
1.2. Признаки сектантской организации…………………………….. 5
Глава II. История сектантства в России ………………………………….. 9
Глава III. Организации и методы по борьбе с сектантством…………….. 13
Заключение………………………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………………………. 18
Приложение…………………………………………………………………. 19
6. Начало XX века (1917 год) - конец
XX века (1985 год) - советский период (активное
развитие сектантства при
7. С 1985 года - по настоящее
время (активная экспансия
Современное российское сектантство, главным образом, представлено религиозными, псевдорелигиозными, неоязыческими, псевдохристианскими, сатанинскими сектами, которые в большинстве своём являются тоталитарными и синкретическими. К ним относятся следующие секты: «Белое братство», «Церковь Последнего Завета» (Приложение 2), «Православная церковь Божьей Матери "Державная" (Богородичный центр) и другие. В начале XX века великий русский мыслитель И.А. Ильин справедливо утверждал, что после «расчленения России», в неё «будут вливаться социальные и моральные отбросы всех стран», в том числе и различного рода «миссионеры».
Современный этап развития сектантства в России сектанты называют «золотым», а исследователи справедливо сравнивают стремительное развитие данного феномена с «эпидемией». Противоречивая социально-политическая, экономическая обстановка в нашей стране является благоприятной средой для экспансии религиозных, псевдорелигиозных, светских сект.
Вывод: изучив историю сектантства в России можно сделать вывод о том, что в каждый период своего развития сектантство принимало различные формы (от языческих учений до иностранных сектантских организаций), имело свои последствия, сторонников и противников. Отношение к сектантству в разные годы было разным, так же как и виды сектантских организаций.
Глава III. Организации и методы по борьбе с сектантством
За свою многотысячелетнюю
историю человечество прошло в сфере
социально-правового
Реализуя данные рекомендации, во Франции, где с начала 80-х годов исследовали проблемы распространения сектантства, была создана Межминистерская миссия по борьбе с сектами при премьер-министре Франции.
Гибель во Франции «16 человек,
среди которых были 3 ребёнка, 23 декабря
1995 года…в Веркоре» в результате деятельности
одной из сект, заставили французских
законодателей принять меры к
ограничению свободы «
В МВД Франции существует
специальное полицейское
Даже в США, славящейся своей терпимостью по отношению к любым сектам (в том числе сатанистам), в Национальном управлении юстиции создан отдел по культово-ритуальным преступлениям, а разработанное этим отделом пособие «Контроль преступлений на культово-ритуальной почве: Законодательная основа для расследования, анализа и предотвращения» используется в качестве учебника Национальной ассоциацией инспекторов полиции США.
В России с конца 80-х годов
провозглашённое идеологическое многообразие
привело к сектантской
Причём подобные угрозы звучат
на фоне продолжающегося роста
Начало этому процессу
положено Федеральным законом «О
свободе совести и о
Однако проблема правовой регламентации деятельности асоциальных сект остаётся в должной мере нерешённой. Ретроспективный анализ истории противодействия российского государства сектантству показывает, что в России издревле преступления в религиозной сфере (в частности, против церкви) считались самыми тяжкими, виновных почти во всех случаях предавали смертной казни (сожжению): так было уже при Иване III , при Иване Грозном, и в эпоху Петра Великого.
В последующем власть также
жёстко боролась с преступлениями против
веры, которые посягали не только на
государственную религию и
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года - 6 глава так и называлась «О тайных обществах и запрещённых сходбищах». В соответствии со статьёй 351 в самостоятельную норму выделялась ответственность лиц за предоставление места для собрания «зловредных обществ»; имущество тайных обществ согласно статьи 352 подлежало конфискации или уничтожению.
В конце XIX века в России в сфере правоохранительной теории и практики сложилось понятие «ритуальное преступление»: в 1844 году чиновником по особым поручениям МВД В.И. Далем (автором «Толкового словаря русского языка») было подготовлено и издано «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении их крови» (было зарегистрировано 13224 таких факта), в котором он отмечал, что «изуверский обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым».
Необходимо отметить, что судебные процессы, в ходе которых рассматривали дела о ритуальных преступлениях, в большинстве случаев носили политический характер и заканчивались оправдательными приговорами (Приложение 3). В 1903 году по делу об убийстве подростка Михаила Рыбальченко, после осмотра места происшествия и медицинского исследования трупа, был сделан вывод «об инсценировке ритуального преступления»; в последующем было выяснено, что убийца (родственник потерпевшего) инсценировал ритуальное преступление «в целях обвинения местной еврейской общины».
В советский период также проходили судебные процессы, в ходе которых, рассматривали дела о ритуальных преступлениях: в 1935 году расследовалось дело о ритуальных убийствах около 60 адептов (путём утопления в реке, болоте и сожжения на костре) в секте зыряновцев под руководством их лидера - Христофорова (Зырянова).
Исторический опыт России
по правовому противодействию
Вывод: диапазон распространения сектантства раскинулся широко по всему миру. В каждой стране, где существует подобная проблема, государство и социально-психологические службы поддержки ищут новые способы борьбы с сектами и новые мероприятия для помощи тем, кто пострадал от влияния сектантов. Религиозные деятели также участвуют в решении данной проблемы. Священнослужители призывают людей чаще ходить в церковь, отказаться от низкопробной сектантской литературы.
Заключение
Россия – огромная страна и не всегда можно встретить в потоке новостной информации сообщения о сектантских преступлениях, но если постоянно следить за новостной колонкой из мира сект, то можно увидеть, как с каждым месяцем растет количество тревожных сообщений, и если заниматься этим каждый день, то становится очевидным, что проблема и угроза деструктивного сектантства в нашей стране не то чтобы исчерпала себя, а растет с каждым годом, изменяясь и количественно и качественно.
Граждане нашей страны сейчас раздроблены как никогда, нет единой идеологии, нет единого духовного стержня, за исключением нашего Православия, которое постоянно испытывает на себе все новые и новые удары и испытания. Есть ещё один надёжный объединяющий нас фактор – это национальность. Идея единой нации испытывает сейчас постоянные нападки. Эта разрозненность приводит к тому, что сегодняшняя молодежь пытается обрести себя в различных квазирелигиозных, квазиидеологических и иных субкультурных течениях, либо полностью ввергая себя в поток идей нетрадиционной религиозности, которая так широко представлена деструктивными сектами.
Обезопасить от сектантской вербовки наших учеников в школах, студентов в вузах и наших учёных мужей мы можем, только распространяя информацию о тех преступлениях, которые происходят в сектах, о подробностях того абсурдного учения, всю правду о котором сектанты всегда будут стараться скрыть от неподготовленных.
Список литературы
Горохов С. А. Религии народов мира. – М.: КноРус, 2012.
Грей Р. Великие религии мира. – А.: Попурри, 2010.
Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – СПб.: Христианская библиотека, 2002.
Олейник И. В. Тоталитарная секта. Как противостоять её влиянию. – М.: Генезис, 2005.
Плотки. В.А. Место религиозного сектантства и проблема национальной безопасности России. – М.: Религио, 2004.
Таевский Д. Секты мира. – М.: Феникс, Северо-Запад,2007.
Чернышев В.М. Сектоведение. Часть 2 – М.: Издательство им. святителя Льва, папы Римского, 2008.
Шапарь В. Б. Психология религиозных сект. – М.: Харвест, 2004.
Приложение 1
Приглашение на собрание одной из сектантских организаций
Приложение 2
Слева — Сергей Тороп (Виссарион) и рядом “евангелист Вадим.
Приложение 3
Пругавин А.С. «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством»