Религия и закон
- Введение
- Религия и Закон РК от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных
объединениях»
- Заключение
- Список литературы
Введение
Вера есть понимание
смысла жизни и признание вытекающих из
этого понимания обязанностей.
Л.Н. Толстой
Никто не будет возражать, что религия
– это один из основных факторов человеческой
истории. Допускается в зависимости от
ваших взглядов говорить, что человек
без религии не стал бы человеком, а можно
(и это тоже существующая точка зрения)
непреклонно доказывать, что без нее человек
был бы лучше и совершеннее. Религия –
реальность человеческой жизни, собственно,
так и нужно ее воспринимать.
Значение религии в жизни определенных
людей, обществ и государств разное. Стоит
только сопоставить двух людей: одного
– придерживающегося канонов какой-либо
строгой и замкнутой секты, а другого –
ведущего светский образ жизни и совершенно
безучастного к религии. То же можно применить
и к различным обществам и государствам:
одни живут по строгим законам религии
(допустим, ислама), другие предоставляют
своим гражданам полную свободу в вопросах
веры и вообще не вмешиваются в религиозную
сферу, третьи держат религию под запретом.
В ходе истории вопрос с религией в одной
и той же стране может меняться. Яркий
пример того – Казахстан. Да и конфессии
совсем не похожи в тех требованиях, которые
они выдвигают по отношению к человеку
в своих законах поведения и кодексах
морали. Религии могут сплачивать людей
либо разъединять их, воодушевлять на
творческий труд, на подвиги, призывать
к бездействию, недвижимости и наблюдению,
помогать распространению книжности и
развитию искусства и в то же время ограничивать
какие-либо сферы культуры, накладывать
запреты на отдельные виды деятельности,
науки и т. д. Значение религии всегда следует
рассматривать конкретно в определенном
обществе и в заданный период. Ее роль
для всей общественности, для отдельной
группы людей или для конкретного человека
может быть различна.
Кроме того, можно говорить, что религии
обычно характерно исполнять по отношению
к обществу и отдельным людям определенные
функции.
1. Религия, представляясь мировоззрением,
т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов
и убеждений, показывает человеку устройство
мира, конкретизирует его место в этом
мире, указывает ему, в чем состоит смысл
жизни.
2. Религия является людям утешением, надеждой,
духовным утолением, опорой. Не случайно
люди, как правило, обращаются к религии
в трудные моменты своей жизни.
3. Человек, обладая каким-то религиозным
идеалом, внутренне перерождается и становится
способен нести идеи своей религии, устанавливать
добро и справедливость (так, как диктует
их данное учение), смиряясь с лишениями,
не обращая внимания на тех, кто осмеивает
или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало
можно утверждать лишь в том случае, если
ведущие человека по этому пути религиозные
авторитеты сами чисты душой, нравственны
и стремятся к идеалу.)
4. Религия контролирует поступки человека
через свою систему ценностей, духовных
установок и запретов. Она может очень
сильно действовать на большие сообщества
и целые государства, которые живут по
правилам данной религии. Естественно,
не нужно идеализировать положение: принадлежность
к самой строгой религиозно-нравственной
системе не всегда останавливает человека
от совершения предосудительных поступков,
а общество – от аморальности и беззакония.
Это грустное обстоятельство является
следствием бессилия и небезупречности
человеческой души (или, как сказали бы
последователи многих религий, это «происки
сатаны» в человеческом мире).
5. Религии содействуют объединению людей,
оказывают помощь в складывании наций,
образовании и укреплении государств
. Однако та же самая религиозная причина
может приводить к разделению, расщеплению
государств и обществ, когда большое множество
людей начинает противоборствовать друг
другу по религиозному принципу. [1]
ІІ. Религия и Закон РК от 11 октября
2011 года № 483-IV
«О религиозной деятельности и религиозных
объединениях»
1. Республика Казахстан
утверждает себя демократическим,
светским, правовым и социальным
государством, высшими ценностями
которого является человек, его
жизнь, права и свободы.
2. Основополагающими принципами
деятельности Республики является:
общественное согласие и политическая
стабильность, экономическое развитие
на благо всего народа, казахстанский
патриотизм, решение наиболее важных
вопросов государственной жизни
демократическим методом.[2]
- Статья 1 Конституции
Республики Казахстан
Казахстан часто называют перекрестком
цивилизаций. С давних времен на территории
современного Казахстана развивались
и формировались самые различные вероисповедания.
Здесь были обнаружены следы распространения
буддизма, зороастризма, несторианства,
а также тенгрианства.
Конституция Республики Казахстан гарантирует
свободу совести, свободу отправления
религиозных культов. Среди верующих имеются
последователи почти всех мировых религий:
ислама, христианства (православия, католицизма,
протестантских течений), буддизма, а также
иудаизма, индуизма, древних политеистических
культов и современных новообразований.
Важное место в конфессиональном спектре
Казахстана занимают наиболее традиционные
для местного населения религии – ислам
суннитского толка и русское православное
христианство, на которые приходится почти
60 % из всех учтенных в Республике религиозных
объединений и доминирующее количество
верующих.
Религиозное образование не входит в
программу общеобразовательной школы.
Вместе с тем все желающие могут получить
его, для чего, как и для свободы совести
и вероисповедания, в стране есть все условия.
В частности, открыты исламский университет,
постоянно действующие курсы при крупных
мечетях (для тех, кто хочет получить начальное
духовное образование), воскресные школы
различных конфессий. В 1998 году была основана
первая католическая Высшая духовная
семинария «Мария – Матерь Церкви».
В 2005 году был создан Комитет
по делам религии, цель которого – обеспечение
реализации прав граждан на свободу вероисповедания,
укрепление взаимопонимания и терпимости
между религиозными объединениями различных
вероисповеданий. Особое внимание уделяется
и межрелигиозному диалогу. Для улучшения
взаимопонимания представителей различных
религий при поддержке на самом высоком
государственном уровне проводится Съезд
лидеров мировых и традиционных религий.
В Казахстане созданы все необходимые
правовые и организационные условия для
мирного сосуществования различных конфессий,
сформирована единая государственная
политика в области религии на принципах
отделения ее от государства, свободы
совести и свободы вероисповедания, равенства
религиозных объединений, невмешательства
государства во внутреннюю деятельность
религиозных объединений и сотрудничества
с ними.
Как говорит статистика, в Казахстане
более 4200 религиозных объединений и общин,
относящихся к 46 различным конфессиям.
В стране действует порядка 3200 мечетей,
церквей и иных молельных домов. На территории
государства проживают представители
всех мировых монотеистических религий,
в том числе иудаизма, а также последователи
индуизма, политеистических культов и
др. Наиболее сильное влияние на общество
оказывают ислам суннитского толка и русское
православное христианство.
В 1990 году в республике было
создано Духовное управление мусульман
Казахстана, в рамках которого объединено
большинство из официально зарегистрированных
мечетей. На сегодняшний день в Казахстане
насчитывается порядка 11 млн мусульман
24 национальностей.
Православие представлено 299
приходами и является одним из мощнейших
религиозных направлений Казахстана.
Структурно это подразделение Московского
патриархата.
Также на территории государства
83 зарегистрированных римско-католических
прихода, а также 5 греко-католических.
Популярность получил и протестантизм,
в том числе баптизм. В Казахстане более
1200 организаций, относящих себя к протестантским,
и примерно 500 культовых сооружений этой
ветви христианства.
Отдельно отметим распространение
в Казахстане иудаизма. На территории
республики пять синагог в Алма-Ате, Астане,
Усть-Каменогорске и Павлодаре.Среди менее
распространенных или современных верований
в Казахстане перечислим такие, как Международное
общество сознания Кришны, Свидетели Иеговы,
церковь «Новая Жизнь», Белое братство,
пресвитерианство, Новоапостольская церковь,
меннонитство, Церковь объединения, Церковь
сайентологии, бахаисты и др.
Закон Республики Казахстан «О религиозной
деятельности и религиозных объединениях»
вступил взаконную силу 11 октября 2011 года.
Необходимо сказать о том, что с принятием
этого закона утратил силу Закон РК от
15 января 1992 года «О свободе вероисповедания
и религиозных объединениях». Безусловно,
этот закон сильно устарел, и само время
требовало его коренного изменения. Более
10 лет шли жаркие дебаты по поводу внесения
поправок в данный закон, и вот дискуссиям
положен конец – закон принят и вступил
в законную силу.
Закон о религиозной деятельности
и религиозных объединениях (далее – закон)
направлен на обновление законодательства
о религиозных объединениях путем четкой
регламентации их статуса и деятельности,
установления необходимых правовых ограничений,
а также определения основ системной работы
государственных органов в сфере регулирования
конфессиональных отношений с учетом
реалий сегодняшнего дня.
Закон включает
в себя 25 статей, а также преамбулу, имеющую
очень важное значение.
«Настоящий закон основывается
на том, что РК утверждает себя демократическим,
светским государством, подтверждает
право каждого на свободу совести, гарантирует
равноправие каждого независимо от его
религиозного убеждения, признает историческую
роль ислама ханафитского направления
и православного христианства в развитии
культуры и духовной жизни народа, уважает
другие религии, сочетающиеся с духовным
наследием народа Казахстана, признает
важность межконфессионального согласия,
религиозной толерантности и уважения
религиозных убеждений граждан»
Среди основных понятий, используемых
в законе, хотелось бы отметить следующие:
миссионерская деятельность – деятельность
граждан РК, иностранцев, лиц без гражданства
от имени религиозных объединений направленная
на распространение вероучения на территории
Республики Казахстан. Это определение
в корне отличается от того, что было в
законе 1992 года: «проповедование и распространение
посредством религиозно просветительской
деятельности вероисповедания, которое
не содержится в уставных положениях религиозного
объединения, осуществляющего свою деятельность
на территории Республики Казахстан».
Определение уполномоченного
органа, как государственного органа,
осуществляющего государственное регулирование
в сфере религиозной деятельности, сильно
модернизировано. Раньше это было совсем
иное определение: уполномоченный орган
– государственный орган по связям с религиозными
объединениями, определяемый правительством.
В новом законе закреплены и понятия, которых
вообще не было: священнослужитель, религиозная
деятельность и религиозное объединение. [2]
Государство и религия
В законе четко сказано, что
государство отделено от религии и религиозных
объединений, и никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной
или обязательной.
И как отметил Кайрат Лама Шариф,
председатель Агентства РК по делам религий,
выступая на духовном форуме в Астане:
«… в то же время в преамбуле закона отмечается
историческая роль ислама ханафитского
учения и православия в развитии культуры
и духовной жизни казахстанского народа,
а также подчеркивается уважение к другим
религиям, сочетающимся с его духовным
наследием».Г-н Шариф также подчеркнул,
что «данные положения не нарушают равноправия
религиозных объединений, поскольку не
создают привилегированных условий одним
перед другими».
Согласно закону, система образования
и воспитания в Республике Казахстан,
за исключением духовных (религиозных)
организаций образования, отделена от
религии и религиозных объединений и носит
светский характер.
Воспрепятствование законной
религиозной деятельности, нарушение
гражданских прав физических лиц по мотивам
отношения к религии или оскорбление их
религиозных чувств, осквернение почитаемых
последователями той или иной религии
предметов, строений и мест не допускаются;
никто не имеет права по мотивам своих
религиозных убеждений отказываться от
исполнения обязанностей, предусмотренных
конституцией и законами РК; граждане
Казахстана, являющиеся священнослужителями,
миссионерами, руководителями или участниками
(членами) религиозных объединений, могут
участвовать в политической жизни наравне
со всеми гражданами РК только от своего
имени.
Государство не вмешивается в определение
лицами своего отношения к религии и религиозной
принадлежности, в воспитание детей родителями
согласно своим убеждениям, за исключением
случаев, когда такое воспитание угрожает
жизни и здоровью ребенка, ущемляет его
права и ограничивает ответственность,
а также направлено против конституционного
строя, суверенитета и территориальной
целостности Казахстана.