Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:58, реферат
Поднимать такую тему как взаимоотношение политики и религии значит, обсуждать особую область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести.
Введение 3
История взаимоотношений религии и политики 5
Структура отношений между политикой и религией 8
Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии 10
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Оглавление
Введение 3
История взаимоотношений религии и политики 5
Структура отношений между политикой и религией 8
Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии 10
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Поднимать такую тему как взаимоотношение политики и религии значит, обсуждать особую область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.
На всех этапах истории
религия была вовлечена в политику,
поскольку она связана с
Религия неизменно опирается
на довольно большие массы своих
последователей. Это - форма общественного
сознания. В определённые исторические
периоды, в тех или иных регионах
планеты это - форма сознания, наиболее
распространённая в массах, а иногда
она довлеет над всеми другими
формами общественного
В данном реферате предстоит ответить на два вопроса: как влияет политика на религию и, наоборот, религия на политику. Для начала стоит раскрыть понятие «политика». Термин происходит от древнегреческого — гражданство, право гражданства, государство, управление государством, способ управления государством,
политика. Восходит к- 1) город, главный город, главная часть города; 2) совокупность всех граждан, государство; 3) игра. Слово «политика» употреблял Аристотель (384—322 гт. до н.э.) при характеристике государства как формы общежития граждан, пользующихся известным устройством, которое предполагает власть закона.
Термин «религия» латинского происхождения (геН§го — совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ, предмет культа). Первоначально в ионийском греческом языке это слово означало соблюдение культовых предписаний, обрядов, в аттическом греческом слово было как бы «забыто», но затем вернулось и стало названием «религии» как единства, совокупности верований и культовой практики.
На протяжении всей истории всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество. Если рассмотреть детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах людей того времени.
В доантичные и античные времена самой главной линией соприкосновения религии и политики было божественное обоснование власти правителя. Такая схема не вызывала вопросов и была понятна большинству: не сам человек являлся источником власти, а лишь пользовался властью богов, чью волю он и призван был выразить (Др. Вавилон). Или, как вариант, правитель отождествлялся с божеством, и сам мог творить свою волю (Др. Египет). Таким образом, религия укрепляла позиции правителя и являлась основой внутренней политики государства. Впрочем, были попытки со стороны власти влиять на верования своих подданных, но они носили характер исключения, и, как правило, не приводили к существенным изменениям. Как пример, можно привести политику фараона Аменхотепа IV, принявшего позднее имя Эхнатон. Он упразднил традицию почитания старых богов, велев почитать единого бога Атона (Эхнатон — дословно, угодивший богу Атону). Но такой порядок продержался недолго, и сразу после его смерти, при фараоне Тутанхамоне был восстановлен прежний порядок почитания богов.
Подобная схема устоялась, и
работала вплоть до появления христианства,
появление которого внесло огромные
коррективы в отношения власти с
народом. Собственно частные возмущения
нормального хода управления государством
начались еще при царе Ироде, по приказу
которого была проведена операция по
истреблению первенцев в
По мере становления христианства,
оно, с точки зрения политики, приобретало
все большую идеологическую мощь.
Все от простых крестьян, до монархов
прислушивались к голосу церкви. Усилиями
нескольких людей к определенному
времени была сформирована самостоятельная
религиозно-политическая доктрина. Традиционно
ссылаются на две личности, без
сомнения оказавших влияние на рождение
христианизированной
Учение Фомы Аквинского, объявленного впоследствии Римской церковью святым, тоже основывалось на христианском видении мира. В отличие от Блаженного Августина, исповедующего принцип “Без веры нет знания, нет истины”, Аквинат считал, что разум способен рационально доказать существование бога и опровергнуть возражения против христианских истин, однако он не был сторонником чистого рационализма и придерживался принципа сочетания гармонии веры и разума. Светская власть, согласно его соображениям, должна быть синтезом трех правильных аристотелевских форм власти: монархии, аристократии и политики (правильной демократии). Мировоззренческая позиция Фомы Аквинского подразумевала наличие в мире всеобщего универсального иерархического порядка, созданного Богом, в который укладывалось все существующее. Таким образом, государство объявлялось частью этого универсального порядка, находящееся на своей ступени иерархии. Государственная власть имела божественный характер, недовольство ею расценивалось как грех, однако при значительной дисфункции власти оправдывалось даже покушение на тирана. Любопытен тот факт, что в 1879 году мировоззрение Фомы Аквинского было объявлено папой Львом XIII “единственно верной философией католицизма”.
С наступлением Нового времени роль
религии в жизни общества стала
уменьшаться, из-за того, что общество
стало постепенно переориентироваться
на другие идеалы. Возможно, это обусловили
объективные законы общественного
развития, а так же самостоятельное
развитие науки и техники, подкрепленное
чередой фундаментальных
Проведя анализ истории взаимоотношений политики и религии, можно, сделав некоторые обобщения, выделить 4 основных типа взаимоотношений государства и религии.
1. Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих государствах складывались различные степени почитания и обожествления верховного правителя.
2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником Бога на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковной.
3. Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством правителя. Напомним, что теократией называют такую форму правления, когда глава государства и глава церкви — одно лицо (например, Папа Римский в Ватикане).
4. Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви государству. В других государствах наблюдаются более спокойные взаимо-независимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в чистом виде отсутствует везде.
Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений церкви и государства наступает момент его оцерковления, то есть перенятие некоторых функций церкви. В таком случае, если перенятые функции были или очень важными или специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы отходит на второй план, и частично утрачивает свое влияние на жизнь общества. Ситуации, когда, наоборот, церковь стремится к доминированию, ведет к неизбежной борьбе светской и церковной власть за верховную роль. Именно такая борьба имела место в средневековой Европе, и окончилась победой национальной государственной политики над всеевропейским католическим владычеством. Если уж рассматривать христианский подход к отношениям церкви и государства, то можно сказать, что согласно христианской позиции, церковь не должна заниматься управством гражданских дел, ибо подобные тенденции в целом могут привести к регрессу общественных отношений и негативно сказываться на самой церкви. Противоречие, заложенное в отношениях церкви и государства, может быть точно выражено вопросом: “Как же должны существовать государство и церковь: совокупно или раздельно; и кто кому в какой мере должен быть подчинен”?
Если принять за отправную точку цепочки умозаключений мнение, что для государства практическое значение имеет не непосредственно религия, а порождаемый ею нравственный элемент общества, то можно сказать, что потребность государства в этике приводит его к необходимости уважать религию. Для того, чтобы нравственное начало могло оказывать свое позитивное влияние на политические отношения, необходимо, чтобы религия была независима от государства, ибо религия может существовать только самостоятельно, так как без этого она перестает быть самой собой и перестает рождать ту высокую этику, из-за которой она и дорога государству.
Отсюда логически
Такое отделение подразумевает демократический союз церкви и государства, поскольку при этом церковь не исчезает, а продолжает действовать на общественное сознание, не вмешиваясь в систему управления государством. Наиболее полно это реализовалось в последние годы существования самодержавной России, когда заимствованный ей византийский принцип равноправия двух властей вел к укреплению государства, так как они не боролись между собой, а создавали и укрепляли взаимный авторитет. Таким образом, подобные взаимоотношения позволяют реализовать идею господства нравственного идеала, так необходимого обеим сторонам, без каких-либо болезненных взаимных уступок.
Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях - структурном и функциональном.
Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии и политики взаимосвязаны. Самое тесное взаимодействие существует между первыми тремя составляющими обеих систем.