Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:38, реферат
Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие, например, шаману, совершить путешествие в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы
Роль символов в язычестве 3
Солярная символика 3
Символика природы, земли и плодородия 8
Символика воды 11
Символика огня 14
Символика воздуха и пространства 16
Символика союза двух начал 17
Символика идеала 18
Огонь… Наверное, даже
самый городской человек хоть раз в жизни смотрел на
живой огонь, не из газовой плиты или зажигалки,
а настоящий, который в печи или костре.
Зрелище, завораживающее глаз и ум. Естественно,
что у Язычника огонь вызывает те же чувства.
Огонь для Язычника, это не просто химический
процесс, это сакральное явление. С этим
явлением напрямую связаны понятия об
огне жертвенном (земной огонь) – дым от
жертвенного костра уносит в Ирий сущности
жертв (сущности потому, что сложно сказать,
что к примеру, у блина есть душа или нет,
а вот сущность есть у любого предмета).
Также существует огонь небесный – огонь
небесной кузни, кузни Сварога, Тора –
одна из основных творческих сил. Проведем
некоторые аналогии с Солнцем и плазмой
и теорией большого взрыва и периодом
формирования Земли, когда на ней происходили
активные тектонические процессы, извержения
вулканов. Усестно будет также вспомнить
об огненном мече – символе справедливости
и Прави, которым вооружены многие герои
фэнтезийные и исторические персонажи
в современных произведениях. Даже рыцари
Джедаи из фильмов Джорджа Лукаса, исповедующие,
по сути язычество, вооружены световыми
мечами.
Также существует огонь Нави, здесь мы
проведем аналогии с христианскими культом,
в котором грешников, пребывающих в аду
жарят черти на кострах, у которых (костров)
есть семь режимов приготовления этих
самых грешников (см. «Божественную комедию
Данте») – прям СВЧ какая-то. Это примитивное
поверие о несчастной судьбе грешников
(где же милосердие и всепрощение?!) берет,
что естественно, свои корни из более широкого
и обоснованного языческого представления
о Навском огне. Так вот Навь у язычника
ассоциируется с подземным огненным царством,
(вспомним греческий Аид) – и никто, кстати,
там не жарится, просто подземный огонь
понимается как стихия. Здесь будет уместно
вспомнить об огнедышащих драконах и змеях
– они тоже дети Нави. Огонь Нави можно
интерпретировать как регрессивную, разрушающую
силу, сжигающую добро и свет. Ведь можно
обжечь сердце любовью (небесным огнем),
а можно спалить душу пьянством и обманом.
Такие вот пироги. Теперь посмотрим на
графические изображения этих знаков.
Знаки огня, особенно, Небесная Кузни –
довольно сложные в исполнении и понимании
знаки. Представляют они собой как правило,
четырехчастные свастикообразные знаки,
однако это не совсем свастика, ибо огонь
никуда не крутится, лучи, а скорее даже,
языки пламени располагаются иначе, чем
у свастик. Взглянем на руническую первооснову
этих знаков. При разложении этих знаков,
как небесного, так и земного огня, перед
нами получается как минимум, четыре футаркские
руны Кано (Kano), «Факел» вот как характеризует
руну А. Платов: «…Очень мощная руна; связана
не только с формированием и ориентацией
деятельности человека (на любом уровне)
в нужном направлении, но и с приданием
ей необходимой силы. Второй аспект руны
– раскрытие. Очевидно, что оба аспекта
руны взаимосвязаны – невозможно воплотить
замысел, на раскрыв себя миру». Вот один
аспект огненной силы. Также перед нами
может получиться руна Гебо (Gebo), Дар –
руна божественного дара. Еще мы видим
в них руну Ингуз (Inguz), руну скандинавского
бога Инга (Фрейра), это одна из интереснейших
рун Футарка, руна плодородия в репродуктивном
аспекте. Эта же руна у в Славянском строю
аналогична по смыслу руне Даждьбога,
подателя благ – обратим внимание, что
эта руна встречается уже только в знаках
небесного огня. И наконец, перед нами
может престать руна Oтал (Othal), наследие,
название которой говорит само за себя.
Вот так – символика огня очень сложна.
Велики просторы светлой
Руси… Выйди в поле, посмотри,
какие прекрасные земли раскинулись здесь аж до самого
горизонта! Ощущали ли Вы, как в ваших волосах
играет ветер и как ходят волны на хлебном
поле, а как шумят в лесу деревья, а как
играют листья на осине? Наверняка. Итак,
прерд нами символика пространства и воздуха.
Давайте определимся, что мы пбдем понимать
далее под этими понятиями. Итак, пространство
это то, что в математике обозначают три
оси – X, Y, Z, идущие в бесконечность. Они
обозначают ширину, длину и высоту. Проще
говоря, пространство это некоторый участок
физического мира, определяемый какими-либо
границами – явными или не явными. Воздух
же, и есть воздух – среда нашего обитания,
совокупность газов, определяющая ко всему
прочему, законы аэродинамики – это дополнение
очень важно, ибо по ним наши предки и могли
судить о природе воздуха.
Стреляли Вы когда-нибудь из лука? Не в
тире или спортивной площадке, а в поле?
Если да, то Вам должны быть знакомы неописуемые
ощущения, когда вы отпускаете стрелу
и она летит со свистом в небо. О луке и
стрелах здесь упоминается не случайно,
дело в том, что стрела (или даже стрелка)
– основной символ воздуха, а вместе с
ним и ветра. Наши пращуры-оружейники и
лучники замечательно знали законы аэродинамики
– они и позволили создать стрелы и лук
– русский лучник мог запросто покрыть
выстрелом расстояние в более 250 м. прямой
наводкой (по сравнению с западноевропейскими
и английскими лучниками этот показатель
очень и очень велик, он превышает тамошние
показатели более чем на 100 м.). Пространство
изображалось при помощи стрел – одной,
двух, четырех, восьми. Эти стрелы и характеризуют
сущность пространства. В случае с двумя
стрелами, перед нами – восходящие и нисходящие
потоки воздуха, верхние и нижние слои
атмосферы. Рассмотрим также типичный
знак – четыре скрещенные стрелы: север
(зима), юга (лето), запад (ночь) и восток
(день) – опять перед нами единство противоположностей,
здесь вам и прогресс и регресс. Обратите
внимание: горизонтальная черта: восток
– прогресс, запад – регресс, вертикальная
черта: север – прогресс, юг – регресс.
Стоит упомянуть еще о круге, проведенном
по этому кресту (как на рисунке слева)
– он означает единство элементов.
Как уже можно было убедиться выше, тема единения и конфликта
двух диаметрально противоположных сил
– один их главных, если не главный закон
в язычестве, закон существования мира.
Это и дуальная пара Правь-Навь, это и День
с ночью, это, наконец мужчина и женщина.
Правь – царство всепобеждающей правды,
справедливости, царство светлых богов,
в нем располагается прекрасный Ирийский
сад с молодильными яблоками и молочной
рекой, в нем живут волшебные птицы, туда
попадают люди, жившие в явском мире по
Прави – справедливо, по совести (подобен
саду Гесперид греческих мифов). Навь –
темное царство хаоса и разрушения, в ней
живут темные боги и люди, живущие по законам
Кривды. Конфликт между ними понятен –
Навь пытается уничтожить мир, Правь пытается
его сохранить, блюдет в нем свой порядок,
единение же их в том, что ни одна из этих
сил не может ни победить ни проиграть,
без них мир не мыслим, их существование
– условие существования мира, их единения
мы наблюдаем в мире Яви, мире людей, человек,
между прочим, олицетворение единения
этих двух сил (см. раздел «символика воды»).
Вообще, о Прави и Нави можно говорить
бесконечно, так что отошлем интересующихся,
например, к работам А. Платова, волхвов
Велеслава, Велемира и Иггельда.
Дуальная же пара мужчина и женщина –
это опять же, союз двух начал. Считается,
что у мужчины преобладает разумное начало,
у женщин – чувственное. Это вполне согласовывается
с выводами современной психологии. Если
мужчина мыслит, стремиться все привести
в порядок и равновесие (отбросим некоторые
«мужские» исключения и сексуальные меньшинства),
женщина пытается все привести к хаосу
и дисбалансу (это ее нормальная среда
существования). Здесь можно проводить
аналогию с Правью и Навью, однако это
все же несколько иной конфликт, на скромный
взгляд автора, мы не можем говорить о
том, что мужчина – олицетворение Прави,
а женщина – Нави, однако мы можем говорить
о том, что и те и другие олицетворяют какие-то
особенности Прави и какие-то особенности
Нави (все зависит от человека). Если человек
склонен к Прави (в его личной битве на
Калиновом Мосту, Правь одерживает победу),
значит он будет проявлять стороны Прави:
если это мужчина – он будет «мыслить
по Прави», подобно светлым богам, если
же это женщина, она будет «чувствовать
по Прави», как это делают светлые богини
– Лада, Леля, Жива и другие. Однако, если
человек склонен к Нави, он будет подобен
Вию, Кощею, змею Юше, или же Морене (если
это женщина). Единение мужчины и женщины
символизирует, как уже говорилось, крест
и ему подобные знаки.
Еще одна дуальная пара, которую нельзя
рассмотреть, это Небо и Земля. Эта пара,
в принципе, похожа на пару Мужчина-Женщина,
однако есть некоторые различия. Итак,
в традиционном представлении, Земля –
мать, Небо – отец. Небо оплодотворяет
землю небесной водой, дождем, земля родит
растения. Такой родительный аспект здесь
основной, в отличие от пары мужчина-женщина,
где он отходит на второй план.
Что же касается символов подобных единений,
то они представляют собой переплетенные
прямые, срастающиеся, в итоге, в одну,
перекрещивающиеся прямые, короче говоря,
двучастные знаки, переходящие в одночастные.
Одна из самых сложных
и мало изученных групп символов
– символика идеала. На это, безусловно, есть множество причин. Однако
они нисколько не уменьшают этой прорехи
в изучении символики Язычества.
Что является идеалом в Язычестве? Конечно,
некоторые могут распространяться о примитивности
его (Язычества), что, мол, идеала вовсе
не было его вовсе не было. Но это не так
– малоизученность этой проблемы еще
не говорит об отсутствии у язычника идеала.
Как уже не раз мы убеждались в предыдущих
разделах, в Язычестве огромную, если не
ключевую роль играет борьба противоположностей
и при этом их единство. Например, пары
Правь-Навь, мужчина-женщина, хаос-порядок.
Это один из ключевых принципов в язычестве
– борьба и единство одновременно. Через
это противостояние и вместе с тем, неразрывный
союз, достигается гармония. Звучит грубовато,
но задумайтесь: хотите ли вы жить при
абсолютном порядке? – звучит угрожающе,
не правда ли? Тогда получится просто «День
Сурка». А при абсолютном хаосе? – тоже
вряд ли. А хотите ли вы иметь только разум
и не иметь чувств?
А то, при чем жить хотим, например, в мире
Прави, просто не достижимо в явском мире,
так как Явь – та область на Мировом Древе,
где происходит единение и вместе с этим
вечная война Прави с Навью. Это все говорится
для того, чтобы не допустить суждений
об односторонности идеала. Идеал, это
всегда совокупность чего-то с чем-то.
Простой пример: винт и гайка: они абсолютно
разные, но в тоже время, они идеально подходят
друг к другу: гайка идеально навинчивается
на винт, а он ввинчивается в гайку – вот
единство противоположностей.
Проще говоря, для язычника является идеалом
золотая середина. Видеть ее способны
не многие, однако любой язычник должен
следовать принципу Золотой Середины,
оптимальному единению двух противоположностей.
Это не касается только Прави с Навью,
ибо любой язычник ведет борьбу за Правь,
он ее славит (вот вам «православная» вера
- у русского христианства даже название
языческое). Конечно есть и исключения,
однако в общем, язычники живут по Прави.
Это очень важный момент: обратите внимание
– не по закону, а именно по Прави, это
что-то типа совести, если кто-то еще знает
что это такое. Поэтому древнему Руссу
не требовалось никаких записанных на
бумажке норм – он и сам прекрасно понимал,
что резать всех вокруг, брать чужое, оскорблять
– плохо, да и милиции по этому не требовалось:
ведь преступник, совершивший что-то не
по Прави, будет наказан окружающими.
Насчет изображения идеала дело обстоит
намного хуже, чем в других группах. Однако,
можно все-таки говорить о том, как он изображался.
Поскольку идеал это гармония всего сущего,
его изображают как яйцо. Все помнят, например,
сказку про курочку Рябу, однако мало кто
знает, какой глубокий сакральный смысл
заложен в ней. Это остатки древнего мифа.
Задумаемся: курочка Ряба, умеющая говорить
(и при этом не вызывая этим никакого удивления
у Бабы с Дедом), снесла хозяевам золотое
яйцо, то есть привнесла в мир гармонию.
Однако, что делают люди? Вместо того, чтобы
беречь золотое яйцо, пытаются бедное
яичко разбить. На этом месте остановимся
и подумаем: а кто, собственно, такие, эти
Дед и Баба? Между прочим, своих далеких
предков язычники называют, соответственно,
Дедами и Бабами. Баба, также, женский первопредок.
И вот эта компания из перволюдей пытается
разрушить гармонию. Не правда ли знакомая
картина, как актуальна эта проблема и
сегодня? Но у них ничего не выходит –
маловато сил у людей для того, чтобы разрушить
то, что создано богами Прави (то есть курочкой
Рябой). И тут появляется мышь, причем никакая-нибудь,
а серая. Серая мышь живет в норе, то есть
под полом, то есть принадлежит Нави. А
если быть точнее, она - ее олицетворение
(ведь она разрушает гармонию). И приходит
она не одна, а еще и со своим хвостом наперевес
– хвост у мыши похож на маленькую змейку
- это тоже не случайно – мышиный хвост
это Змей Юша, он же Мировой Змей, он же
волк Фенрир в скандинавских Мифах, из-за
которого произошел Рагнарок (конец света).
И вот силы Нави, вместе с Юшей, бьют по
гармонии и нарушают ее – яйцо падает
и разбивается (ах, как легко нарушить
гармонию!). И что же, Дед с Бабой радуются
– ведь яичко-то разбилось – нет, они наоборот
плачут – им не нравится жить в дисгармонии
(тоже знакомая картина – наделают дел,
а потом рыдают). И что же, курочка Ряба
говорит, по сути, своим детям, мол, не беспокойтесь,
я гармонию восстановлю (снесу новое яичко)
– вот вам сущность Прави. Заметим также,
что в сказке наблюдается конфликт между
Рябой и мышью. А непутевые люди – так
ну есть они и есть. Но: если бы не было
мыши (Нави) и яйцо бы не разбилось, была
бы нужна людям Ряба (Правь) – вряд ли,
уж такова сущность людей.
Еще есть сказка о колобке с подобным сюжетом.
КОЛОбок тоже похож на яйцо. Все те же непутевые
Дед с Бабой упускают свою гармонию, свой
идеал, неосмотрительно оставляя его на
окне. Но если бы на окне его не оставили,
они бы его все равно уничтожили посредством
своих материалистических потребностей
– съели (подобно тому как сегодня высокое
искусство превращается в бизнес). Путем
долгих исканий, трудов и стараний, Баба
(именно Баба), следуя импульсу Деда (муж
оплодотворил, жена родила, простите за
некоторую пошлость), Баба создает идеал
– круглого колобка. Но в результате, оставив
его, пускай не навсегда, но все же на время,
они его теряют. Будет ли у них возможность
создать еще один? – Вряд ли все ото всюду
уже вымели и выскребли.
И последнее. Существует в Язычестве миф,
что сначала вместо Вселенной было только
яйцо. В яйце томился родитель богов и
всего сущего, Род. Но, силами любви, он
разрушил свою темницу и создал мир, вселенную,
Землю (круглую, кстати). Так что, в каком-то
смысле, первоначальная гармония утеряна
навсегда. Но нужна ли нам гармония в абсолютной
пустоте? То, почему именно посредством
любви разрушается гармония, тоже понятно
– любовь это всегда стресс, шок, нарушение
гармонии в хорошем смысле (это к тому,
почему нельзя жить при абсолютном порядке).
Этот миф вполне согласуется с теорией
Большого Взрыва, очень популярной в кругу
астрономов. Согласно ей, Вселенная возникла
из мельчайшей частицы огромнейшей плотности
– в этой частице произошел какой-то процесс,
и она взорвалась, да так, что все ее содержимое
разлетелось на неопределенное (но огромное)
количество парсек вокруг, начались бурные
химические реакции. В результате этого
взрыва мы сегодня и имеем то, что имеем:
Землю, Солнце и необъятные просторы Вселенной
вокруг.