Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 11:49, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение религиозного сектантства в Иране в 18-19в.
Задачи данной курсовой работы заключается:
-изучить специфику шиитского сектантства;
-рассмотреть секты входившие в шиитское сектантство;
-изучить бабидское движение в Иране.
Введение
Глава I : Специфика шиизма. Шиитское сектантство.
Глава II : Бабидское восстание.
Заключение
Список используемой литературы
В 1844 г. – ровно через тысячу лет с момента
легендарного исчезновения двенадцатого
скрытого имама – сеид Али Мухаммед объявил
себя Бабом1,
т. е. вратами, через которые ожидаемый
имам в качестве мессии Махди вот должен
спуститься на землю. Прихода скрытого
имама шииты всегда ожидали с нетерпением,
а в периоды острых кризисов это нетерпение
стократ возрастало. Неудивительно, что
проповедь, с которой выступил набожный
торговец из секты шейхитов, вызвала широкий
отклик в стране. Махди ожидали со все
возрастающим напряжением, а идеи Баба,
распространявшиеся его последователями
вначале в весьма неопределенной форме
и потому получавшие различную интерпретацию
в зависимости от обстоятельств «то это
были призывы к справедливости и снижению
налогов, то осуждение богатства и роскоши,
то возмущение бесцеремонностью иностранцев,
то требования социальных и имущественных
прав и гарантий»2
, день ото дня обретали все большую силу,
особенно в Азербайджане, где произвол
персидских властей ощущался наиболее
остро. Встревоженные власти заключили
Баба в 1847 г. в тюрьму, но это его не остановило:
именно сидя в крепости Баб написал свою
знаменитую книгу Беян, в которой он провозгласил
себя долгожданным Махди и изложил принципы
своего учения. В общем эти принципы
сводились к тому, что «новая эпоха рождает
нового пророка, устами которого говорит
Аллах, что он, Баб и Махди, является именно
таким пророком, несущим миру справедливость,
гарантирующим защиту прав и имущества
и в то же время выступающим против произвола
власти и засилья иностранцев.» Распространяя
идеи Баба, его последователи во многом
шли дальше него, требуя раздела и общности
имущества, выступая за всеобщее равенство,
включая и равенство женщин. Эти эгалитарные
призывы оказывали едва ли не наибольшее
воздействие на крестьянские массы, следствием
чего были быстрое возрастание количества
бабидов и радикализация этого движения.
В 1848 г. большое число сторонников Баба
собралось в г. Бар-форуше (ныне Баболь).
Это совпало с получением известия о смерти
шаха Мухаммеда. Вступление на престол
нового шаха, Наср-эддина, сопровождалось
обычной в таких случаях в Иране борьбой
различных придворных клик и замешательством
властей. Бабиды сочли этот момент подходящим
для выступления. Они открыто вооружались.
После нескольких стычек с отрядами местных
ханов «около 700 вооруженных бабидов оставили
Барфоруш и обосновались в 20 км от города,
в лесу, у гробницы Шейх-Таберси. Они построили
здесь укрепленный лагерь. Вскоре из окрестных
деревень и из отдаленных районов сюда
собралось до 2 тыс. человек, в основном
крестьян и ремесленников. Во главе со
своими руководителями Мухамме-дом-Али
барфорушским и Хусейном Бошруйе1
они пытались осуществить планы создания
«царства справедливости» .
Имущество собравшихся в бабидском лагере было объявлено общим достоянием. Все бабиды обязаны были работать на строительстве укреплений, изготовлять оружие и выполнять другие работы. Питались они из общего котла. В своих донесениях о событиях в Шейх-Таберси русский посол в Тегеране писал, что «бабиды насаждают коммунизм вооруженной силой».
Крестьяне поставляли бабидам
лошадей, коров, овец, продовольствие,
фураж и т. д. Известие о
том, что в Шейх-Таберси положено
начало «царству
Весной к Шейх-Таберси были посланы новые войска, численность которых вскоре достигла 10 тыс. С исключительным мужеством осажденные бабиды продолжали борьбу. Их ряды таяли, иссякали запасы продовольствия, наступил голод 2 .Только в мае 1849 г., после того как осаждавшие обещали сохранить им жизнь, бабиды прекратили сопротивление. Сдавшиеся были вероломно перебиты шахскими войсками.
После разгрома лагеря бабидов , бабидокое движение продолжало нарастать в других городах и провинциях.
Среди населения г. Зенджана большую популярность завоевал бабидский проповедник Мухаммед-Али зенджанский. 1 Он опирался на поддержку ремесленников, крестьян окрестных деревень, купцов и пользовался огромным влиянием. Фактически город Зенджан уже в 1849 г. находился под контролем бабидов, которые готовились к вооруженной борьбе. Открытое восстание началось в мае 1850 г., когда по приказу шахского губернатора был арестован один из бабидов. Восставшие захватили большую часть города, разгромили тюрьму и освободили заключенных. Так же как и в Шейх-Таберси, все имущество бабидов было объявлено общим достоянием. В Зенджане важную роль в движении играли городские ремесленники. Ближайшими помощниками Мухаммеда-Али были кузнец Казем, хлебопек Абдула. 2
С конца мая начали прибывать шахские войска, посланные для подавления восстания. Но их атаки успешно отбивались зенджанскими бабидами. Рядом с мужчинами в бабидских отрядах сражались женщины и подростки. «Одним из отрядов командовала бабидка, принявшая мужское имя Рустем-Али.» 3
Под влиянием зенджанского восстания активизировалось народное движение в других районах. В начале 1850 г. вспыхнуло восстание в Йезде; оно было сравнительно быстро подавлено властями. В июне восстали бабиды в Нейризе.
Стремясь пресечь дальнейшее распространение бабидского движения, шахское правительство в начале июля 1850 г. расстреляло находившегося в заключении Баба.Казнь Баба не приостановила бабидские выступления. Центром борьбы продолжал оставаться Зенджан. Против зенджанских бабидов было двинуто многочисленное войско с артиллерией. Шах приказал разрушить артиллерийским огнем занятую бабидами часть города и истреблять всех повстанцев вместе с детьми и стариками.
К концу 1850 г. после упорного сопротивления зенджанское восстание было жестоко подавлено. Еще раньше было разгромлено восстание в Нейризе1, но в ответ на террор в его окрестностях началось новое восстание крестьян. Целыми семьями они бросали селения и уходили в горы. В течение длительного времени повстанцы стойко держались в горных укреплениях. Однако, отрезанные шахскими войсками от своих деревень, они были почти поголовно истреблены.
Второе нейризское восстание было последним массовым выступлением бабидов. Попытки выступлений весной 1852 г. в Барфоруше и Зенджане уже не имели массового характера и были быстро подавлены властями. 2 Часть бабидов стала на путь индивидуального террора. В августе 1852 г. было совершено неудачное покушение на шаха. Правительство жестоко расправилось с последователями бабидов, по всему Ирану шли массовые казни.
Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направленными и против закабаления Ирана иностранными колонизаторами. Так же как восстание тайпинов в Китае и народное восстание в Индии, бабидские восстания были одним из ярких проявлений освободительной борьбы народов Азии в середине XIX в.1 Но в отличие от восстания них бабидские восстания не вылились в крестьянскую войну. В них участвовало крестьянство главным образом лишь пригородных районов некоторых провинций Ирана. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в разных областях страны.
Наряду с прогрессивными социально-экономическими и политическими требованиями, облеченными в религиозную форму, в учении бабидов были и реакционные моменты, типичные для религиозных сект с их фанатизмом и упованием на лучшее будущее в потустороннем мире. Характерно, что после подавления бабидских восстаний один из учеников Баба, ставший его преемником, сын шахского министра Мирза Хусейн Бехаулла , «очистил» бабидское учение от его антифеодальной направленности2. Он проповедовал смирение, ненасилие, моральное совершенствование людей, признавая при этом неприкосновенность всех видов собственности. Бехаулла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя после подавления бабидских восстаний бехаизм -- учение Бехауллы -- был официально запрещен, он получил довольно широкое распространение в Иране, особенно среди компрадорских элементов купечества.
В середине XIX в. в Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и иностранными колонизаторами. Не было рабочего класса, который мог бы возглавить и организовать крестьянство. Не было и буржуазии. Крестьянские выступления были разрозненными и локальными. Ремесленники и мелкие купцы феодального Ирана, принимавшие активное участие в движении, не могли сыграть роль руководителей антифеодальной борьбы народных масс.
Под влиянием восстаний народных масс некоторые представители господствующего класса пытались путем реформ ослабить глубокий кризис, переживаемый феодальным Ираном. Инициатором этих реформ был назначенный новым шахом, Наср-эд-дином, великий визирь (глава правительства) Мирза Тагихан, получивший титул Амир Низама («князь армии»).1 Он был организатором и руководителем подавления бабидских восстаний и расправы с бабидами. Главными целями реформ, проводимых Амир Низамом, были укрепление власти центрального правительства, создание сильной армии, способной обеспечить независимость Ирана от посягательств иностранных держав и держать в повиновении народные массы. Он был решительным противником усиления английского влияния в Иране, стремился покончить с феодальным сепаратизмом и ханскими мятежами.
Следует учесть, что в 1846 г., по подстрекательству и при поддержке англичан начался феодальный мятеж хорасанских ханов, подавленный только в 1850 г. «Мы не хотим... -- говорил Амир Низам,-- чтобы англичанам дана была возможность вмешиваться в какой-либо мере во внутренние дела Ирана» 1.
Амир Низам смещал губернаторов, не подчиняющихся центральному правительству, боролся с казнокрадством, значительно сократил число чиновников, урезал доходы бесчисленных отпрысков шахской семьи. Он призывал к расширению торговли и развитию местной промышленности. Было организовано производство ружей и другого оружия. Началась реорганизация армии.
Учитывая всеобщее недовольство крестьян помещичьим произволом, Амир Низам разработал проект, устанавливающий размеры повинностей, которые крестьяне должны были выполнять в пользу ханов 2.
Реформаторские проекты Амир Низама не могли существенным образом изменить положение Ирана. К тому же сторонники реформ составляли незначительную часть господствующего класса. Большинство феодальной знати, высшее духовенство решительно выступали против реформ. Пока продолжались бабидские восстания, Амир Низама терпели на посту великого визиря. Но осенью 1851 г. он был смещен и сослан, а в 1852 г. казнен по приказу шаха. Попытка реформ окончилась поражением . Сохранили известное значение лишь преобразования, проведенные Амир Низамом в области просвещения. По его указанию молодых иранцев начали посылать учиться за границу, и в частности в Россию; в Иран приглашались иностранные профессора. В конце 1851 г. в Тегеране было основано первое учебное заведение европейского типа Дом наук. В этом учебном заведении изучали военное дело, медицину, математику, гуманитарные науки. Преподаватели переводили на персидский язык европейские учебники. В Тегеране начала выходить еженедельная газета.
Вывод по главе II.
В начале данной главы мы раскрыли Иранское государство в начале 19 века. Иран был ослабшим: и в экономическом и политическом смысле. Пользуясь ослабшим государством, под предводительством низшего духовенство, началось восстание народа. Оно было направлено на требование отмены частной собственности. Всего за промежуток с 1848 по 1852 года в Иране произошло 3 крупных восстаний. Все они были жестоко подавлены, а их предводители казнены. После разгрома этих трёх разрозненных восстаний, движение бабидов потеряло массовый характер, а их проповедники перешли к террору.
Заключение
Данная работа позволила по новому взглянуть на религиозные секты в Иране. Мы пришли к выводу, что секты в Иране в 18-19 век носили религиозный характер. Все произошло с разделения ислама на две ветви: шиизм и суннизм. Шиизм был представлен нами как течением в исламе, учением которого является признание единственно законным приемником пророка Мухаммеда является только Али и его приемники. Шиизм в Иране появился с давних времен. Уже к 1502 году он является официальной государственной религией династии Сефевидов. В основе их доктрины лежал тезис об исключительном праве потомков пророка на власть. Этой доктрине поддерживались не только шииты, но и различные течения сектантства. В этой курсовой работе мы рассмотрели два направления шиитского сектантства: это крайние секты и умеренные. Крайнее течение представляли собой многочисленные секты. Их доктрина заключалась в том что они «слишком» обожествляют имамов. Они сравнивают имамов с Богом, то что у них есть сверхъестественные силы. Одной из этой секты являются имаматы.
Говоря о умеренном течением шиитов, можно сказать, что они проповедует то, что имам должен быть из рода Али , но они в отличие от крайнего течения отрицали божественную власть имамов.
Также одной из известных сект является шейхиты. Главная идея шейхитов неизбежность скорого пришествия мессии —
скрытого имама махди, который уничтожит распространившуюся на земле несправедливость, а также появление человека, которого шейхиты называли вратами — «баб» — посредника между махди и людьми.
Бабидское движение мы рассматривали в главе II. Рассматривая эту тему мы увидели, что бабидское восстание было направленно против феодального строя и иностранной зависимости. Но все же носило религиозный характер. Пользуясь ослабшем положением Ирана, секты бабидов под руководством Бабы( Али Мохаммада). В этом восстание принимали участие крестьяне, ремесленники, городская беднота и мелкие торговцы, те кто был против феодальной зависимости. Всего произошло 3 восстания и все они закончились жестоким подавлением. После неудачного нападения на шаха Наср-эд-дина в августе 1852 привело к массовым казням бабидов. На этом заканчиваются восстания бабидов в Иране.