Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:19, реферат
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Понятие морали………………………………………………………………………2
Функции морали……………………………………………………………..........3
Философия и мораль: выводится ли добро из знания?........................................7
Сущность и функции религии как вида духовного производства………………..8
2.1. Философия и религия: проблема веры…………………………………………9
3. Понятие традиции в современном идеологическом сознании……………………..10
4. Сходство и различие морального и религиозного сознания………………………..12
4.1. Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культуры……...13
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………………17
4. Сходство и различие
морального и религиозного
4.1. Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культуры……...13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
1. Понятие морали.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизывает
все сферы деятельности человека.
Можно выделить профессиональную мораль,
бытовую мораль и мораль семейную.
При этом моральные требования имеют
идейную основу, они связаны с
пониманием того, как человек должен
себя вести. Нравственное поведение
должно соответствовать
Нравственные представления
По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. Как заметил английский писатель Джером К. Джером, «самый тяжёлый груз - это мысль о том, что скажут о нас люди». В отличие от морали нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.
Некоторые теологи и философы, например
Иммануил Кант, полагали, что у человека
имеются врождённые представления
о добре и зле, т.е. внутренний
моральный закон. Однако жизненный
опыт не подтверждает этот тезис. Иначе
как объяснить тот факт, что
у людей разных национальностей
и вероисповеданий правила
Очень интересны с точки зрения происхождения морали исследования ученых – этологов. Начав исследовать поведение животных, этологи довольно быстро обнаружили, что те естественнонаучные объяснения, которые подходят к животному царству, вполне применимы и в отношении человечества в целом. Вернее не сами объяснения, а общие принципы подхода к решению различных проблем - от агрессии, эгоизма и альтруизма до культуры, этики и морали. Хотя разброс весьма широк, те исследования, которые положены в основу этих объяснений, обладают всеми признаками научного подхода, т.е. формулировкой гипотез, подлежащих тщательной проверке.
Соответственно целесообразно здесь привести этологическое определение морали. Мораль - проявление совокупности врожденных и приобретенных в процессе социализации актов поведения и схем (шаблонов) мышления направленных на сохранение и адаптацию человечества (как вида) к изменяющимся условиям существования. Что необходимо подчеркнуть особо в связи с этим определением?
Хотя этимологически мораль, этика и нравственность - одно и то же понятие, только выраженное сначала греческим, потом латинским и, наконец, славянским корнем (привычка, обыкновение, нрав) - здесь выделено два направления. Первое, это личная мораль (далее нравственность), которая представляет собой некий слепок некой общественной морали в сознании определенного человека (конкретные “...акты поведения и шаблоны мышления” в голове отдельно взятой личности, выраженные в нравственных качествах этого индивидуума, т.е. милосердии, благотворительности, чести, совести и т.д. и т.п.). Второе, это социальная мораль - некий набор (совокупность) «актов поведения и схем (шаблонов) мышления», которые бытуют в определенное время в определенном социуме. Стоит подчеркнуть, что хотя нравственность и мораль - понятия взаимосвязанные, они представляют собой разноуровневые нормативные регуляторы, только если нравственность действует на уровне отдельного индивидуума, то мораль на уровне групп людей. Вышеуказанную взаимосвязь можно пояснить, воспользовавшись аналогией: мораль и нравственность похожи на матрицу и оттиск, который получается под воздействием этой матрицы.
1.2. Функции морали.
Основной функцией морали является
регулирование взаимоотношений
всех членов общества и социальных
групп. Каждый человек имеет определенные
потребности (материальные и духовные)
и интересы, удовлетворение которых
может вступить в противоречие с
потребностями и интересами других
людей или общества в целом. По
"закону джунглей" эти противоречия
могли разрешиться через
Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.
В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер.
С делением общества на классы мораль
приобретает классовый
Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества.
Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью. Ф. Энгельс был прав в том, что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.
Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание.
В нравственном сознании следует выделить
два основных начала: эмоциональное
и интеллектуальное. Эмоциональное
начало выражено в виде мироощущения
и мировосприятия - это моральные
чувства, представляющие личное отношение
к различным сторонам жизни. Интеллектуальное
начало представлено в виде миропонимания
моральных норм, принципов, идеалов,
осознания потребностей, понятий
добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь
и соотношение этих начал в
нравственном сознании может быть различным
в разные исторические эпохи и
в мировоззрении различных
В структуре нравственного
Нравственный идеал является абстрактным
по форме, т.к. моральные принципы существуют
в виде понятий и категорий, являющихся
основой для оценочных
Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.
Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отношения человека ко всем социальным явлениям.
В нравственном сознании отражаются
общественные явления и поступки
людей с точки зрения их ценности.
Под ценностью понимается нравственное
значение личности или коллектива,
определенных поступков и ценностные
представления (нормы, принципы, понятия
добра и зла, справедливости). В
оценивающем сознании одни ценности
могут исчезать, а другие появиться.
То, что было нравственным в прошлом,
в современной жизни может
оказаться аморальным. Мораль не догма,
она развивается в соответствии
с ходом исторического
В жизни человека бывают такие ситуации,
когда нужно сделать моральный
выбор, выбор между многими
Категория свободы связана с
понятием ответственность и
Нравственное сознание связано
с другими формами
Специфика нравственного сознания
заключается в том, что в нем
отражены стихийно сформировавшиеся нормы,
оценки и принципы, подкрепленные
обычаями и традициями. Выполнение
нравственных требований личности оценивается
обществом, оно не связано с официальными
полномочиями определенных его представителей.
Человек сам может оценить
свои поступки и происходящие события,
опираясь на моральные нормы, поэтому
выступает как субъект с
Информация о работе Сущность и функции религии как вида духовного производства