Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:58, реферат
В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсоном секты « Народный храм». На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах, лежащих на поляне посреди тропического леса. Всего 912 человек уверовали в в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших внутренности, а затем затихнуть навсегда.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Основные черты тоталитарных сект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Признаки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Методы манипулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3Вербовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.3.1.Методы вербовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.Отличие тоталитарных сект от церквей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.Тоталитарные секты в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Реферат
по дисциплине:
Религиоведение
на тему:
" Тоталитарные секты»
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Основные черты тоталитарных сект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Признаки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Методы манипулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3Вербовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.3.1.Методы вербовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.Отличие тоталитарных сект от церквей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.Тоталитарные секты в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Введение
В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсоном секты « Народный храм». На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах, лежащих на поляне посреди тропического леса. Всего 912 человек уверовали в в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших внутренности, а затем затихнуть навсегда.
Так мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект смертельную опасность. Это был первый ставший широко известным в современном мире случай, продемонстрировавший смертоносность религиозного тоталитаризма. Первый, но к сожалению, не единственный.
В настоящее время существует много различных сект. Но, пожалуй, самыми опасными являются секты тоталитарного типа, которые активно используют в своем учении методы фашизма. Тысячи образованных, умных и на вид благополучных людей позволяют втягивать себя в мариады культов, выбраться из которых непросто. Эти люди становятся покорными и преданными своему хозяину, порой даже готовы отдать жизнь за «истинное» учение.
Поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день. Главной задачей данной работы является выявить основные черты, признаки, методы, виды тоталитарных сект, научиться определять чем отличается секта от религии и противостоять распространению сектантства путем информирования читателей.
1.Основные черты тоталитарных сект
1.1Признаки тоталитарных сект
“Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.
Выделяется 17 социальных признаков тоталитарных сект:
1.В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно что тебе не хватает.
2.Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
3.Мировоззрение группы
ошеломляюще просто и
4.Трудно составить
точную характеристику группы. Ты
не должен размышлять или
5.У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
6. Учение группы
считается единственно
7.Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
8.Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
9.Твоя группа —
это элита. Остальное
10.Ты должен немедленно стать членом группы.
11.Группа отграничивает
себя от остального мира, например
одеждой, пищей, особым языком,
четкой регламентацией
12.Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
13.Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
14.Группа наполняет
все твое время заданиями:
15.Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
16.Если ты начинаешь
сомневаться, если обещанный
17.Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.
Христианские западные сектоведы выделяют следующие четыре основных признака тоталитарных сект:
Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с Богом, то в секте все начинается с лидера и им же заканчивается, все зацикливается на нем. Никакой связи с Богом (каким сектанты его себе представляют) помимо лидера в секте нет и быть не может. Такую роль играет гуру почти в каждой секте. Очень многие секты со смертью гуру распадаются, а если этого не происходит, то либо в них появляется гуру-наследник .
Сектантская организация — это не религиозная организация в том виде, как мы обычно привыкли ее себе представлять. Если ее с чем-то сравнивать, то больше всего она похожа на мафию или на кадровую партию ленинского типа — сжатую “в один громящий кулак”, с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением, . Наиболее существенные особенности организации сект:
Метод—это то, что делает лидера лидером. Это то его изобретение, с которым он начинает покорение мира. Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках у гуру или организации. До конца этот метод всегда непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим.
При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом. Скажем, “Трансцендентальная медитация” проводит абсолютно бесплатную вводную лекцию о своем “научном методе”, не связанном с религией. Потом оказывается, что нужно записаться на платные курсы. Человек платит, и ему говорят, что нужно прийти в определенное место и принести с собой белый платочек, какой-нибудь круглый фрукт (типа яблока или апельсина) и цветок. Человек приходит и приносит все это. То, что человек принес, — жертвоприношение гуру. Таким образом, он, сам того не зная, принимает участие в идолопоклонническом жертвоприношении.
1.2 Методы манипулирования
Секрет успешности религиозно-мистических организаций прост. Они используют три основные потребности каждого человека:
1.3 Вербовка в тоталитарные секты
Обыкновенно люди не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секты сами ищут людей, чтобы завербовать их. Как правило в секты попадают:
1.3.1 Методы вербовки
Для вербовки последователей используют различные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге « Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект.
Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления». Куда более скрытно ведется наблюдение за новичками, их проверка, тестирование, оценка. Обычно каждый новичок становится после первого визита объектом глубокого изучения. Ведутся специальные картотеки. Фиксируются изменения в поведении. Определяются перспективы и целесообразность дальнейших контактов. Дело не в том, чтобы распахнуть ворота секты перед всеми «божьими детьми», а в том, чтобы вербовать крестоносцев.