Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:24, реферат
ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (ересь жидовствующих) иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV - н. XVII в. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова "жидовство". Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению, не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.
1.Ересь «жидовствующих».
ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (ересь жидовствующих) иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV - н. XVII в. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова "жидовство". Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению, не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.
Жидовствующие отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество.
Жидовствующие надругались над Честным Крестом, Святыми иконами и Мощами, совершая над ними бесчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной вере. По свидетельству св. Иосифа Волоцкого, глумясь над святынями, они говорили: "Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом".
Продолжением этого
глумления над всем святым
были блуд и разврат. Жидовствующие
священники совершали
Жидовствующие возбуждали в малодушных и маловерных сомнение в некоторых местах Священного Писания, и прежде всего Нового Завета; соблазняли и с помощью распространяемых ими отреченных, т.е. осужденных Церковью, книг - пособий по тайным наукам - и искаженных списков Священного Писания; пользовались и всем доступным им арсеналом иудейского чернокнижия и колдовства.
В организации секты
жидовствующих многое
Являясь непримиримыми
врагами Христианства, жидовствующие
скрывали ненависть к нему, втайне
рассчитывая постепенно
Начало ереси относится
к 1471, когда в Новгород в свите
князя Михаила Олельковича из
Киева прибыл жидовин Схария ("Захарья
евреянин", "Захарья Скарья
жидовин"), князь Таманский. Этот
хорошо образованный и
К числу наиболее почитаемых книг в этой секте, кроме Пятикнижия Моисея (Торы), относились сочинения Анан бен Давида, Моисея Маймонида и Аль-Газали, а также труды по каббале, астрологии и другим оккультным наукам. Как сообщал св. Иосиф Волоцкий, основатель секты Схария "изучен всякому злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконению и астрологии". Еще с X века караимы имели тесные связи с Иерусалимом и Константинополем. Как сообщает историк 3. Анкори, "Иерусалим X века был связан с Троками (местечко Трокай в Литве. - О. П.) позднего средневековья через плодотворное посредство караимского центра в византийском Константинополе". В XIV-XV вв. караимы активизировались в Византии, Турции, Болгарии и на Руси.
Как писал Г.М. Прохоров,
"когда обнаруживается, что византийско-турецкие
жидовствующие были "сионитами",
ревностнейшими из караимов, большие
расстояния - географические и временные
- между Малой Азией и Балканами
XIV в. и Великой Русью XIV-XVI вв. оказываются
преодоленными цепью
До возникновения ереси
жидовствующих иудейская секта
караимов уже предпринимала
Создавая секту жидовствующих
в Новгороде, караим Схария, по-видимому,
выполнял задание одного из
международных иудейских
Быстрое распространение
иудейской ереси в русской
духовной среде объяснялось
В XV в. по еврейскому
тексту было исправлено
Иудейские традиции
просматривались и в т.н. хронографической
редакции Толковой Палеи. Представленная
рядом рукописей, начиная со 2-й
пол. XV в., она содержала большое
количество апокрифического
Длительное существование
иудейской книжной традиции на
Руси объясняет в немалой
Некие крылошане пришли к иноку Зиновию спросить, истинно ли учение Феодосия Косого. Сами же они, как видно из их рассказа, склонялись к тому, что оно истинно. "Косой посему истинна учителя сказует, понеже в руку имеет книги и тыя разгибая, комуждо писаная дая, самому прочитати и сея книги рассказует. А попы и епископы православные - ложные учителя, потому что, когда учат, книг в руках не имеют".
Использование в русских
служебных книгах текстов, чуждых
православной традиции, вызывало
у людей сомнения в
Первым внешним проявлением
ереси жидовствующих уже в 1470-х
стали иконоборческие
Несмотря на неприличный,
скандальный характер, который приобретала
ересь жидовствующих, ее влияние
усиливалось. Примерно в 1480 еретики
проникают и в Москву. Здесь
они расширяют свою
Деятельность секты была разоблачена в 1487 архиеп. Геннадием, сообщившим о ней царю и митрополиту Геронтию. По указанию царя несколько еретиков, названных Геннадием, были арестованы и подвергнуты "градской казни" (наказание кнутом на торгу) за надругательство над иконами.
Высокопоставленные
Против жидовствующих встали все русские люди. Православная Церковь в лице ее лучших представителей: Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, архиеп. Геннадия Новгородского - дала еретикам достойный отпор.
Прежде всего были
просмотрены церковные книги
и из них изъято все чуждое
русской православной традиции,
ликвидированы иудейские
Архиепископ Геннадий
организовал также перевод
Преступления "жидовствующих"
против Христианства были
Пользуясь поддержкой
высокопоставленных
После Собора 1490, осудившего
ересь жидовствующих, борьба с
ними продолжалась еще почти 15
лет. Только в 1504 царь Иван III принял
решение созвать новый Собор.
На нем еретики еще раз
2. Нил Сорский и его отношение к ереси «жидовствующих».
Социальное происхождение преподобного Нила точно неизвестно. Сам себя он называл «невежей и поселянином» (в письме Гурию Тушину), но из этого не следует его крестьянское происхождение: самоуничижительные эпитеты характерны для такого рода литературы. Сам же преподобный Нил по этому поводу говорил: «Аще кто от родителей явленных мира, или сродники име от преимущихъ въ славе мира, или самъ в сану коемъ или в чести в миру бе. И сиа безумие суть. Сия бо сокрывати подобает». С другой стороны известно, что до пострига будущий подвижник служил подьячим, занимался списыванием книг, был «скорописцем». В сборнике Германа Подольного, одного из близких Нилу монахов Кирилло-Белозерского монастыря под 1502 годом сообщается о преставлении «Нилова брата» — Андрея, который был пострижен там с именем Арсений. Андрей Фёдорович Майко личность известная. Это один из видных дьяков при правительствах Василия II и Ивана III. Его имя часто встречается в документах тех лет. Андрей Майко стал родоначальником дворянского рода Майковых. Таким образом, Николай Майков был образованным горожанином и относился к служилому сословию.
Информация о работе Церковь в борьбе с ересью жидовствующих. нил сорский и иосиф волоцкий