Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:07, контрольная работа
Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.
СОДЕРЖАНИЕ
Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.
Православие является традиционной и культурообразующей (
Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру. Почему патриотизм и верность Православию у русского народа так естественно сочетаются с терпимостью к другим вероисповеданиям и с некоторым равнодушием к материальным потерям? Почему Православие никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем так открыто? Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то что это чаще всего совсем «невыгодно»? Видимо, Православная Церковь и русский народ несут в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытиё. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы Православия.
Истоки уважительного и доброжелательного отношения ко всем людям и вместе с тем готовности прийти на помощь нуждающимся в защите восходят к учению Христа.
Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего, всебратского во имя Христа.
Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.
Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень непросто.
Предки Русских до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.
С этого времени Православие стало официально государственной
религией на Руси. Во главе государства
мог стоять только православный монарх,
венчанный на княжение или царствование
по православной традиции. Официальные
акты государства (рождение, брак, венчание
на царство, смерть) регистрировались
только Церковью, в связи с чем совершались
соответствующие Таинства (
Все государственные церемонии сопровождались молебнами (
После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими (атеизм — отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. был В 1930 году в Москве запрещен колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения.
С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку.
Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, разного рода «целителей», а также миссионеров (распространителей) иных религий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш — предмет, якобы наделенный сверхъестественными свойствами). Причиненный ими многообразный вред обратил многих россиян за духовкой защитой к родным традициям.
В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.
В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.
В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Данная «политика» отношений Церкви и государства представляется крайне порочной и чреватой негативными последствиями. Диалог между Церковью и государством – это не только односторонняя попытка Церкви использовать рычаги и потенциал политической власти, но и возможность для действующей политической элиты оказывать идеологическое давление на свой потенциальный электорат. Таким образом, от симбиоза Церкви и государства получается интересный продукт – незаконнорожденное дитя, обладающее всеобщим контролем над умами миллионов граждан Российской Федерации.
Как убедительно показывает история, такой симбиоз только лишь разлагает и государство, и саму Церковь. Вместо святой Церкви она превращается в политический институт, в церковь идеологии и абсолютного домена в обществе. Мрачные периоды истории человечества, такие как «святая» инквизиция, крестовые походы, религиозные войны запада с востоком, насильственное крещение Руси князем Владимиром и др., показывают, к каким последствиям приводит отступление Церкви от той роли, какую изначально ей приписал Христос.
Симбиоз Церкви и государства вытекает из склонности человеческой натуры отступать от заповедей и воли Бога. Данное поведение Церкви – это всего лишь очередная попытка попасть на небеса через широкие врата. Ресурсы государственной машины – это запретный плод для Церкви. Но это отнюдь не значит, что Церковь не имеет права использовать данные ресурсы, но это означает, что Церковь не имеет морального (и, между прочим, законодательного) права использовать их в нечистоплотном продвижении, зачастую насильно, против воли человека, своего учения в общество. Так и государство не имеет никакого права использовать ресурсы Церкви для продвижения политических лозунгов, прикрываясь именем Христа, что можем наблюдать в настоящее время. Принцип «Богу Богово, кесарю кесарево» успешно попирается таким симбиозом. Следствие этого – проникновение в святую Церковь «политических наемников» и манипулирование настроениями общества на основе господствующего религиозного учения. Например, можно увидеть, как показательно молятся главы нашей политической элиты, как «целуются» руководители церквей с нашим политическим руководством, как усердно «выпрашивают» религиозные институты у государства финансы для строительства культовых сооружений. Для «перерожденной», отступившей от учения Христа Церкви государство, в первую очередь, - это огромный денежный мешок и, безусловно, власть, с помощью которой можно существенно увеличить численность своих прихожан. Такова действительность – мы живем в мире, где происходит повсеместная утрата христианских ценностей. Христианство в настоящее время больше напоминает «пушечное мясо», которое кидают на амбразуры, дабы дать проход алчности, жажде власти и денег, гонке за славой и популярностью. Это, разумеется, не должно иметь место в нашей стране и в мире, но, к сожалению, химера Церкви и государства – это реальность нашего времени. Позиция автора данной работы однозначна – Церковь и государство никогда не должно сращиваться, образовывать единый политико-религиозный организм. Так говорит Библия, так говорит и закон.
Статья 13 Конституции РФ устанавливает
политическое и идеологическое многообразие
в России. Данная норма – одна из самых
важных демократических завоеваний. Именно
это положение стимулировало демократические
процессы в начале становления демократических
институтов в РФ. Именно духовная, моральная
свобода человека и общества является
одним из механизмов саморегуляции и саморазвития
общества, без которого это становится
практически невозможным. Вспомним Советский
Союз, где тоталитарная идеология без
права оппозиции и высказывания отличного
от тоталитарного мнения, просто взорвало
советское общество изнутри. Свобода мысли
и слова – вот наиболее востребованный
лозунг всех демократических революций
и преобразований. В этой связи на Церковь
как на один из институтов гражданского
общества ложится огромная ответственность.
А именно – воспитание в людях толерантности,
веротерпимости и уважения к чужому мнению.
Отсутствие любой, подчеркиваю, любой государстве
Диалог Церкви и государства – это, в принципе, неизбежный процесс. Но этот диалог должен иметь четкие границы, делая акценты именно на сотрудничестве, а не злоупотребляя ресурсами обеих сторон. В России в настоящее время существуют такие границы в виде законодательного регулирования отношений Церкви и государства. Но, надо признать, стороны в диалоге часто пытаются игнорировать закон, пытаясь обойти четкие позиции российского права, а то и вовсе их игнорируя. За примерами далеко ходить не надо. Глава моего родного города прямо нарушает ст. 14 Конституции РФ, в которой установлено, что Российская Федерация – светское государство, при этом все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, а также п.4 ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ (далее Закон). Данное нарушение проявляется в том, что в его служебном кабинете стоит икона Серафима Саровского. Закон категорически запрещает государственным служащим размещать предметы религиозной символики, чем и является в данном случае православная икона. Другой пример – можно часто увидеть наших политиков, участвующих в богослужении, крестных ходах и т.п., что опять-таки носит характер пренебрежения законом и прямого его нарушения. Госслужащие могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. Церковь не имеет права предоставлять vip места для политиков в храмах, СМИ не должна транслировать по телевидению, радио, прессе их участие. В противном случае это превращается в показательную рекламу для простого человека, навязчиво указывающую ему, какой религии или конфессии он должен отдать приоритеты. Вот еще один пример, прямо показывающий возвеличивание отдельно взятой конфессии над другими. В преамбуле к ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ в четвертом и пятом абзацах указывается: «…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,…». Налицо законодательное, пусть и не столь грубое и существенное, как фактическое поведение политиков, возвеличивание православия над христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом и другими религиями. Православие внесло существенный вклад в российскую историю, но я задаюсь вопросом – зачем об этом так громко говорить, ущемляя интересы других конфессий? Хочу отметить, что российскую историю становило далеко не одно православие, а также протестантизм, ислам и язычество. Как на данное утверждение отреагируют последователи ислама, коих в нашей стране, по некоторым данным, насчитывается около 20 млн. человек? Провозглашая светское государство и равноправие религий, необходимо воздерживаться от подобного рода ляпсусов, могущих привести к нежелательным последствиям.
Информация о работе Церковь и ее роль в политической жизни общества