Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:24, реферат
Под вавилонской культурой понимается культура Южного Двуречья. Она сложилась в процессе исторического развития Южной Месопотамии с IV тысячелетия до н. э. вплоть до конца древневавилонского царства. Основными составными элементами этой культуры являются культурные достижения шумеров, воспринятые и развитые аккадцами и позднее вавилонянами, поэтому ее правильнее было бы назвать шумеро-вавилонской культурой. Эта культура легла в основу позднейших культур Двуречья, ассирийской и халдейской, и в основном не была ими превзойдена. Вавилонская культура уже во II тысячелетии оказала огромное влияние на культуру соседних с Месопотамией стран — Сирии, Финикии и Палестины. Некоторые важные заимствования из вавилонский культуры через посредство еврейской, греческой и римской перешли к европейским народам и до сих пор сохраняются в современной европейской культуре.
Введение
Под вавилонской культурой понимается культура Южного Двуречья. Она сложилась в процессе исторического развития Южной Месопотамии с IV тысячелетия до н. э. вплоть до конца древневавилонского царства. Основными составными элементами этой культуры являются культурные достижения шумеров, воспринятые и развитые аккадцами и позднее вавилонянами, поэтому ее правильнее было бы назвать шумеро-вавилонской культурой. Эта культура легла в основу позднейших культур Двуречья, ассирийской и халдейской, и в основном не была ими превзойдена. Вавилонская культура уже во II тысячелетии оказала огромное влияние на культуру соседних с Месопотамией стран — Сирии, Финикии и Палестины. Некоторые важные заимствования из вавилонский культуры через посредство еврейской, греческой и римской перешли к европейским народам и до сих пор сохраняются в современной европейской культуре.
Письменность, литература, научные знания.
Шумеро-Вавилонское письмо.
Все найденные памятники письменности написаны так называемым клинообразным письмом, знаки которого по своей форме в основном являются комбинациями горизонтальных и вертикальных клиньев. Эта форма письма установилась в первой половине III тысячелетия до н. э. и развилась из более примитивной формы рисунков-знаков. В клинообразных знаках легко угадать рисунки, из которых они произошли. Находят также изображения людей, животных, растений, элементы ландшафта: горы, леса, воду, а также утварь и орудия труда. Постепенно форма этих примитивных знаков изменялась в связи с расширением практического применения письма, а также с изменением материала для письма и изменением значения знаков. Древнейшие дошедшие до нас надписи были начертаны на каменных табличках идеограммами, т. е. знаками, из которых каждый обозначал слово или понятие. Позднее основным материалом для письма стали глиняные таблетки; текст наносился на сырые таблетки трехгранной палочкой, которая при надавливании оставляла знак в виде клина. Таким путем получились вместо прежних контуров-рисунков комбинации клинообразных знаков, но и знаки-рисунки не исчезли сразу, некоторые из них сохранились в упрощенном виде до середины III тысячелетия.
Одновременно с видоизменениями формы письма происходили также изменения в значении знаков. Прежние идеограммы постепенно превращались в слоговые знаки, т. е. в звуковые части слов. Эти слоговые, или силлабические, знаки составляют главную массу знаков клинообразного письма. Рядом с ними сохранилось некоторое количество идеографических знаков, и появились знаки, имеющие буквенное значение. Таким образом, клинообразная система письма была очень сложной и трудной для обучении. Всего в ней насчитывается около 500 знаков, многие из которых имело несколько различных значений.
До нас дошло сравнительно много произведений шумерской и вавилонской литературы III и II тысячелетий до н. э. По своему содержанию она так или иначе связана с религией. Подавляющее число ее произведений являются религиозными литургическими и магическими текстами, а те немногие произведения, которые не были связаны с культом, обрабатывают религиозные темы, главным образом мифологические. Произведений, которые связаны с иной тематикой, можно указать лишь единицы.
Мифология официальной религии выросла из народной мифологии, которая является одним из важнейших элементов народного устного творчества или фольклора. Поэтому в произведениях шумеро-вавилонской литературы встречается целый ряд фольклорных элементов. Особенно отчетливо они выступают в многочисленных мифах о происхождении мира, людей, земледелия и оседлой жизни в форме самых простых и бесхитростных народных сказаний, похожих на любые народные сказки аналогичного содержания.
Вавилонские поэты, использовавшие подобные древне шумерские сказания, создали высокохудожественные произведения литературы. Одним из наиболее ярких произведений такого рода является знаменитая поэма, называвшаяся по первым своим словам «Когда наверху». В основу содержания поэмы был положен шумерский миф о сотворении мира, в котором героем и творцом был Энлиль; но вавилонские жрецы заменили его Мардуком.
Самым высоким достижением вавилонской художественной литературы в области обработки мифологических сюжетов является большая эпическая поэма о Гильгамеше. Древнейшие памятники, рассказывающие о подвигах героя Гильгамеша, были составлены на шумерском языке; позднее они были переработаны и переосмыслены вавилонскими писателями, по-видимому, принадлежавшими к жреческой среде. Так возник вавилонский эпос о Гильгамеше, написанный на двенадцати больших таблицах, и каждая таблица является как бы отдельной главой поэмы. По своему замыслу и по своим художественным достоинствам она может быть отнесена к числу лучших произведений мировой литературы.
Поэма о Гильгамеше не принадлежит к числу памятников литургической литературы. Она не связана ни с определенным мифом, ни с определенным обрядовым ритуалом. Автор ее только использовал в качестве материалов ряд народных сказаний и мифов для создания произведения на свою собственную тему — на тему о жизни и смерти.
Эта проблема издавна занимала мысль шумеро-вавилонского общества. Существовали мифы и сказания, старавшиеся объяснить, почему боги бессмертны, а люди смертны. До нас дошло одно из таких сказаний, в котором причиной смертного удела людей выставляется неразумие первого человека — Адапы.
Из произведений нравоучительной литературы очень интересен «Разговор господина с рабом», в котором отразилось разложение верхушки рабовладельческого общества.
Были у вавилонян сборники нравоучительных изречений и правил; один из них, несомненно, относится в своей основе к древневавилонской эпохе. В этом сборнике красной нитью проходит страх перед внутренними заговорами и волнениями и проповедуется мораль классового мира и добровольного подчинения эксплуататорам, обращенная, очевидно, к общинникам. Наставления завершаются весьма выразительным советом молиться богам: «Жертва умножает жизнь, а молитва искупает грех».
К числу произведений светской литературы надо отнести некоторые царские надписи исторического содержания, дошедшие к нам от III и первой четверти II тысячелетия. Эти надписи, приближающиеся по своему содержанию к сказаниям, в художественной форме повествуют об исторических событиях того времени. Такой характер носит большая надпись Урукагины, в которой он описывает тяжкое положение населения Лагаша при своем вступлении на престол и рассказывает о своих реформах. К таким надписям относится надпись лагашского патеси Эаннатума о его походе против правителя Уммы и одержанной им победе.
Научные знания
Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, в своей книге "История начинается в Шумере" перечислил 39 предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Помимо первой системы письменности он включил в этот список колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, первых историков, первый "альманах земледельца", возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; впервые был создан образ "Ноя"; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели в виде "слитков на вес"), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе.
В области медицины у шумеров с самого начала были очень высокие стандарты. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.
Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями - им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одной надписи, раскопанной в Легаше, говорится о возможностях ремонта судов.
Первая печь для обжига кирпича также была построена в Шумере. Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов - процессом, при помощи которого различные металлы химически соединяются при нагреве в печи. С середины 3 тыс. до н.э. в производстве посуды применяют гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное.
Были найдены тысячи глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В некоторых из этих табличек содержались математические формулы и астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Математика шумеров имела "геометрические" корни и была очень необычна.
Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе исчисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества.
Религия. Искусство.
Вавилонская религия в том ее виде, как она выступает из религиозных текстов III и II тысячелетий, является синтезом шумерских и семитских элементов. Поэтому некоторые божества выступают под двойным наименованием — семитским и шумерским; из других божеств, выступающих под одним именем, за одними сохранились шумерские имена, за другими — семитские.
Весьма многочисленный вавилонский пантеон насчитывает не менее 100 различных божеств. Первое место в нем занимают «великие боги», которые первоначально были местными богами крупнейших центров Шумера и Аккада, а затем по тем или другим причинам получили более широкое признание. Такими богами до образования вавилонского царства были Энлиль, главный бог шумеров и бог земли, Ану, главный бог Урука, и Эа, главный бог Эриду. Еще в III тысячелетии жрецы объединили этих трех богов в триаду (троицу), правящую миром, и присвоили Ану господство над небом, а Эа — господство над морем и подземными водами.
Кроме этой триады, была другая группа божеств, пользовавшаяся общим признанием. Она состояла из бога солнца Шамаша (бог Сиппара), бога луны Сина (бог Ура) и двух земледельческих богов: Таммуза и его супруги Иштар. Таммуз и Иштар были божествами растительности и плодородия. Каждый год совершались праздники смерти и воскресения Таммуза, сопровождавшиеся мистериями, в которых изображались плач Иштар по Таммузу, схождение Иштар «в страну без возврата» на поиски Таммуза, борьба с богиней царства мертвых Эрешкигаль, воскрешение Таммуза и новое появление его на земле. В соседских общинах эти празднества происходили в связи с началом и концом земледельческого года, а драматические обряды, совершавшиеся коллективно всей общиной под руководством жреца имели магическое значение—должны были обеспечить успешный посев, урожай и благоприятную жатву. В больших городах эти народные церемонии были расширены, совершались с большой торжественностью и пышностью и сопровождались бесчисленными жертвоприношениями.
Культы Шамаша и Сина в сельских местностях также были связаны с производством— культ Шамаша с земледелием, а культ Сина — со скотоводством. Но в официальном пантеоне Шамаш приобрел функцию бога правосудия. Главный храм его в Сиппаре был местом высшей судебной инстанции, при храме было хранилище договоров и судебных актов.
Богиня Иштар в официальной мифологии была связана с планетой Венерой, и таким образом жрецами была образована первая группа астральных божеств—Шамаш, Син, Иштар.
После образования древневавилонского царства во главе пантеона был поставлен Мардук, который первоначально был только богом Вавилона. Ему был присвоен титул Бэла, т. е. господина государя, который ранее присваивался Энлилю; жрецы присвоили ему также функции Энлиля и Таммуза.
В честь Марлука и Вавилоне совершался весной праздник нового гола, называвшийся Загмук. Это был праздник в честь победы Мардука над Тиамат, воцарения его над богами, сотворения им мира и людей и основания им небесного Вавилона. Праздник сопровождался драматическими обрядами, которые совершались под чтение поэмы «Когда наверху» и изображали главнейшие эпизоды этой поэмы. Кроме того, на этом празднике в особом храме, называвшемся «палатой судеб», перед статуями великих богов, как будто в их собрании, жрецы совершали гадания о предстоящем годе. Эти гадания имели большое политическое значение, ибо царь должен был сообразовывать с ними свою внутреннюю и внешнюю политику. Праздник заканчивался обрядами, заимствованными из культа Таммуза и Иштар. Один обряд изображал смерть и воскресение Бэла-Мардука. При его совершении читался текст, в котором рассказывались обстоятельства смерти и воскресения Бэла, весьма напоминающие евангельский рассказ о смерти и воскресении Христа. Другой обряд изображал бракосочетание Мардука с его супругой Сарпанитум, этот обряд имел магическое значение обеспечения плодородия.